- 14 декабря, 2021
- 186
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛОМБЫ ОПЕРЕДИЛИ ЗАКОН
Современные системы интеллектуального электронного пломбирования — «электронные пломбы» — минимизируют риск хищения и облегчают работу правоохране и страховщикам, отмечает в своем интервью Олег Сурганов, группа компаний «СТРАЖ». Но нормативно-правовые акты в России пока отстают от технического прогресса, что препятствует широкому применению современного оборудования в российских и межгосударственных перевозках.
Современные страховые технологии: Ваша продукция называется «умные пломбы». Какие задачи они позволяют решать?
Олег Сурганов: Наши устройства позволяют дистанционно в режиме реального времени контролировать отсутствие доступа к грузу, отследить маршрут движения автомобиля (вагона), санкционированные и несанкционированные остановки, сигнализируют об изменении свободного объема в фуре, перепадах температуры рефрижератора и так далее. Конечно, нет никакого смысла применять их для грузов, которые мало подвержены рискам хищения: насыпные грузы, цемент в упаковках и пр.
Однако механические пломбы с QR-кодом и RFID-метками, позволяющими идентифицировать объекты посредством радиосигналов, следует использовать при перевозке товаров народного потребления. Электронные пломбы настоятельно рекомендуется применять для защиты ценных, опасных, высокорисковых, подакцизных таможенных грузов или тех товаров, которые подлежат охране по правилам железнодорожных перевозок.
ССТ: Как регулируется применение этого оборудования?
О. С.: В ряде стран это признано обязательной услугой. Так, в Белоруссии работает один оператор, который сдает свои электронные навигационные замки по 58 долларов за всю перевозку через территорию страны, то есть на 2–3 суток. В Казахстане национальный оператор плату за аренду электронных навигационных замков не взимает, так как услугу перевозчикам оказывает Комитет государственных доходов на безвозмездной основе.
В России действует всего одна уполномоченная организация, которая осуществляет навешивание трекеров на санкционный транзит дополнительно к пломбам грузоотправителя. Их тариф — 67 долларов в сутки, то есть за перевозку от границы Китая до Евросоюза нужно заплатить порядка 1 тыс. долларов. Если стоимость всей перевозки с учетом субсидии китайского правительства обходится в 4–5 тыс. долларов, то платить 1 тыс. долларов за пломбу — это дорого. Но если сам груз стоит несколько миллионов долларов, цена, конечно, небольшая за то, чтобы обезопасить груз.
Еще раз подчеркну, что российский оператор навешивает не электронные пломбы, а трекеры, которые используются в рамках государственного проекта по заданию Федеральной таможенной службы. Это составляет порядка 10 тыс. перевозок в год или не более 1,5 % от всех грузоперевозок.
Иными словами, сохранность абсолютного большинства перевозимого груза при действующих сегодня технических средствах пломбирования остается ответственностью перевозчика и собственника груза.
СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ |
1 При хищении грузов на железной дороге груз из вскрытых вагонов часто выбрасывают на землю, а потом забирают его на каком-нибудь транспорте. При быстром реагировании охра- ны или полиции злоумышленники не успевают подобрать похищенное. Такой случай в нашей практике был на Московской железной дороге: груз (бытовая химия) на сумму несколько мил- лионов рублей был сохранен. |
2 Второй способ — хищение во время движения, когда к автофургону сзади пристраивается автомобиль, и из грузового отсека с тыль- ной стороны на ходу перекидывают товары.
Обычная пломба не может ничем помочь, а вот сигнал от нашей пломбы немедленно поступа- ет в личный кабинет системы мониторинга и водителю автомобиля.
|
ССТ: Государство больше никак не стимулирует защиту груза?
О. С.: Есть еще один государственный проект: согласно приказу Росжелдора № 285 от 16 июля 2020 года перевозка грузов через Крымский мост осуществляется либо при сопровождении сотрудников ведомственной охраны, либо при наличии электронных устройств контроля за перемещаемым грузом. Нашей компании есть чем гордиться: если грузоотправитель не выбирает охрану, то он выбирает электронные пломбы «БИГЛОК».
Что же касается цены, то при массовом применении стоимость аренды электронной пломбы снизится. Для этого государство может и должно стимулировать грузоотправителей применять электронные пломбы. Без программ государственной поддержки Россия так и будет закупать китайские замки, а прекрасные отечественные разработки будут пылиться на полках.
