- 31 октября, 2023
- 140
ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ: НОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ В ОМС
О путях повышения эффективности контрольных мероприятий, проводимых страховыми медицинскими организациями рассуждает Руслан Хальфин, президент АО «МАКС-М».
30 лет прошло со времени вступления в полном объеме положений Закона о медицинском страховании граждан, обеспечивающего конституционное право граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Переход к обязательному медицинскому страхованию предусматривал глубокую перестройку отрасли: реформу здравоохранения, отработку механизмов финансовых взаимоотношений между медицинскими организациями, фондами и страховыми медицинскими организациями, а также правовых основ защиты прав застрахованных граждан.
Законодательно были установлены контрольные функции страховых медицинских организаций за объем, сроки и качество медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями на условиях договора.
Регулярно совершенствовался порядок осуществления контрольных функций страховых медицинских организаций в рамках программ обязательного медицинского страхования. До 2011 года оценка качества медицинской помощи, оказанной застрахованным по ОМС, осуществлялась в соответствии с порядками, утверждаемыми органами управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, медицинской ассоциацией и ассоциацией страховщиков. В этот период каждый регион мог внести свои специфические особенности как в порядок проведения экспертизы, так и в размер финансовых санкций, применяемых к медицинским организациям за выявленные дефекты, вплоть до парадоксальных. Так, в некоторых субъектах Российской Федерации не применялись или были минимальными финансовые санкции за дефекты, приведшие к летальному исходу, или за отказ в оказании медицинской помощи.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В 2011 году Законом об ОМС в Российской Федерации полномочия по определению порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи были возложены на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а в 2020 году — на Минздрав России. Были установлены единый порядок проведения контрольных мероприятий, нормативы и поводы их проведения, а также размер финансовых санкций.
В настоящее время страховыми медицинскими организациями и фондами проводится большой объем экспертной работы.
Обоснованность выявленных дефектов и размер финансовых санкций подтверждаются правом медицинской организации оспорить решение эксперта и контролем фондов за экспертной деятельностью страховых медицинских организаций.
С учетом пристального внимания органов исполнительной власти к вопросам здравоохранения объем экспертиз каждый год возрастает, в том числе по исполнению внеплановых запросов о качестве и результатах оказанной медицинской помощи отдельным категориям граждан. Страховой медицинской организации приходится изыскивать дополнительные ресурсы для выполнения договорных обязательств.
Однако практика показывает, что в большинстве случаев отсутствует линейная зависимость между количеством проведенных экспертиз, выявленными дефектами и показателями работы медицинских организаций, характеризующими качество медицинской помощи и ее доступность. Финансовые санкции, составляющие в среднем 1–1,5 % от суммы финансирования медицинской помощи, не могут служить инструментом мотивации по снижению выявленных страховой медицинской организацией дефектов. Результаты экспертизы приносят эффект только в случаях востребования их руководителями органов управления здравоохранением при принятии управленческих решений в адрес конкретной медицинской организации.
По результатам аудита Счетной палаты Российской Федерации системы защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС, проведенного в 2022 году, сделаны выводы о том, что контроль объемов и условий предоставления медицинской помощи по ОМС имеет потенциал для повышения эффективности за счет применения риск-ориентированного подхода при отборе случаев для проведения экспертизы, стандартизации подходов при проведении экспертных мероприятий, не зависящих от субъективного мнения эксперта.
КАК СДЕЛАТЬ КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНЫМ?
Каковы пути повышения эффективности контрольных мероприятий, проводимых страховыми медицинскими организациями, в результате которых улучшится качество и доступность медицинской помощи?
Отвечая на данный вопрос, прежде всего, надо определить, что является объектом контроля — оказанная медицинская помощь, медико-демографические показатели или данные социологических опросов?
Кроме того, необходимо учитывать современные условия трансформации системы здравоохранения — реализацию принципов ценностно-ориентированного здравоохранения, пациенториентированность медицинской помощи и создание единого цифрового контура в здравоохранении.
