• 22 октября, 2025

Автоэксперт Шкуматов: такси бьёт рекорды покупок краткосрочных полисов ОСАГО

ОСАГО: общественная экспертиза

Информационный проект

Руководитель рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов рассказал, как сейчас обстоят дела у такси в сегменте ОСАГО.

Согласно данным Национальной страховой информационной системы (НСИС), за 9 месяцев текущего года продано 3 942 057 полисов ОСАГО с пометкой «такси». Среди указанного количества с января по сентябрь заключено 228 149 годовых договоров (общая премия 4,765 млрд. руб., средняя – 20 884 руб.), против 3 713 908 млн «коротких» (общая премия 835 940 руб., а средняя — 225 руб.). В среднем годовой полис обходится таксисту в 57 рублей в сутки, а краткосрочный однодневный – почти в 4 раза дороже.

Руководитель рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов рассказал, как сейчас обстоят дела у такси в сегменте ОСАГО, а также почему среди таксистов настолько популярны «короткие» полисы, хотя довольно очевидно – годовой договор существенно выгоднее:

«Достаточно ожидаемо, что именно водители такси являются основными покупателями краткосрочного ОСАГО, поскольку в этой сфере арендная схема работы доминирует над предоставлением услуг такси на своих автомобилях. Автопаркам нет финансового смысла приобретать долгосрочный полис ОСАГО без ограничения числа водителей для такси, гораздо проще приобрести в мобильном приложении полис на время работы конкретного водителя, переложив на него затраты на покупку ОСАГО.

Так, многие автомобили такси сдаются в аренду на срок от одного дня. Если человек с водительским удостоверением хочет заработать условно 5 000 рублей, он идет в таксопарк, получает ключи, работает 12 часов и получает эту сумму. Или потерявший работу берёт машину такси в аренду, ездит зарабатывает деньги пару тройку недель и параллельно ищет новое место. Устроившись, человек возвращает машину, и её сдают уже следующему желающему.

Такая краткосрочная аренда такси при приобретении ОСАГО на год предполагает покупку полиса без ограничения числа водителей, но эти полисы дорогие – коэффициент «мультидрайв» выше, что делает их менее выгодными по сравнению с краткосрочными договорами с указанием конкретных водителей. Плюс, когда машина простаивает в ожидании арендатора, никто страховку не покупает, и это ощутимая экономия. Из общего количества автомобилей в ФГИС «Такси», которое недавно составляло около 670 тысяч штук, можно сделать вывод, что краткосрочная аренда окончательно заняла доминирующее положение на современном российском рынке такси — теперь 58% машин такси арендные, и эта схема работы имеет тенденцию к росту. Только 42% машин такси имеет постоянных водителей.

Хочется отметить, что дисциплина в покупке ОСАГО таксистами за последние годы резко возросла, поскольку увеличились штрафы (сейчас за повторное нарушение штраф от 3 до 5 тысяч рублей), а также участились проверки машин такси на дорогах. Некоторые таксисты сообщают, что как минимум раз в неделю их останавливают и проверяют на соблюдение требований законодательства.

В целом, согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), очевидна положительная динамика для всех участников дорожного движения – частота страховых случаев с участием такси в январе-июне снижается в годовой динамике третий год подряд. Дороги становятся безопаснее – это радует, но важно и дальше прокачивать уровень дисциплины владельцев такси. Например, близится запуск камер для штрафов водителей без ОСАГО. 15 октября комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал в первом чтении законопроект, согласно которому штрафовать автовладельцев без полиса ОСАГО при фиксации камерой отсутствия договора, можно будет только один раз в сутки.

К слову, ситуация с полисами ОСГОП, которые защищают уже самих пассажиров, в том числе такси, хуже: эту страховку имеет не более 50% машин такси. Люди продолжают играть в опасную лотерею: есть полис, нет полиса – заранее пассажир не знает. Связано такое небольшое проникновение обязательного вида страхования с фактическим отсутствием контроля.

Инспекторы ГИБДД не проверяют наличие этого полиса, а рейды транспортных инспекторов в отношении такси редки. Ситуацию может переломить автоматический контроль на уровне ФГИС «Такси», когда наличие полиса ОСГОП (равно как и ОСАГО с пометкой «такси») будет проверяться путем запросов в НСИС и, в случае отсутствия полиса, разрешение будет отзываться или приостанавливаться. Однако архитектурные недостатки ФГИС «Такси» пока препятствуют такому автоматическому обмену информацией, поэтому наличие полиса приходится проверять вручную. Такие выборочные проверки уже приводят к отзыву разрешений на работу такси в ряде регионов, но масштаб пока незначительный.

В то же время мы имеем ряд положительных отзывов на компенсации по ОСГОП от пассажиров, к сожалению, пострадавших в ДТП в такси. Выплаты производятся быстро, без лишних проволочек, в должном объеме и помогают людям восстановить здоровье. Так что ОСГОП тоже работает, осталось увеличить дисциплину его приобретения, тем более что этот полис защищает и самих таксистов».

Похожие статьи

Страховое сообщество обеспокоено низким уровнем страхования такси по ОСАГО

Страховое сообщество обеспокоено низким уровнем страхования такси по ОСАГО

Российский союз автостраховщиков (РСА) обеспокоен низким уровнем страхования такси по ОСАГО. По оценке союза, на основе данных Национальной страховой информационной системы…
РСА фиксирует рекордный рост популярности инструментов оформления ДТП по европротоколу

РСА фиксирует рекордный рост популярности инструментов оформления ДТП по…

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), электронные сервисы для оформления ДТП по европротоколу установили в октябре 2025 года новые рекорды: число…
РСА подвел итоги показателей по ОСАГО за три квартала 2025 года

РСА подвел итоги показателей по ОСАГО за три квартала…

Как сообщали в Российском Союзе Автостраховщиков (РСА) ранее, за 9 месяцев 2025 года было заключено 37,6 млн договоров на полисы обязательного…