• 31 октября, 2023

ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ: НОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ В ОМС

Хальфин Руслан

президент АО «МАКС-М»

ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ: НОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ В ОМС

О путях повышения эффективности контрольных мероприятий, проводимых страховыми медицинскими организациями рассуждает Руслан Хальфин, президент АО «МАКС-М».

30 лет прошло со времени вступле­ния в полном объеме положений Закона о медицинском страховании граждан, обеспечивающего конституционное право граждан Российской Федерации на бесплат­ную медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Переход к обязательному меди­цинскому страхованию предусматривал глубокую перестройку отрасли: реформу здравоохранения, отработку механизмов финансовых взаимоотношений между медицинскими организациями, фондами и страховыми медицинскими организаци­ями, а также правовых основ защиты прав застрахованных граждан.

Законодательно были установлены кон­трольные функции страховых медицинских организаций за объем, сроки и качество медицинской помощи, оказываемой ме­дицинскими организациями на условиях договора.

Регулярно совершенствовался порядок осуществления контрольных функций страховых медицинских организаций в рамках программ обязательного меди­цинского страхования. До 2011 года оценка качества медицинской помощи, оказанной застрахованным по ОМС, осуществлялась в соответствии с порядками, утверждаемы­ми органами управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, по со­гласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, медицинской ассоциацией и ассоциацией страховщиков. В этот период каждый реги­он мог внести свои специфические особен­ности как в порядок проведения экспер­тизы, так и в размер финансовых санкций, применяемых к медицинским организаци­ям за выявленные дефекты, вплоть до па­радоксальных. Так, в некоторых субъектах Российской Федерации не применялись или были минимальными финансовые санкции за дефекты, приведшие к летальному ис­ходу, или за отказ в оказании медицинской помощи.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В 2011 году Законом об ОМС в Россий­ской Федерации полномочия по опре­делению порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи были возложены на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а в 2020 году — на Минздрав России. Были установлены единый порядок проведения контрольных мероприятий, нормативы и поводы их проведения, а также размер финансовых санкций.

В настоящее время страховыми медицин­скими организациями и фондами прово­дится большой объем экспертной работы.

Обоснованность выявленных дефектов и размер финансовых санкций подтвержда­ются правом медицинской организации оспорить решение эксперта и контролем фондов за экспертной деятельностью стра­ховых медицинских организаций.

С учетом пристального внимания орга­нов исполнительной власти к вопросам здравоохранения объем экспертиз каждый год возрастает, в том числе по исполне­нию внеплановых запросов о качестве и результатах оказанной медицинской помощи отдельным категориям граждан. Страховой медицинской организации приходится изыскивать дополнительные ресурсы для выполнения договорных обя­зательств.

Однако практика показывает, что в боль­шинстве случаев отсутствует линейная зависимость между количеством прове­денных экспертиз, выявленными дефекта­ми и показателями работы медицинских организаций, характеризующими качество медицинской помощи и ее доступность. Финансовые санкции, составляющие в среднем 1–1,5 % от суммы финансиро­вания медицинской помощи, не могут служить инструментом мотивации по сни­жению выявленных страховой медицин­ской организацией дефектов. Результаты экспертизы приносят эффект только в случаях востребования их руководителя­ми органов управления здравоохранением при принятии управленческих решений в адрес конкретной медицинской органи­зации.

По результатам аудита Счетной палаты Российской Федерации системы защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС, проведенного в 2022 году, сделаны выводы о том, что контроль объемов и условий пре­доставления медицинской помощи по ОМС имеет потенциал для повышения эффек­тивности за счет применения риск-ориен­тированного подхода при отборе случаев для проведения экспертизы, стандартиза­ции подходов при проведении экспертных мероприятий, не зависящих от субъектив­ного мнения эксперта.

КАК СДЕЛАТЬ КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНЫМ?

Каковы пути повышения эффективности контрольных мероприятий, проводимых страховыми медицинскими организация­ми, в результате которых улучшится каче­ство и доступность медицинской помощи?

ИЗМЕНЕНИЯ ЗА 30 ЛЕТ

Отвечая на данный вопрос, прежде всего, надо определить, что является объек­том контроля — оказанная медицинская помощь, медико-демографические по­казатели или данные социологических опросов?

Кроме того, необходимо учитывать совре­менные условия трансформации системы здравоохранения — реализацию принци­пов ценностно-ориентированного здра­воохранения, пациенториентированность медицинской помощи и создание единого цифрового контура в здравоохранении.

