• 6 мая, 2024
  • 79

ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

Аксаков Анатолий

Председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку

ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ОСАГО на российском рынке действует уже более 20 лет, но этот социально значимый вид страхования по-прежнему находится в фокусе внимания законодателей. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказал, какие вопросы приходится решать сегодня депутатам, и что ожидает автомобилистов в ближайшем будущем.

ССТ: Почему в последнее время Государ­ственная Дума столько внимания уделяет обсуждению ОСАГО?

Анатолий Аксаков: Комитет Госдумы по финансовому рынку ведет постоян­ный мониторинг практики применения Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — феде­ральный закон об ОСАГО), в том числе анализирует поступающие к нам обра­щения граждан по данной проблемати­ке. Мы постоянно стремимся улучшать работу этого инструмента, чтобы дать людям возможность более гибко его использовать.

Постоянно возникают сложные ситу­ации, связанные с эксплуатацией авто­мобилей, поставленных из Европы или США. Сейчас ремонт таких автомобилей затруднен, запчасти поставляют со слож­ностями. В связи с этим рассматриваются различные варианты, включая налажива­ние производства необходимых деталей внутри страны. На самом деле, в этом нет ничего необычного. Даже те страны, где нет проблем с зарубежными по­ставками, производство автозапчастей локализуют на своей территории. Так ремонт получается и дешевле, и быстрее. Например, сегодня в Китае внутри стра­ны производится 80 % запасных частей. В России такого никогда не было: у нас практически все запчасти завозились из-за рубежа.

… Рассматриваются варианты налаживания производства необходимых деталей внутри страны. На самом деле, в этом нет ничего необычного. Даже те страны, где нет проблем с зарубежными поставками, производство автозапчастей локализуют на своей территории. Так ремонт получается и дешевле, и быстрее.

Еще один фокус внимания законода­теля — система видео- и фотофиксации правонарушений на дорогах. Процесс этот начался, нужно продолжать двигаться в этом направлении. Есть очень хорошие возможности использовать камеры для выявления виновников ДТП и правильно выплачивать компенсацию вреда. Также нам очень важно наладить с помощью та­кого же оборудования проверку наличия полисов ОСАГО.

ССТ: В начале года рассматривался законопроект о расширении случаев осуществления страхового возмещения по договорам ОСАГО. Почему он был отклонен?

А. А.: Этим законопроектом предлага­лось в федеральном законе об ОСАГО урегулировать порядок осуществления страхового возмещения вреда, причинен­ного пострадавшим в результате неза­конных действий (бездействия) госу­дарственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состо­яние автомобильных дорог, и организа­ций коммунального комплекса. Комитет не поддержал концепцию законопроекта и рекомендовал Государственной Думе отклонить его в первом чтении по той причине, что возложение на страховые организации обязанности по возмещению вреда, причиненного самостоятельными субъектами гражданских правоотноше­ний, которые не застраховали в страхо­вых организациях свою ответственность в пользу потерпевших, не имеет под собой законных оснований и нарушает общие принципы возмещения вреда, установлен­ные как ФЗ об ОСАГО, так и Гражданским кодексом РФ.

ССТ: По разным оценкам, количе­ство транспортных средств без полисов ОСАГО на дорогах страны достигло 25–30 %. Отсутствие полиса негативно отражается на финансовых интере­сах пострадавшего. При этом с марта 2024 года у автовладельцев появилась возможность оформлять «короткие» полисы. Как они смогут повлиять на си­туацию?

А. А.: Думаю, у определенных категорий владельцев транспортных средств заклю­чение краткосрочных договоров ОСАГО будет востребовано. Однако сомневаюсь, что договоры ОСАГО со сроком действия от одного дня до трех месяцев получат широкое распространение.

Личные транспортные средства приоб­ретаются гражданами для постоянного использования, и в этом случае нужен договор ОСАГО с длительным сроком действия — по крайней мере, сезонным, который будет соответствовать реальному периоду использования транспортного средства. Редкие, разовые поездки дешевле совершать, пользуясь услугами такси или каршеринга. Тем более что и стоимость краткосрочного полиса ОСАГО будет существенно выше, чем пришлось бы заплатить за аналогичный период време­ни в рамках действия обычного договора ОСАГО. Так что я воспринимаю кратко­срочные договоры, скорее, как экзотику, однако не вижу причин, почему у граждан не может быть и такой опции в рамках закона об ОСАГО.

ДОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БЕЗ ПОЛИСОВ ОСАГО НА ДОРОГАХ СТРАНЫ

ССТ: В конце прошлого года была выдвинута инициатива об исключе­нии проверки наличия полиса ОСАГО со стороны сотрудника ГИБДД при регистрации транспортного средства. Как в этом случае может быть организо­ван контроль наличия полисов ОСАГО у автовладельцев?

А. А.: На мой взгляд, самым действен­ным способом решения проблемы экс­плуатации транспортных средств без исполнения установленной законом обязанности по страхованию ответствен­ности за причинение вреда будет являться фиксация таких административных право­нарушений работающими в автоматиче­ском режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеосъемки.

