• 11 апреля, 2025

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова рассказала о планах по развитию подходов к разрешению споров из договоров ОСАГО

Финансовый уполномоченный

Досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями

Одной из главных проблем ОСАГО на сегодняшний день является урегулирование убытков в форме организации ремонта. Такое мнение высказала Финансовый уполномоченный Светлана Максимова, выступая на конференции «Claims&Pays 2025. Урегулирование убытков в страховании». Она отметила, что речь идет, прежде всего, о спорах между потребителями и страховыми организациями, где последние не исполнили обязанность по ремонту поврежденного автомобиля.

По ее словам, проблема носит массовый характер. Так, некоторые страховые организации расторгли договоры со всеми (либо с большинством) СТОА, осуществляющими ремонт в рамках ОСАГО, и продолжительное время не заключают новые договоры. Также наблюдаются массовые отказы СТОА от ремонта в рамках ОСАГО. При этом она отметила, что, в соответствии с Законом об ОСАГО ключевым способом урегулирования убытка является организация ремонта.

На сегодняшний день финансовый уполномоченный при рассмотрении дел, связанных с неисполнением страховщиком обязанности по ремонту, принимает отдельные отказы СТОА и отсутствие договоров со СТОА в качестве обоснованной причины для смены формы возмещения с ремонта на выплату с учетом износа.

Однако судебная практика сейчас сформировалась таким образом, что никакие отказы СТОА, а также отсутствие договоров со СТОА не могут служить причиной для смены формы возмещения по договору ОСАГО. Если страховщик отказывает в ремонте по таким причинам, суды взыскивают с него убытки, которые рассчитываются как рыночная стоимость ремонта автомобиля и размер которых не ограничен страховой суммой, установленной Законом об ОСАГО, отметила Финансовый уполномоченный.

Такие разночтения в правоприменительной практике в ряде случаев не позволяют в досудебном порядке урегулировать спор окончательно, в связи с чем потребители обращаются в суд.

«О значительном числе таких обращений сообщают нам с беспокойством сами страховщики. В то же время де-факто все эти иски в суд связаны лишь с массовым отказом компаний от ремонта как от формы урегулирования убытка. С этим же связано и увеличение на 7 % в 2024 году обращений по ОСАГО в Службу финансового уполномоченного», – сообщила Светлана Максимова.

Светлана Максимова отметила, что проблема «убытков в ОСАГО» имеет системный характер. Нарушение обязанности по ремонту возможно при любых геополитических условиях – в этом смысле «убытки» уже никуда не денутся, даже когда все сложности с поставкой запчастей будут преодолены. Решению этой проблемы однозначно будет способствовать корректировка нормативного регулирования, которая может быть инициирована Банком России.

«Мы, безусловно, готовы участвовать в работе регулятора над изменением регулирования ОСАГО. Однако сейчас мы не можем продолжать не реагировать на сложившуюся ситуацию и планируем привести свои подходы к рассмотрению споров по «убыткам в ОСАГО» в максимальное соответствие со сформировавшейся судебной практикой. Это не произойдет мгновенно, мы будем корректироваться с соблюдением всех наших внутренних процедур, но в итоге мы планируем прийти с судами к единому подходу. В то же время полагаем, что необходимые нормативные изменения позволят выровнять ситуацию на рынке ОСАГО в самое ближайшее время», – заключила Светлана Максимова.

Похожие статьи

Страховое сообщество обеспокоено низким уровнем страхования такси по ОСАГО

Страховое сообщество обеспокоено низким уровнем страхования такси по ОСАГО

Российский союз автостраховщиков (РСА) обеспокоен низким уровнем страхования такси по ОСАГО. По оценке союза, на основе данных Национальной страховой информационной системы…
12 ноября – IV Конференция ВСС по устойчивому развитию и управлению климатическими рисками – «ESG-Insur 2025»

12 ноября – IV Конференция ВСС по устойчивому развитию…

12 ноября 2025 года (среда) в 10:00 Всероссийский союз страховщиков (ВСС) проведет IV Конференцию по устойчивому развитию и управлению климатическими рисками -…

12 ноября – Конференция «Развитие клиентского сервиса, маркетинга и…

Конференция «Развитие клиентского сервиса, маркетинга и продаж в страховой отрасли России» пройдет 12 ноября 2025 года в AZIMUT City Hotel Olympic…