- 25 октября, 2016
- 169
Государство — не «дойная корова»
заместитель начальника Всероссийского научноисследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС
Актуальные проблемы страхования от чрезвычайных ситуаций мы обсудили с заместителем начальника Всероссийского научно- исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Игорем Сосуновым.
Актуальные проблемы страхования от чрезвычайных ситуаций мы обсудили с заместителем начальника Всероссийского научноисследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Игорем Сосуновым.
Современные страховые технологии: Какие опасности и угрозы XXI века определяют необходимость внедрения страховых механизмов от чрезвычайных ситуаций?
Игорь Сосунов: В отношении уязвимости к природным и техногенным бедствиям и катастрофам Россия занимает промежуточное место между развитыми и развивающимися странами. По критерию численности пострадавших и погибших она ближе к развивающимся странам, по критерию экономического ущерба — приближается к развитым странам. Обращаю ваше внимание, что до 90 % ущерба, причиняемого катастрофами развивающимся странам, не покрывается за счет страхования, в то время как развитые страны компенсируют до 30 % экономических потерь посредством использования страховых механизмов. Поэтому внедрение в Российской Федерации механизмов страхования от ЧС является чрезвычайно актуальным.
ССТ: Какое значение страхование рисков ЧС имеет для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации? И. С.: В современных экономических условиях создание и внедрение системы страхования рисков ЧС может стать одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере обеспечения безопасности. Поэтому в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года особое внимание уделяется развитию страхования на случай стихийных бедствий, природных катастроф, техногенных аварий и пожаров, представляющих существенную угрозу для населения, экономики и в целом для национальной безопасности России. Кроме того, современная социально-экономическая обстановка в России требует перехода от безвозмездного финансирования расходов по ликвидации последствий ЧС из бюджета государства, проводимого по факту возникновения ЧС, к заблаговременному планированию и страхованию указанных расходов. В этой связи, применение механизмов страхования рисков ЧС позволит оказать позитивное влияние на обеспечение национальной безопасности страны. К сожалению, сложившаяся система оказания помощи гражданам, пострадавшим в ЧС, не мотивирует их к самостоятельному финансовому обеспечению своих имущественных интересов посредством страхования.
Сегодня природные чрезвычайные ситуации происходят в мире в 4 раза чаще, чем 30 лет назад, а их последствия становятся все более разрушительными. Количество жертв в мире от разрушительных природных явлений в последние годы увеличивается ежегодно на 4,3 %, а пострадавших — на 8,6 %. Экономические потери растут в среднем на 6 % в год. В России регистрируемых природных бедствий в 3–4 раза меньше, чем, например, в США и Китае, но остается значительным количество техногенных ЧС. По среднемировой статистике в природных ЧС гибнет на порядок больше людей, чем в техногенных (в США в 3,5 раза больше, в Китае — в 7,3 раза). В XXI веке Россия вошла в число лидеров по максимальному ущербу от одной техногенной ЧС, так как у нас обратная ситуация — почти 60 % погибших приходится на техногенные ЧС. Ущерб от аварии в 2009 году на Саяно-Шушенской ГЭС составил 40 млрд рублей, от аномальной жары и лесных пожаров в 2010 году — сотни миллиардов рублей. Катастрофическое ливневое наводнение 2012 года в г. Крымске нанесло ущерб порядка 20 млрд рублей, а аномальное наводнение на Дальнем Востоке страны — более 500 млрд рублей. По данным экспертов, ежегодный экономический ущерб России (прямой и косвенный) от ЧС составляет 1,5–2 % от ВВП, что значительно сдерживает социальноэкономическое развитие страны и ее регионов. |
ССТ: Как вы относитесь к законодательной инициативе по необходимости страхования гражданами своего жилья, которое может пострадать от стихийных бедствий?
И. С.: Стихийные бедствия причиняют существенный ущерб жилью граждан России, поэтому вопросы страхования жилья от стихийных бедствий очень актуальны. Разработан и внесен на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий». Законопроект предполагает, что гражданам, проживающим в зонах возможных стихийных бедствий будет предложено два варианта:
- застраховать свое жилье и, в случае его уничтожения природными катастрофами, получить новую собственную квартиру или дом;
- не страховать свое жилье; в этом случае предполагается предоставить пострадавшему жилое помещение, но только по социальным нормам общей площади и не в собственность, а в социальный наём.
