Диалог между врачом и пациентом: основа лечебного процесса

Диалог между врачом и пациентом: основа лечебного процесса

14-16 мая 2023 в ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России состоялась XXVI ежегодная Сессия НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева и Всероссийская конференция молодых ученых.

В рамках конференции член правления Всероссийского союза пациентов (ВСП) Полина Пчельникова выступила с докладом о проблемах в коммуникациях между пациентом и врачом. Данные проблемы были выявлены в ходе исследования, проведенного Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» по заказу Всероссийского союза пациентов и при поддержке Фонда президентских грантов.

«В последние годы очень много говорится о современных технологиях и цифровизации здравоохранения. Однако при любых обсуждениях вопросов оказания медицинской помощи не стоит забывать, что личные взаимоотношения между врачом и пациентом всегда являются основой лечебного процесса. Наличие доверия между пациентом и врачом, пациент-ориентированность, приверженность лечению, и как следствие положительные исходы лечения напрямую зависят от эффективного коммуникационного процесса при общении пациента и врача. В рамках исследования ВСП были выявлены ключевые проблемы в общении пациента и врача и предложено ряд системных решений данных проблем. Надеемся, что со временем вопросам коммуникации между врачом и пациентом будет уделяться больше внимания и общение пациента и врача будет становиться более эффективным, позволяя предупреждать ряд типичных конфликтных ситуаций и позволяя добиваться лучших результатов лечения для людей со всеми заболеваниями», – отметила Полина Пчельникова.

Среди ключевых выводов исследования:

Довольно низкая информированность пациентов о действиях при урегулировании сложных ситуаций и конфликтов с разными институтами на почве решения вопросов, связанных со здоровьем. Именно низкая информированность – ключевой фактор низкой активности пациентов в отстаивании своих интересов.

Личная позиция, во многом основанная на мифах и предубеждениях, – другой значимый фактор, тормозящий активность пациентов в урегулировании сложных ситуаций.

В настоящее время основные пути, используемые наиболее активными пациентами для урегулирования конфликтов с разными институтами – это обращение к главврачу, инициирование врачебной комиссии и обращение в региональные органы власти. Обращение в местные пациентские НКО имеет место в тех регионах, где эти организации наиболее активны.

Похожие статьи

Москва в числе лидеров по борьбе с менингитом

Москва в числе лидеров по борьбе с менингитом

Заболеваемость многими вакциноуправляемыми инфекциями в последние два года снова растет, замедлившись лишь в эпоху пандемии коронавируса.
Угроза менингита требует оперативной реакции системы здравоохранения

Угроза менингита требует оперативной реакции системы здравоохранения

Вакциноуправляемые инфекции по-прежнему уносят жизни людей. Одна из наиболее опасных – менингококковая – развивается настолько стремительно, что может привести к летальному…
Сбер выпустил платёжный стикер в честь Дня науки

Сбер выпустил платёжный стикер в честь Дня науки

Ко Дню российской науки, который отмечается 8 февраля, Сбер выпустил лимитированный тираж платёжного стикера для бесконтактной оплаты с эксклюзивным дизайном от…