Кстати, аренда нашей пломбы в три раза дешевле, чем аренда трекера, который используется сейчас для контроля санкционных грузов, и цена не меняется с 2016 года.
ССТ: Какие риски для перевозчиков и для страховщиков снизит ваша «умная пломба»?
О. С.: Прежде всего, электронные пломбы минимизируют риск хищения. Благодаря нашей технологии любые нарушения условий транспортировки или потребительских качеств груза фиксируются сразу.
Если груз был застрахован, то страховщик может получить доступ к этой информации и совершенно справедливо судить, был ли страховой случай, и что послужило его причиной. То есть всегда можно установить виновника происшествия и получить объективную официальную информацию для предъявления регрессных требований. Причем, если сегодня такие случаи расследуются годами, то применение электронных пломб позволяет определить причины нарушений условий перевозки в считанные дни.
Кроме того, пломба позволяет оперативно реагировать. По заказу грузоотправителя мы заключаем договор реагирования, и сигнал тревоги передается ведомственной охране, если происшествие случилось на железной дороге, или частному охранному предприятию, если речь идет об автомобильном маршруте. Они могут быстро прибыть к месту происшествия и предотвратить попытку хищения груза. Для страховщика это возможность добиться сохранности груза вместо того, чтобы оплачивать убыток.
Наконец, охранные возможности сложного электронного устройства могут отпугнуть воров сами по себе.
ПРАВОВЫЕ БАРЬЕРЫ
ЛАРИСА КОРШУНОВА, GR директор АО «ОТЛК ЕРА», руководитель проекта КСТП «Сохранность & Электронные пломбы»
Основным вопросом, препятствующим широкому применению электронных пломб, является отсутствие правового регулирования на международном и национальном уровне в государствах ЕАЭС при трансграничных перевозках.
Целью такого правового регулирования должна стать возможность формирования бесшовных логистических цепочек. Во-первых, навигационную пломбу или «умный контейнер» может использовать перевозчик с момента погрузки груза в процессе перевозки в качестве устройства, которое повышает уровень сохранности, позволяет оперативно реагировать на нештатные ситуации.
Во-вторых, использование электронных пломб необходимо государственным органам транзитных государств при прохождении пограничных формальностей в пунктах пропуска и в рамках транзитных таможенных процедур как повод для упрощения таких формальностей и процедур, обеспечения фактически безостановочного движения через границу.
В этой связи необходимо сформировать общие подходы в части технических требований к «умным» устройствам, порядок взаимодействия участников перевозки при нештатных ситуациях и др., а также выработать предложения по упрощению контрольных процедур. Задача прорабатывается в рамках проекта Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП). Участниками проекта будут выработаны соответствующие предложения для дальнейшего обсуждения на международных площадках — ЕЭК, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ОСЖД, ЦИТ, МСЖД и др.
ССТ: А если угоняют целый автомобиль?
О. С.: Если автофургон похищен вместе с грузом и находится в отстойнике на «черном» складе, то пломба продолжает работать и передавать координаты. Это помогает правоохране оперативно вернуть похищенный груз. А данные, передаваемые пломбой, могут служить юридической основой для возбуждения уголовного дела и обеспечения соответствующих мер реагирования. Для МВД это практически гарантированное раскрытие преступления, и правоохранительные органы очень охотно используют информацию с наших устройств.
ССТ: Защищает ли ваше оборудование от подмены груза?
О. С.: Электронная пломба «БИГЛОК» состоит из двух частей: механическая пломба и электронный блок. Электронный блок можно вывести из строя, но на защите запорного узла останется механическая пломба. Она обязательно будет разрушена при вскрытии, и по этим признакам мы идентифицируем происшествие. В этом главное отличие технологии пломбирования от технологии досмотра. Обычный электронный замок используется для технологии досмотра, где требуется многократное закрытие и открытие, например, при перевозке сборного груза.
Если такой замок обесточить, то записи о несанкционированном вскрытии не останется: электронный замок висит, а груза нет.
Еще одно отличие состоит в устройстве управления. При управлении замком применяются терминалы, смартфоны, планшеты, ключи-карты. Если ключ существует, то рано или поздно он будет скопирован, похищен или найдется электронная отмычка.
В электронной пломбе никаких устройств управления не существует. Пломба активируется, встает на охрану в личном кабинете — и все. С этой точки зрения технология применения пломб является более защищенной.
Есть отличие и от обычной механической пломбы: ее можно проверить в начале маршрута, на остановке, если такая предусмотрена, и в конце маршрута.
