- 3 августа, 2020
- 172
Как из-за пандемии придется измениться рынку страхования грузоперевозок
Пандемия и самоизоляция кардинально изменили бизнес-ландшафт экономики страны.
Во время самоизоляции около 20-30% парка машин «стояли возле забора». Именно на столько упал спрос на грузоперевозки в этот период по признанию клиентов платформы MUSTINS.RU. Соответственно отреагировал рынок ОСАГО, страхования грузов, страхования ответственности перевозчика.
Рынок грузоперевозок сейчас понемногу возвращается к прежним показателям, адаптируясь к новым условиям. Нужно отметить, что перевозки сразу отреагировали на спад деловой активности, но и восстанавливаться начали одними из первых. По мере снятия ограничений в разных регионах страны сразу же пропорционально стал увеличиваться спрос на доставку и транспортировку коммерческих грузов.
Новые тренды
Темпы восстановления сегмента коммерческих перевозок напрямую будут зависеть от темпов восстановления производства и потребления, поддержки государства, развития программ кредитования МСП.
По разным оценкам, объем российского рынка страхования коммерческого транспорта и рынка грузоперевозок составляет 85-100 млрд рублей. Восстановление его прежних объемов, скорее всего, станет возможным не раньше 2022 года.
Вместе с тем даже сегодня очевидно, что рынок никогда не будет прежним. На его развитие влияют не только внутренние процессы, но и экономические, законодательные изменения в других странах. Уже в этом году мы увидим сразу несколько новых трендов на рынке грузоперевозок.
- перераспределение грузопотоков в пользу внутренних перевозок
- развитие аутсорсинга в логистике
- развитие рынка складов временного хранения в регионах
- рост экспортной доставки для российских интернет-магазинов
Непростой сегмент
По оценкам MUST Insurance, значительная часть полисов ОСАГО категории “С” для грузовых автомобилей в РФ оформлены с нарушениями – занижена разрешенная максимальная масса (влияет на базовый тариф), не указана эксплуатация с прицепом (влияет на коэффициент прицепа), неверно указан стаж вождения лиц, допущенных к управлению (влияет на КВС). Все эти “неточности” ничто иное, как следствие действий страховых агентов, направленных на снижение стоимости полиса ОСАГО любым доступным способом. Более 1 млн грузовиков в России вообще не имеют страхового полиса ОСАГО.
В результате описанных манипуляций со стороны агентов и владельцев грузовиков, страховщики теряют большую часть тарифа и как следствие несут убытки в данном сегменте рынка. Одновременно с потерями в агентском канале также постоянно растет уровень мошенничества как в моторных видах, так и в страховании грузов и ответственности перевозчикаэкспедитора.
Вместе с тем, очевидно, что именно предприниматели, представители МСБ – это главная движущая сила экономики и задача страховщиков обеспечить их удобными и понятными страховыми продуктами. Объем рынка грузоперевозок мы оцениваем в $35 миллиардов. Это вполне конкретная перспективная ниша, где будет расти внутренний потребительский спрос, и он же будет стимулироваться государством.
Россия взяла довольно высокий темп цифровой трансформации. Благодаря быстрому развитию технологий обработки и анализа больших данных появятся новые способы повышения эффективности и преодоления сложностей даже на таком непростом рынке как страхование рынка грузоперевозок.
На мой взгляд, есть несколько условий для того, чтобы на рынке в такой ситуации появились актуальные страховые продукты для перевозчиков:
· конкуренция должна начать смещаться из ценовой области в область кастомизации продукта, повышения качества продуктов и услуг, их простоты и удобства. Для этого от страховщиков потребуются дополнительные инвестиции в ИТ, способность оперировать огромными массивами данных и мощная аналитика.
· выстраивание экосистем с предложением финансовых и страховых продуктов. Шаг вполне ожидаемый, учитывая, что не менее 25% покупок совершается через Интернет.
· появление новых инновационных методов и технологий в страховом скоринге. Например, в основе нашей платформы находится уникальная система скоринга ОСАГО категории “С” для грузовиков на основе технологий Big Data & Machine Learning. Страховые компании тоже довольно активно движутся в сторону создания собственных скоринг-продуктов на базе этих технологий и прибегают к сторонним разработкам.
· развитие дистанционных каналов продаж, доступность в цифровых каналах покупки полисов, а также процесса урегулирования.
В ближайшее время страховщики столкнуться с необходимостью активно инвестировать в цифровые продукты и это также приведет к росту спроса на InsurTech стартапы в России.