Я описал упрощенную схему страхования, предусмотренную законопроектом, который, безусловно, будет еще дорабатываться и корректироваться. Но, с моей точки зрения, предложенная законопроектом идея является здравой и необходимой, о чем свидетельствует положительный зарубежный опыт. Всем нужно понимать, что государство — не «дойная корова» и не может обеспечивать безопасность имущества граждан при безразличном их отношении к своему жилью.
ССТ: Влияет ли страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов на безопасность потенциально опасных производств?
И. С.: Вопрос не простой. Сама идея Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» предусматривала учет при расчете страхового тарифа коэффициента, отражающего оценку безопасности опасного объекта и определяемого, как произведение показателей, характеризующих: уровень выполнения требований безопасности, уровень готовности организации к предупреждению, локализации и ликвидации ЧС и степень подверженности окружающей среды воздействию последствий аварии. Однако принятая редакция закона закрепила право (но не обязанность) страховщика применять понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в т. ч. с учетом соблюдения технической и пожарной безопасности объекта и его готовности к предупреждению и ликвидации ЧС. Нетрудно догадаться, что отсутствие обязанности страховщика учитывать уровень безопасности объекта привело к тому, что страховщики уровень безопасности не учитывают и, соответственно, страхователи лишаются стимула повышать уровень безопасности своих опасных объектов. Таким образом, по моему мнению, страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов не в полной мере оправдало возложенные на него надежды и, если влияет на безопасность потенциально опасных производств, то очень незначительно.
По экспертным оценкам, максимальныйобъем рынка страхования на случайстихийных бедствий может быть оцененв 92,6 млрд рублей.
ССТ: Работает ли у нас механизм страхования от ядерных и радиационных аварий?
И. С.: На территории Российской Федерации ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан определяет Федеральный закон от 21 ноября 1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». При этом максимальные пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, в отношении любого одного инцидента установлены Венской конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб, ратифицированной 21 марта 2005 года Федеральным законом № 23-ФЗ. Таким образом, Россия находится в международном правовом поле по страхованию ответственности за нанесение ядерного ущерба, что является значительным подспорьем в снижении риска и смягчении последствий радиационных катастроф.
ССТ: Ликвидация ЧС зачастую требует от организаций и предприятий значительных расходов. Предусмотрено ли в России страхование расходов организаций на ликвидацию последствий катастроф и стихийных бедствий?
Страхование гражданскойответственности владельцев опасныхобъектов не в полной мере оправдаловозложенные на него надежды.
И. С.: Страхование расходов организаций на локализацию и ликвидацию ЧС — это новый вид страхования. Законодательными и нормативными правовыми актами установлены требования к организациям по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС. Создание резервов направлено на экстренное привлечение необходимых средств при возникновении ЧС, оперативное оказание помощи пострадавшим территориям и населению, уменьшение негативных последствий, спасение человеческих жизней. Резервы являются важным составным элементом единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Несмотря на значительные темпы роста резервов финансовых и материальных ресурсов в целом по России, во многих субъектах объем резервов, приходящийся на душу населения, является неоправданно низким. Наиболее широко применяются следующие способы формирования финансовых резервов на ликвидацию ЧС:
- привлечение банковских ресурсов;
- привлечение собственных ресурсов;
- привлечение ресурсов страховой компании.
Для привлечения ресурсов страховой компании предприятие должно принять решение о необходимой сумме страхования, выбрать страховую компанию и заключить договор страхования с последующим его предоставлением в территориальный орган МЧС России. По данному виду страхования страховая компания возмещает предприятию расходы, возникшие при наступлении ЧС. Страховая сумма определяется по соглашению сторон, исходя из принципа необходимой достаточности средств для ликвидации и локализации ЧС, а страховой тариф определяется в зависимости от вида деятельности предприятия и других факторов и находится в пределах от 1,5 % до 2 % от страховой суммы. Таким образом, при привлечении ресурсов страховой компании предприятие не будет нести дополнительных расходов, кроме расходов на страховую премию, а в случае ЧС будут расходоваться только средства страховой компании. ЧС всегда происходят внезапно и зачастую приводят к последствиям, к которым руководители предприятий оказываются не готовыми ни с морально-психологической, ни с экономической точки зрения. В этом случае страховые механизмы являются, не побоюсь этого слова, «палочкой-выручалочкой». Несмотря на ряд трудностей, сопровождающих внедрение в России механизмов страхования ЧС, в целом, страховые механизмы являются эффективным средством как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера. А внедрение указанных механизмов позволяет повышать эффективность мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, при одновременном снижении затрат бюджетов различных уровней.