Возможно, следует вводить такую фиксацию поэтапно, и на первом этапе применять ее в случаях, когда эксплуата­ция транспортного средства без полиса ОСАГО является сопутствующим пра­вонарушением (т. е. дорожными каме­рами изначально зафиксировано иное административное правонарушение). Также реализация данной меры контроля потребует внесения изменений в статью 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих возможность назна­чения административного штрафа за не­исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности не чаще одного раза в сутки. В конце января я встречался с представителями Всерос­сийского союза страховщиков и крупных страховых организаций. Среди прочих тем мы обсуждали вопрос повышения эффективности контроля за исполнени­ем владельцами транспортных средств обязанности по заключению договоров ОСАГО. В настоящее время Комитет под­ключился к работе по ускорению запуска данного механизма.

ССТ: Видите ли Вы целесообразным по­вышение штрафов за отсутствие полиса ОСАГО? Какой размер штрафа считаете приемлемым?

А. А.: Мне кажется, что целесообразнее не повышать размер штрафа, а вводить автоматическую фиксацию данного нарушения, за которое ежедневно может налагаться административный штраф, который на сегодня составляет 800 руб. Это само по себе способно простимули­ровать водителей заключать договоры ОСАГО.

ССТ: Какие аспекты ответственности водителей в случае ДТП остаются неуре­гулированными, какие доработки закона требуются наиболее остро?

А. А.: По-прежнему остается острой проблема осуществления страхового воз­мещения в форме восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств. После введения в отноше­нии нашей страны всевозможных санкций доля такого способа возмещения вреда существенно снизилась, и в четвертом квар­тале 2022 года составила всего 2,6 %. Это было вызвано рядом причин, большинство из кото­рых от страховщиков не зависели, однако прошло уже достаточно времени для адаптации деятельности к изменившимся условиям, и страхов­щикам следует более активно использо­вать эту форму возмещения. Такой тренд наметился — по итогам 2023 года доля страхового возмещения в форме вос­становительного ремонта составила уже 5,7 %. Страховщикам следует продолжать активнее урегулировать страховые случаи с использованием данной формы страхо­вого возмещения, очень востребованной у граждан.

С 2025 года на территориях новых субъектов Российской Федерации должен в полной мере применяться федеральный закон об ОСАГО. Это значит, что в теку­щем году должны быть приняты все меры по беспроблемному запуску этого вида страхования на указанных территориях.

ССТ: Комитет недавно рассмотрел законопроект о ежегодной индексации страховых сумм по ОСАГО. Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагается ежегодно индексировать страховые суммы по ОСАГО, которые не менялись уже 20 лет. Но, учитывая рост стоимости запасных частей, не при­ведет ли такая индексация к повышению стоимости полисов ОСАГО?

А. А.: Законопроектом предлагается дополнить ФЗ об ОСАГО новой статьей, устанавливающей порядок ежегодной индексации размера страховых сумм в зависимости от роста индекса потре­бительских цен (базовой инфляции). По экспертной оценке индексация страховых сумм потребует корректировки страховых тарифов. Действительно, это приведет к увеличению размера страховых премий в пределах базовой инфляции и росту стоимости договоров ОСАГО для страхо­вателей.

В настоящее время законопроект разо­слан в профильные ведомства для получе­ния отзывов, предложений и замечаний. После их поступления в Комитет законо­проект будет вынесен на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.

Целесообразнее не повышать размер штрафа, а вводить автоматическую фиксацию данного нарушения, за которое ежедневно может налагаться административный штраф, который на сегодня составляет 800 руб. Это само по себе способно простимулировать водителей заключать договоры ОСАГО.

ССТ: Как соблюдать баланс интере­сов в ОСАГО между страховщиками, которые представляют собой коммер­ческие организации, и гражданами, для которых стоимость полиса ОСАГО чем меньше, тем лучше?

А. А.: Баланс обеспечат разумные та­рифы и эффективная система контроля. Автовладельцы должны платить за стра­хование своей ответственности. Наличие полисов должно четко контролировать­ся. Если полиса нет, то должен работать большой штраф, а сейчас это 800 рублей за проезд без полиса. Человек должен подумать десять раз, стоит ли ехать без полиса. Фото- и видеофиксация позволя­ет это контролировать, осталось внести изменения в законодательство.

При наличии такого контроля сборы у страховых компаний увеличатся. Соот­ветственно, будут устанавливаться более справедливые тарифы, вполне подъемные для населения. До конца года, я уверен, мы необходимые изменения законодатель­но закрепим.

Похожие статьи

Три региона изучают возможности потоковой проверки ОСАГО на дорогах…

Глава АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС страхования) Николай Галушин анонсировал потоковую проверку ОСАГО на дорогах в трех регионах…
За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО

За 11 месяцев 2024 года было продано 27 млн…

Согласно статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА) с января по ноябрь 2024 года в России было продано 27 млн полисов электронного ОСАГО,…
В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила снижение, средняя выплата – рост

В ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО продолжила…

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), в ноябре 2024 года средняя премия по ОСАГО составила 7 539 рублей, что на 4,6%…