- 10 декабря, 2017
- 157
ИНИЦИАТИВА – ПРИВЕТСТВУЕТСЯ
Одни из главных вопросов, которые беспокоят страховых брокеров, — это налогообложение и избыточное регулирование. Сегодня только 7 % доходов брокеры России получают от клиентов-страхователей. Отсюда — зависимый статус брокера по отношению к страховщикам, от которых поступает основная оплата его услуг. В конечном итоге страдают интересы потребителя и замедляется развитие рынка, так как не формируется квалифицированный спрос на страховые услуги. Возможно ли что-либо изменить в перспективе? На эти вопросы отвечает для «Современных страховых технологий» председатель Комитета по финансовому рынку Госдумы РФ Анатолий Аксаков.
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
В настоящее время налоговое законодательство в России препятствует развитию подотрасли страховых брокерских услуг: в отличие от страховых взносов, расходы предприятий на оплату услуг страховых брокеров не освобождены от налога на прибыль. Возможно ли в перспективе изменение этой ситуации внесение изменений в главу 25 Налогового кодекса РФ для вывода расходов предприятий на страховые брокерские услуги из-под налогообложения?
Возможно, если такой проект будет внесен в Государственную Думу и принят в установленном порядке. В настоящее время подобной законодательной инициативы на рассмотрении Государственной Думы нет.
О ПРОПОРЦИОНАЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Страховой брокерский рынок в России неоднороден: есть крупные компании, в том числе подразделения ведущих международных брокеров, работающие с крупными промышленными клиентами, и есть небольшие региональные брокеры, ориентированные на малый и средний бизнес. Возможно ли снять избыточное регулирование с небольших брокеров?
Вопрос о дифференциации подходов к регулированию деятельности финансовых организаций в зависимости от размера их уставного капитала и масштабов осуществляемой ими деятельности заслуживает внимания.
Первым сегментом финансового рынка, где такой подход был реализован, стал банковский сектор. Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 92-ФЗ был внесен ряд изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Все банки были разделены на две группы — банки с универсальной лицензией (имеют право осуществлять все банковские операции) и банки с базовой лицензией (имеют право осуществлять банковские операции с учетом ограничений, установленных законом). Для банков с базовой лицензией сокращается объем информации, который они обязаны раскрывать, и устанавливаются минимальные требования к размеру уставного капитала и собственных средств. Закон вступил в силу с 1 июня 2017 года.
Дифференцированный подход может быть реализован и в иных сферах финансового рынка, в частности, в страховании. Однако практическая реализация такого подхода должна учитывать и специфику деятельности субъектов страхового дела, и все риски, связанные с принятием подобного решения.