Диалог между врачом и пациентом: основа лечебного процесса

Диалог между врачом и пациентом: основа лечебного процесса

14-16 мая 2023 в ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России состоялась XXVI ежегодная Сессия НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева и Всероссийская конференция молодых ученых.

В рамках конференции член правления Всероссийского союза пациентов (ВСП) Полина Пчельникова выступила с докладом о проблемах в коммуникациях между пациентом и врачом. Данные проблемы были выявлены в ходе исследования, проведенного Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» по заказу Всероссийского союза пациентов и при поддержке Фонда президентских грантов.

«В последние годы очень много говорится о современных технологиях и цифровизации здравоохранения. Однако при любых обсуждениях вопросов оказания медицинской помощи не стоит забывать, что личные взаимоотношения между врачом и пациентом всегда являются основой лечебного процесса. Наличие доверия между пациентом и врачом, пациент-ориентированность, приверженность лечению, и как следствие положительные исходы лечения напрямую зависят от эффективного коммуникационного процесса при общении пациента и врача. В рамках исследования ВСП были выявлены ключевые проблемы в общении пациента и врача и предложено ряд системных решений данных проблем. Надеемся, что со временем вопросам коммуникации между врачом и пациентом будет уделяться больше внимания и общение пациента и врача будет становиться более эффективным, позволяя предупреждать ряд типичных конфликтных ситуаций и позволяя добиваться лучших результатов лечения для людей со всеми заболеваниями», – отметила Полина Пчельникова.

Среди ключевых выводов исследования:

Довольно низкая информированность пациентов о действиях при урегулировании сложных ситуаций и конфликтов с разными институтами на почве решения вопросов, связанных со здоровьем. Именно низкая информированность – ключевой фактор низкой активности пациентов в отстаивании своих интересов.

Личная позиция, во многом основанная на мифах и предубеждениях, – другой значимый фактор, тормозящий активность пациентов в урегулировании сложных ситуаций.

В настоящее время основные пути, используемые наиболее активными пациентами для урегулирования конфликтов с разными институтами – это обращение к главврачу, инициирование врачебной комиссии и обращение в региональные органы власти. Обращение в местные пациентские НКО имеет место в тех регионах, где эти организации наиболее активны.

Похожие статьи

Юрий Жулёв принял участие в круглом столе «Актуальные вопросы организации оказания медико-социальной помощи пациентам с хронической обструктивной болезнью легких»

Юрий Жулёв принял участие в круглом столе «Актуальные вопросы…

31 мая в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Актуальные вопросы организации оказания медико-социальной помощи пациентам с хронической обструктивной болезнью…
Юрий Жулёв – о том, каким должно быть совершенствование оказания первой помощи

Юрий Жулёв – о том, каким должно быть совершенствование…

29 мая Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв выступил на круглом столе на тему "Первая помощь. Совершенствование правового регулирования".
Юрий Жулёв выступил на конференции «Персонализированная лекарственная помощь: наука, регуляторика, практика»

Юрий Жулёв выступил на конференции «Персонализированная лекарственная помощь: наука,…

23 мая сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв выступил на пленарном заседании научно-практической конференции, которая состоялась в Торгово-промышленной палате РФ.