- 3 декабря, 2019
- 154
Крупнейшие розничные банки и НБКИ представляют новый проект – Персональный кредитный рейтинг
Главная особенность программы состоит в том, что, получая свой Персональный кредитный рейтинг (производный инструмент кредитной истории, позволяющий заемщику посмотреть на себя «глазами банка») в НБКИ, гражданин не только понимает, насколько «качественной» является его кредитная история, но и на какие конкретно условия по кредитам банков он может рассчитывать. Таким образом, благодаря созданию ПКР использование кредитного рейтинга в стране не только приобретает конкретный смысл, но и наполняется реальным содержанием.
Теперь, зайдя на сайт НБКИ, каждый гражданин, имеющий учетную запись на портале Госуслуг, может не только получить свою кредитную историю, узнать число своего кредитного рейтинга, но и получить возможное персональное предложение от банков-участников проекта. При этом данное предложение может оказаться значительно интереснее его рыночных аналогов и содержать разнообразные бонусы. Чем выше значение ПКР, тем на более широкий спектр кредитов и лучшие условия может претендовать заемщик. Однако решение о предоставлении кредита остается на усмотрение каждого конкретного банка. Важно отметить, что 2 раза в год ПКР можно получить абсолютно бесплатно.
В свою очередь, использование ПКР выгодно и банкам, так как ведет к сокращению их затрат на маркетинг и оценку кредитных заявок, по которым принимаются отрицательные решения. Также важно отметить, что ПКР способствует решению задач по повышению финансовой грамотности граждан, формированию у них осознанного отношения к кредитам, а также повышению прозрачности системы розничного кредитования. Кроме того, знание своего ПКР стимулирует гражданина, в числе прочего, лучше обслуживать свои обязательства.
Александр Викулин, генеральный директор НБКИ: «Создание максимально понятного заемщику инструмента оценки кредитного качества – Персонального кредитного рейтинга – будет способствовать повышению доверия к рынку розничного кредитования и всей банковской системе страны. По сути, старт проекта ПКР ознаменует собой начало формирования стандартизированной оценки кредитного качества заемщиков. Теперь банки-участники проекта ПКР могут обратить внимание своих клиентов на прозрачность правил, на основании которых принимаются решения о выдаче кредитов. При этом банки также получат возможность эффективного управления входящим потоком заявок за счет поощрения заемщиков с определенными значениями ПКР, т.е. определенного кредитного качества».
Николай Волосевич, руководитель дирекции по развитию кредитных карт Альфа Банка: «Мы считаем, что для граждан ПКР – очень удобный и качественный инструмент контроля своего финансового состояния и оценки собственных возможностей для получения кредитных продуктов. В этом проекте для нас важно, что мы имеем возможность сделать человеку конкретное предложение непосредственно на странице с результатом его рейтинга на сайте НБКИ. При этом для нас очевидно, какие именно кредитные риски соответствуют тому или иному диапазону кредитного рейтинга. В этой связи получателю ПКР предлагаются только определенные кредитные продукты и условия по ним, на которые он реально сможет претендовать. Соответственно, чем выше будет значение ПКР клиента, тем более широким будет спектр предлагаемых клиенту кредитов и тем более привлекательными будут для него условия по ним».
Анастасия Мухачёва, риск-директор карты рассрочки «Совесть», КИВИ Банк: «Для нас важно, что Персональный кредитный рейтинг рассчитывается НБКИ – авторитетным и независимым инфраструктурным институтом, который консолидирует информацию о кредитах почти 100 млн. граждан. При получении ПКР гражданам предоставляется возможность оценить собственные шансы на получение нашей карты. А вместе с ней и удобный инструмент контроля и повышения собственной финансовой дисциплины. В свою очередь, мы надеемся, что благодаря ПКР в адрес нашего проекта будет налажен «поток» заявок граждан с понятным нам уровнем кредитного риска. Это не только позволит снизить затраты на андеррайтинг, но и сократит возможный негативный эффект со стороны тех заявителей, которые получают отказ в выдаче кредитных средств».
Дамиан Леклер, директор департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка: «Новый инструмент, разработанный Национальным бюро кредитных историй – это серьезный шаг в сторону стандартизации рынка розничного кредитования. Он по-настоящему удобен обеим сторонам, задействованным в процессе выдачи кредита – и клиенту, и банку. Теперь благодаря ПКР клиент без особых трудностей сможет понять, как его «видит» банк, а банк сможет оптимизировать внутренние процессы».
Сергей Хотимский, Первый заместитель председателя правления ПАО «Совкомбанк»: «ПКР повышает прозрачность ценообразования банковских услуг. Граждане смогут отслеживать изменение своего рейтинга и понимать его влияние на возможность получить кредит. Это станет еще одним инструментом в повышении финансовой грамотности и дисциплины. Кроме того, проект НБКИ станет первой массовой попыткой открыто связать скоринговый балл и стоимость кредитов для потребителя, что также важно для формирования цивилизованного финансового рынка».
Алексей Луценко, директор по развитию розничного бизнеса СКБ-банка: «ПКР – простой и понятный для всех индикатор кредитного качества. Для заемщика это возможность быстро оценить свои шансы на получение кредита и не вникать во все параметры достаточно объемной кредитной истории. Для банка наличие ПКР упрощает оценку заемщика и позволяет сформировать оптимальные кредитные предложения для клиентов с различными уровнями рейтинга. Например, обладателям высокого ПКР СКБ-банк предлагает снижение на 1% от базовой ставки по кредиту «Простой и удобный».
Данил Анисимов, вице-президент, директор департамента продуктов и портфельного менеджмента Тинькофф: «Мы рады принять участие в проекте НБКИ и видим в нем потенциал для финансового рынка. Персональный кредитный рейтинг позволит укрепить доверие клиентов к банкам, сделает систему оценки кредитной нагрузки еще более понятной и прозрачной. Клиент всегда будет знать свой кредитный балл и лучше понимать, на какие условия по кредиту может рассчитывать, а банк сможет предлагать клиентам еще более персонализированные решения».
Денис Тур, директор по развитию электронного бизнеса Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР): «Мы рассматриваем ПКР как высокотехнологичную программу лояльности для клиентов, реализуемую НБКИ и ведущими игроками розничного кредитования. Ее основная цель состоит не только в оценке гражданами «качества» своей кредитной истории, и в понимании ими конкретных условий по кредитам банков-участников ПКР, на которые они могли бы рассчитывать. Но самое, на наш взгляд важное, это то, что с учетом своего ПКР клиент сможет выбрать из перечня банков, готовых предоставить ему те или иные кредитные продукты, лучшее предложение. Проект Персонального кредитного рейтинга существенно упрощает взаимодействие клиентов и банков, так как всего за несколько кликов клиенту предлагаются условия, на которые он может претендовать в зависимости от полученного им числового значения ПКР».
Диаграмма. Банки-участники проекта ПКР по состоянию на 03.12.2019