С учетом перечисленных особенностей необходимо изменить методологию контрольных функций страховых медицинских организаций и перейти от ретроспективной констатации дефектов оказания медицинской помощи к их профилактике, повышению прозрачности качественных показателей работы медицинских организаций на основе анализа больших баз с помощью цифровых технологий. Необходимо связать случай оказания медицинской помощи с результатами оценки работы медицинской организации, в том числе профессиональными ассоциациями и застрахованными гражданами, обеспечив публичность результатов для создания конкурентной среды и условий осознанного выбора медицинской организации застрахованными лицами.
При этом страховые медицинские организации должны являться одним из субъектов в экосистеме цифрового здравоохранения. Без технологии искусственного интеллекта невозможно эффективно осуществлять плановый мониторинг потребления медицинской помощи и контроль инцидентов страховых случаев на больших базах данных, поступающих в страховую медицинскую организацию.
Источником информации в цифровой модели контроля медицинской помощи в системе ОМС должен быть цифровой двойник страхового случая — цифровая копия объекта, насыщенного данными электронной медицинской карты. На его основе создается цифровой профиль застрахованного лица, в котором отражаются данные электронной медицинской карты, данные о страховых случаях на всем пути пациента. Цифровой профиль служит источником информации для анализа критериев качества оказания медицинской помощи, автоматического выявления отклонений от нормы, анализа данных о застрахованных лицах, в том числе о необходимости пройти обследование или профилактические мероприятия.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
Автоматизация процессов экспертизы и информационная система для поддержания экспертных решений для стандартизации подходов к ее проведению — один из элементов цифровизации деятельности страховой медицинской организации. Использование технологий искусственного интеллекта внесет значительные изменения в порядок проведения экспертизы. В результате большинство экспертных решений по установленным действующим Порядком критериев отбора на медико-экономическую экспертизу может быть вынесено на основании автоматизированной обработки счетов-фактур, содержащих данные электронной медицинской карты по страховому случаю — соблюдение сроков ожидания медицинской помощи, своевременность проведения лечебных мероприятий, несвоевременная постановка на диспансерное наблюдение, соблюдение назначений НМИЦ и др.
Кроме автоматизации процессов ретроспективного контроля оказанной медицинской помощи по данным реестров счетов, внедрение цифровых технологий в экспертную деятельность страховой медицинской организации позволит реализовать риск-ориентированный подход в экспертизе.
Одним из элементов цифрового контура является цифровой двойник медицинской организации, включающий базу данных о медицинской организации, ее ресурсах, результатах лечения. Разработка риск-профиля медицинских организаций для выявления на основе оценочных критериев деятельности рисковых зон позволит перейти к комплексным целевыми проверкам их работы. К таким параметрам относятся показатели качества и доступности оказания медицинской помощи по наиболее актуальным проблемам здравоохранения (онкология, сердечно-сосудистые заболевания, избыточная смертность мужского населения и др.), жалобы пациентов, результаты социологических опросов. Переход к целевым отборам позволит уйти от ежемесячных экспертиз в каждой медицинской организации, носящих порой формальный характер из-за соблюдения обязательств по выполнению объема экспертной работы.
Автоматизация процессов экспертизы и информационная система для поддержания экспертных решений для стандартизации подходов к ее проведению — один из элементов цифровизации деятельности страховой медицинской организации.
В риск-профиле медицинских организаций могут быть заложены индикаторы работы в разрезе отдельных эпизодов лечения, результаты в сравнении с другими медицинскими организациями, что позволит перейти от оплаты за услугу к оплате за результат лечения.
Переход методологии проведения экспертизы от ретроспективной оценки случая оказания медицинской помощи к интеграции контрольных функций страховой медицинской организации в систему ценностно-ориентированного здравоохранения, направленных на оценку конечных результатов и удовлетворение потребностей пациентов и застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования качеством предоставляемых медицинских услуг с помощью цифровых решений.
В сочетании с элементами ценностно-ориентированного здравоохранения цифровая трансформация позволит повысить эффективность контрольных функций страховых медицинских организаций, обеспечив гарантии застрахованному в получении качественной медицинской помощи и сформировать базу данных для реализации модели рискового страхования в ОМС и повышения ответственности страховой медицинской организации за застрахованных лиц.