Проверка дискретна и доступна только в этих точках. А электронная пломба сама автоматически передает информацию о своем состоянии (что она не нарушена) в режиме реального времени вместе с координатами и со всем комплексом дополнительных данных от момента ее навешивания до момента санкционированного снятия, что особо важно при смешанных перевозках грузов в контейнерах.
ССТ: Получается, страховщики могли бы сами поощрять грузоотправителей и перевозчиков использовать такое полезное оборудование?
О. С.: Это было бы логично. Например, сейчас очень популярно оборудование машины спутниковой сигнализацией. Страховая компания, как правило, предоставляет скидку на полис каско при наличии такой сигнализации.
Тот же механизм может применяться и при защите груза.
«УМНЫЕ ПЛОМБЫ» В АРЕНДУ
ВАЛЕРИЙ РУСИН, руководитель отдела продаж АО «Компания «Пиастрелла»
«Умные пломбы» мы берем пока нечасто — формируем портфель заказов. Как правило, оформляем услугу «под ключ» — все организационные вопросы берет на себя поставщик услуги. Единственное, что требуется от грузоотправителя — сделать поручение в перевозочных документах грузополучателю о необходимости проинформировать поставщика услуги о снятии пломбы.
При долгосрочной аренде, на срок более месяца, организационные вопросы по обороту электронных пломб придется регулировать самостоятельно, чтобы повысить коэффициент использования оборудования. Арендованная пломба должна работать, а не лежать на складе.
ССТ: Есть ли какие-то препятствия в правовом регулировании?
О. С.: Это главный вопрос.
Необходимо определить понятия, термины и условия применения электронных пломб в нормативных документах. Есть два нормоакта федерального уровня — Устав автомобильного транспорта и Устав железнодорожного транспорта. Дальше идут постановления правительства, ведомственные документы Минтранса РФ. И вот тут мы видим, что хоть техника пошла далеко вперед, никаких терминов, понятий и правил применения современных цифровых устройств в нормативных документах нет.
Грузоперевозчики, отправители, экспедиторы не понимают, как применять это устройство, потому что это не определено правилами перевозки и нормативными документами (Правилами пломбирования на железнодорожном транспорте предусмотрено применение электронных запорно-пломбировочных устройств). Здесь важен факт передачи ответственности: юридическая ответственность за груз передается именно по пломбе грузоотправителя. Сейчас есть только одно распоряжение РЖД о применении электронной пломбы «БИГЛОК» на железной дороге — она единственная из всех электронных устройств контроля определена как пломба грузоотправителя.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КРАЖИ ИЛИ ПОРЧИ ГРУЗА
НИКОЛАЙ АРХАРОВ, директор ТОО «Транс Мониторинг Автоматизация», Республика Казахстан
Электронная пломба зафиксировала несколько тревожных событий на железнодорожной станции и передала информацию в диспетчерский центр мониторинга и контроля за грузами. Диспетчер отправил информацию группе быстрого реагирования о точном местонахождении вагона и манипуляциях, происходящих с электронной пломбой. В течение 30 минут группа быстрого реагирования прибыла в указанное место и задержала злоумышленников, пытающихся вскрыть запорный узел и проникнуть в вагон.
Можно сказать, что электронная пломба — своего рода аналог «черного ящика» самолета.
Сведения о местоположении, скорости движения, силе удара, зафиксированные электронным блоком, являются объективными данными для предотвращения хищений груза, проведения расследования.
ССТ: Признаются ли данные ваших устройств на территории других государств?
О. С.: Правила применения электронных устройств контроля в межгосударственном сообщении пока не закреплены. То есть наша электронная пломба не может сейчас выехать за пределы национальной территории, в странах СНГ она не принята. Если в России мы можем отправить наше устройство как пломбу грузоотправителя, то на санкционном транзите ее можно использовать лишь как дополнительное контрольное устройство. Но это очень узкий сектор перевозок.
А в межгосударственном сообщении наше оборудование ни под каким предлогом применяться не может, потому что железнодорожные администрации между собой не договорились, не утвердили правила применения электронной пломбы.
Между тем, у нашего оборудования хорошие перспективы использования в межгосударственных перевозках, в том числе — в мультимодальных, то есть при перегрузке с корабля на железнодорожный или автотранспорт. И корейские, и японские компании были бы рады применять нашу электронную пломбу, но у нас нет возможности указать это устройство в перевозочных документах.