С учетом перечисленных особенностей необходимо изменить методологию кон­трольных функций страховых медицинских организаций и перейти от ретроспективной констатации дефектов оказания медицин­ской помощи к их профилактике, повыше­нию прозрачности качественных показа­телей работы медицинских организаций на основе анализа больших баз с помощью цифровых технологий. Необходимо связать случай оказания медицинской помощи с ре­зультатами оценки работы медицинской ор­ганизации, в том числе профессиональными ассоциациями и застрахованными гражда­нами, обеспечив публичность результатов для создания конкурентной среды и условий осознанного выбора медицинской организа­ции застрахованными лицами.

При этом страховые медицинские органи­зации должны являться одним из субъ­ектов в экосистеме цифрового здравоох­ранения. Без технологии искусственного интеллекта невозможно эффективно осу­ществлять плановый мониторинг потре­бления медицинской помощи и контроль инцидентов страховых случаев на больших базах данных, поступающих в страховую медицинскую организацию.

Источником информации в цифровой модели контроля медицинской помощи в си­стеме ОМС должен быть цифровой двойник страхового случая — цифровая копия объ­екта, насыщенного данными электронной медицинской карты. На его основе создается цифровой профиль застрахованного лица, в котором отражаются данные электронной медицинской карты, данные о страховых случаях на всем пути пациента. Цифровой профиль служит источником информации для анализа критериев качества оказания медицинской помощи, автоматического выявления отклонений от нормы, анализа данных о застрахованных лицах, в том числе о необходимости пройти обследование или профилактические мероприятия.

ПО ДАННЫМ ФОМС В 2021 ГОДУ

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

Автоматизация процессов экспертизы и информационная система для поддержа­ния экспертных решений для стандарти­зации подходов к ее проведению — один из элементов цифровизации деятельности страховой медицинской организации. Ис­пользование технологий искусственного интеллекта внесет значительные измене­ния в порядок проведения экспертизы. В результате большинство экспертных решений по установленным действующим Порядком критериев отбора на медико-экономическую экспертизу может быть вынесено на основании автоматизирован­ной обработки счетов-фактур, содержа­щих данные электронной медицинской карты по страховому случаю — соблю­дение сроков ожидания медицинской помощи, своевременность проведения лечебных мероприятий, несвоевременная постановка на диспансерное наблюдение, соблюдение назначений НМИЦ и др.

Кроме автоматизации процессов ретро­спективного контроля оказанной медицин­ской помощи по данным реестров счетов, внедрение цифровых технологий в эксперт­ную деятельность страховой медицинской организации позволит реализовать риск-ориентированный подход в экспертизе.

ЧТО НЕОБХОДИМО РЕАЛИЗОВАТЬ НА ПРАКТИКЕ

Одним из элементов цифрового контура является цифровой двойник медицинской организации, включающий базу данных о медицинской организации, ее ресурсах, результатах лечения. Разработка риск-про­филя медицинских организаций для выявления на основе оценочных критериев деятельности рисковых зон позволит перейти к комплексным целевыми проверкам их работы. К таким параметрам относятся показатели качества и доступности ока­зания медицинской помощи по наиболее актуальным проблемам здравоохранения (онкология, сердечно-сосудистые заболе­вания, избыточная смертность мужско­го населения и др.), жалобы пациентов, результаты социологических опросов. Переход к целевым отборам позволит уйти от ежемесячных экспертиз в каждой медицинской организации, носящих порой формальный характер из-за соблюдения обязательств по выполнению объема экс­пертной работы.

Автоматизация процессов экспертизы и информационная система для поддержания экспертных решений для стандартизации подходов к ее проведению — один из элементов цифровизации деятельности страховой медицинской организации.

В риск-профиле медицинских органи­заций могут быть заложены индикаторы работы в разрезе отдельных эпизодов лечения, результаты в сравнении с другими медицинскими организациями, что позво­лит перейти от оплаты за услугу к оплате за результат лечения.

Переход методологии проведения экспер­тизы от ретроспективной оценки случая оказания медицинской помощи к интегра­ции контрольных функций страховой ме­дицинской организации в систему ценност­но-ориентированного здравоохранения, направленных на оценку конечных ре­зультатов и удовлетворение потребностей пациентов и застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования качеством предоставляемых медицинских услуг с помощью цифровых решений.

В сочетании с элементами ценностно-ориентированного здравоохранения циф­ровая трансформация позволит повысить эффективность контрольных функций страховых медицинских организаций, обе­спечив гарантии застрахованному в полу­чении качественной медицинской помощи и сформировать базу данных для реализа­ции модели рискового страхования в ОМС и повышения ответственности страховой медицинской организации за застрахован­ных лиц.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…