• 6 декабря, 2020
  • 106

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ВРАГ АВТОЮРИСТОВ

Галась Игорь

Заместитель главы администрации Краснодарского края

О состоянии рынка автострахования Кубани, проблемах и тенденциях его развития, а также роли региональной власти в просвещении автомобилистов в интервью журналу «Современные страховые технологии» рассказал заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края Игорь Галась.

Современные страховые технологии: Игорь Петрович, у рынка автострахования края есть какие-то особенности?
В общероссийском масштабе страховщики обеспокоены ситуацией с «автоюризмом». Конкретно для Кубани это тоже проблема?

Игорь Галась: Краснодарский край — это регион с высокой концентрацией страховых организаций и стабильно высокими показателями по объемам собираемых премий по всем видам страхования. В первом полугодии, по данным ЦБ РФ, сборы страховых премий составили 12,5 млрд руб. с ростом почти на 2,5 % к аналогичному периоду прошлого года. В структуре премий по добровольным видам на первом месте — страхование жизни (3,3 млрд руб.), на втором — страхование имущества (3,12 млрд руб.), на третьем — личное страхование (1,95 млрд руб.). Считаю, что рост востребованности в услугах страхования — это показатель не только сознательности населения, но и экономического и социального благополучия региона в целом. Сейчас Краснодарский край по собранным страховым премиям занимает первое место в Южном федеральном округе, а среди регионов России — пока 7-е. Так что, есть к чему стремиться. И потенциал есть.

Причем, как мне кажется, в большей степени это потенциал для повышения качества страховых услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Кстати, по ОСАГО край занимает 4-е место в стране. Сборы страховых премий за первое полугодие 2020 года составили 4,1 млрд руб. с ростом на 1,6 % к аналогичному периоду 2019 года.

К сожалению, как и в целом по стране, здесь есть несколько «болевых точек». Во-первых, проблема покупки страховых дел недобросовестными посредниками — автоюристами.

Автоюристы за фиксированное воз­награждение или процент от суммы выигранной в суде премии обещают клиентам разрешить в их пользу самые сложные споры со страховой компанией. Однако зачастую умалчивают, что страхователю придется потратиться на уплату налогов — 13 % с полученного автоюристом дохода, то есть с сумм штрафных санкций. Если этого не сделать добровольно и своевременно, то страхователя ждет новое судебное разбирательство, теперь уже с налоговой, а также санкции. Как показывает практика, обращение к автоюристам далеко не всегда оправдывает ожиданий клиентов.

Еще одна проблема и страховщиков, и кубанских автолюбителей — поддельные полисы ОСАГО. Иногда скидка на такие полисы достигает 50 %. Приобретая полис ОСАГО через посредников, но по привлекательной цене, автомобилисты иногда даже не представляют, к каким последствиям это приводит.

Подделывается полис с помощью внесения посредником в договор ложных данных, понижающих цену ОСАГО: более низкая мощность автомобиля, изменяется территория страхования, завышается возраст и стаж тех, кто будет управлять машиной и другое. В итоге пострадавшей стороной оказывается автолюбитель, который при ДТП не получает положенную выплату. Также страдают ни в чем не повинные законопослушные автовладельцы, которым потом еще предстоит взыскивать через суд с виновника сумму причиненного ущерба.

ССТ: Что, по Вашему мнению, является причиной распространения мошенничества в автостраховании?

И. Г.: Все эти проблемы, в основном, следствие низкого уровня финансовой грамотности: недостатка знаний конечного потребителя — страхователя, недостаточной просветительской работы самих страховых компаний. Мало рекламировать стоимость услуг, нужно еще транслировать информацию о сути, свойствах и качествах страховых продуктов.

Кроме того, страхователь плохо проинформирован о новых способах и возможностях защиты своих прав, например, о возможности досудебного урегулирования споров с помощью финансового омбудсмена.

Я убежден, что качественное информационное взаимодействие страховых компаний с клиентами — это залог доверия к страховщикам. Региональные власти тоже не остаются в стороне. Мы, в свою очередь, тоже занимаемся финансовым просвещением: орган власти, взаимодействующий с участниками рынка страховых услуг, — министерство экономики Краснодарского края.

ССТ: Какие именно меры предпринимаются министерством?

И. Г.: Вообще, повышением уровня финансовой грамотности населения в различных направлениях мы активно и постоянно занимаемся с 2008 года.

