• 9 августа, 2021
  • 133

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС РФ (2019-2021). Часть 10

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Завершение работы над проектом федерального закона № 613239-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части совершенствования регулирования деятельности кредитных организаций по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации), внесенным на рассмотрение Государственной Думы депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым, А.А.Геттой; членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым 21.12.2018 г.

Указанный проект федерального закона принят Государственной Думой в третьем чтении 23.12.2020 г., 29.12.2020 г. подписан Президентом РФ (Федеральный закон № 479-ФЗ) и опубликован в «Российской газете».

Федеральный закон направлен на совершенствование законодательного регулирования деятельности кредитных организаций при реализации требований по сбору биометрических персональных данных и проведению биометрической идентификации. Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Изменения, вносимые Федеральным законом, касаются вопросов регулирования использования единой биометрической системы на финансовом рынке, статуса единой биометрической системы, ее функционирования и использования, возможности использования коммерческих биометрических систем, а также контрольно-надзорных полномочий в сфере обеспечения безопасности биометрических персональных данных и их обработки.

Так, Федеральным законом расширяются возможности использования единой биометрической системы для получения физическими и юридическими лицами любых финансовых услуг (а не только для открытия счета и получения кредита). Кроме того, предусматривается право, а не обязанность для банков с базовой лицензией собирать биометрические данные в единую биометрическую систему. При этом Банку России предоставляется право устанавливать условия сбора биометрических данных в единую биометрическую систему в зависимости от видов банковских подразделений (операционные кассы, отделения и т.д.).

Изменения, касающиеся статуса, функционирования и использования единой биометрической системы, предусматривают придание единой биометрической системе статуса государственной информационной системы. Также Федеральным законом устанавливается возможность использования единой биометрической системы для получения любых видов услуг. При этом использование единой биометрической системы для проведения идентификации физического лица (когда лицо еще не является клиентом организации) осуществляется в случаях, установленных федеральными законами или нормативными актами Правительства Российской Федерации. Согласно Федеральному закону, использование единой биометрической системы в рамках гражданско-правовых отношений допускается для аутентификации физического лица (когда лицо уже является клиентом организации).

Также предусматривается возможность реализации государственными органами своих функций, в том числе оказание государственных и муниципальных услуг, только с использованием единой биометрической системы. В случае если использование единой биометрической системы для реализации государственных функций невозможно (используется иной вид биометрических данных), могут использоваться другие государственные информационные системы. Федеральным законом устанавливается запрет на размещение и обработку в единой биометрической системе сведений, отнесенных к государственной тайне. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области безопасности, государственной защиты, государственной охраны, внешней разведки, а также Роскомнадзор наделяются полномочиями направлять запросы на обезличивание, блокирование, удаление биометрических персональных данных, вносить иные изменения в сведения, содержащиеся в единой биометрической системе, а также обрабатывать указанные сведения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Федеральным законом устанавливается закрытый перечень сведений, которые могут предоставляться из единой биометрической системы при ее использовании в рамках гражданско-правовых отношений. К функциям Минцифры России относится обеспечение возможности идентификации и аутентификации физических лиц на основе биометрических персональных данных с использованием единой биометрической системы и единой системы идентификации и аутентификации для предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций посредством заключения соглашений о взаимодействии с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг. В части регулирования использования коммерческих биометрических систем (информационных систем, осуществляющих обработку биометрических персональных данных, организаций финансового рынка, иных организаций) Федеральным законом вводятся следующие новации:

Устанавливается, что осуществление идентификации с использованием коммерческих биометрических систем возможно в случаях, установленных Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. При этом осуществление аутентификации и (или) идентификации с использованием коммерческих биометрических систем возможно после прохождения ими аккредитации. Федеральным законом устанавливаются требования к аккредитации и порядок ее проведения, а также особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) за аккредитованными организациями. Также вводится обязанность передавать в единую биометрическую систему биометрические данные, собранные в коммерческие биометрические системы. Также Федеральным законом вносится ряд изменений, связанных с осуществлением контрольно-надзорных полномочий. Так, Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля и надзора за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности биометрических персональных данных в коммерческих биометрических системах организаций финансового рынка. ФСБ России и ФСТЭК России наделяются полномочиями по осуществлению контроля и надзора за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности биометрических персональных данных в государственных информационных системах и коммерческих биометрических системах (за исключением организаций финансового рынка). Роскомнадзору вменяется обязанность по проведению контроля и надзора за обработкой персональных данных в единой биометрической системе, а также в государственных информационных системах и коммерческих биометрических системах при взаимодействии с единой биометрической системой. Также важно отметить, что расходы многофункциональных центров в субъектах Российской Федерации, связанные с размещением или обновлением в единой системе идентификации и аутентификации сведений, размещением биометрических персональных данных, будут финансироваться из федерального бюджета путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2021 года за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Так, часть положений вступает в силу с 1 января 2022 года или по истечении одного года после дня официального опубликования Федерального закона. Также установлены переходные положения для вступления в силу отдельных его норм. Так, в частности, устанавливается, что до истечения одного года после дня официального опубликования Федерального закона Минцифры России и оператор единой биометрической системы обеспечивают преобразование данной системы в государственную информационную систему в рамках соглашения, заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие ВСС, РСА и НССО в законопроектной сфере, затрагивающей интересы страхового сообщества, с палатами ФС РФ, федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ в период осенней сессии 2019 – весенней сессии 2021 гг. работы Госдумы ФС РФ VII созыва (2016-2021) осуществлялось путем участия Президента ВСС-РСА-НССО, вице-президентов ВСС-РСА-НССО, сотрудников исполнительного аппарата трех союзов в заседаниях профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, фракций Госдумы, Экспертных советов профильных комитетов палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий ТПП РФ, РСПП, парламентских слушаниях, «круглых столах», рабочих группах, совещаниях разного уровня, а также путем проведения различных встреч и переговоров на площадках федеральных министерств и ведомств, профильных подразделений Банка России, постоянного освещения этой работы в СМИ, в написании писем и обращений.

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…