В рамках работы по финансовому просвещению автомобилистов региона мы делаем упор на информирование через региональные СМИ, изготовление социальной рекламы, выпускаем и распространяем разъяснительные листовки, развешиваем баннеры. Например, сейчас на обочинах дорог во многих муниципалитетах края можно видеть большие баннеры «Осторожно, автоюристы»! Аналогичные листовки и тематические буклеты мы распространяем в МФЦ, отделениях соцзащиты, размещаем на остановках общественного транспорта и других наиболее посещаемых местах.

На сайте министерства экономики края сформированы специальные разделы, где размещена актуальная информация для автолюбителей: электронный полис ОСАГО, европротокол, компенсационные выплаты, оформление ДТП, что нужно знать об ОСАГО, автоюристы.

Нашу информационную кампанию активно поддерживают и Всероссийской союз страховщиков (ВСС), и «Ассоциация страховых организаций Краснодарского края». Министерство экономики и «Ассоциация страховых организаций Краснодарского края» подписали совместный план мероприятий по повышению финансовой грамотности потребителей страховых услуг в регионе. Основная цель реализации мероприятий этого документа — формирование у автовладельцев устойчивых и актуальных знаний о последствиях обращения к услугам посредников в автостраховании, последовательности действий при наступлении страхового случая, а также возможных рисках при покупке поддельных полисов ОСАГО.

В ближайшее время мы планируем проведение тематических занятий в автошколах региона по вопросам оформления европротокола, действий при ДТП, порядка обращения к финансовому омбудсмену при урегулировании споров со страховой компанией и другим темам, актуальным для будущих водителей. Лекторами на занятиях выступят представители страховых организаций. Кроме того, планируем транслировать в отдаленных автошколах предварительно записанные вебинары.

В рамках работы по финансовому просвещению автомобилистов региона мы делаем упор на информирование через региональные СМИ, изготовление социальной рекламы, выпускаем и распространяем разъяснительные листовки, развешиваем баннеры.

ССТ: Насколько помогают предпринимаемые меры — снижается ли уровень мошенничества? Что планируете предпринять в следующем году и можно ли искоренить автоюризм навсегда?

И. Г.: На основе «Мониторинга региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО», который ежеквартально проводит Банк России, Краснодарский край в 2020 году по сравнению с 2019 годом вышел из так называемой «красной» зоны по рискам в ОСАГО. По итогам первого полугодия регион сохранил и закрепил свои позиции в средней, «желтой» зоне.

За первое полугодие 2020 года по сравнению с 2019 годом в крае снизилась частота страховых случаев с 5,46 % до 5,02 %. Кроме того, Кубань вошла в число регионов, где Банком России отмечена позитивная тенденция снижения скользящего коэффициента выплат — он рассчитывается, как отношение страховых выплат к страховым премиям. В крае этот показатель по сравнению с 2019 годом снизился на 13,4 %.

В следующем году мы планируем продолжить работу по финансовому просвещению населения края, в том числе автомобилистов. Убежден, что базовые финансовые знания сегодня необходимы всем без исключения. Со временем рост уровня финансовой грамотности населения позволит практически исключить факты мошенничества на рынке автострахования. И, конечно, со стороны страховщиков необходимо безоговорочное соблюдение сроков выплат страховых возмещений.

ССТ: Как Вы оцениваете уровень сотрудничества ВСС с местными страховщиками? Какую помощь они вам оказывают в борьбе с мошенниками и что требуется дополнительно?

И. Г.: Администрация края на протяжении многих лет успешно взаимодействует со Всероссийским союзом страховщиков, Российским союзом автостраховщиков и со страховщиками, работающими на территории региона. Хотелось бы отметить информационно-разъяснительную работу, которую в этом году проделал ВСС. Мы увидели информационную активность и на федеральных каналах, и в региональных СМИ, много публикаций в Интернете.

При готовности страховых организаций и их профессиональных объединений администрация края готова и в дальнейшем оказывать всестороннее содействие в проведении информационных кампаний. Рассчитываем на своевременное и активное участие в подобных мероприятиях всех заинтересованных сторон.

 

 

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на себестоимость

ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на…

Для развития страхования киберрисков необходимы ряд стимулирующих мер, таких, как законодательное регулирование, выработка общих стандартов по страхованию, информирование граждан и юрлиц…
ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

Строгий контроль со стороны работников страховой компании и постепенная цифровизация процессов позволяют эффективно бороться со злоупотреблениями со стороны страховых посредников. Однако…
«ОБЛОЖИТЬ ФЛАЖКАМИ»

«ОБЛОЖИТЬ ФЛАЖКАМИ»

Судебная практика наглядно демонстрирует, что системные превентивные меры по борьбе с мошенничеством среди агентов и посредников позитивно влияют на статистику преступлений.…