• 6 мая, 2024
  • 28

СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ

Васильев Евгений

Вице-президент ВСС

СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ

На рынке ОСАГО наблюдаются позитивные тенденции, отмечает вице-президент ВСС Евгений Васильев. В своем интервью он рассказывает читателям о том, какие изменения в обязательной «автогражданке» ожидают водителей уже в текущем году.

ССТ: Каковы главные результаты 2023 года по ОСАГО?

Евгений Васильев: Если сравнивать показатели декабря 2023 года с декабрем 2022 года, то можно сделать вывод, что си­туация как со средней премией по ОСАГО, так и со средней выплатой в целом стаби­лизировалась: изменения показателей не­значительные, и находятся в пределах 1 %.

Это позитивная тенденция, говорящая о том, что страховщики в целом справились с вызовами, связанными с резким ростом стоимости запчастей. Рост не вылился в резкое повышение средней стоимости полиса ОСАГО: напротив, в течение года она даже немного снизилась.

Среди позитивных тенденций можно отметить также заметное, на 13 %, сниже­ние частоты страховых случаев по ОСАГО: с 5,2 % в 2022 году до 4,5 % по итогам 2023 года. Таким образом, дают свои плоды меры, стимулирующие водителей ездить аккуратнее, в том числе система тарифи­кации в обязательной «автогражданке», устроенная благодаря тарифной реформе Банка России по принципу «плати как ездишь». Безусловно, сработали и меры, предпринимаемые ГИБДД для снижения аварийности на дорогах.

В силу особенностей учета, выплаты, произведенные потерпевшим в рамках пря­мого возмещения убытков страховщиком потерпевшего (а на такие выплаты прихо­дится более 70 % всех возмещений), не учи­тываются как выплаты до тех пор, пока не будут соответствующим образом учтены страховщиком виновника. Обмен данными между компаниями по Соглашению о ПВУ занимает несколько месяцев. В марте мы уже видим значительно более точные цифры за год, поэтому можно утверждать, что снижение частоты страховых событий, которое мы наблюдаем, реальное, а не вы­звано особенностями учета убытков.

Благодаря такому снижению, общая сумма выплат по ОСАГО, несмотря на за­метный рост средней выплаты, за 2023 год выросла по сравнению с 2022 годом только на 3 % — со 160,9 до 165,6 млрд руб. Соответственно, снизилось и коли­чество страховых событий: количество заявленных убытков снизилось на 6 % — с 2,19 млн до 2,05 млн, количество урегули­рованных — на 11 %, с 2,09 млн до 1,87 млн убытков.

ССТ: Как меняется количество полисов?

Е. В.: Количество заключенных догово­ров ОСАГО выросло в 2023 году на 3 % — с 40,2 млн до 41,4 млн. При этом необхо­димо обратить внимание, что произошел значительный рост количества договоров с таксистами: более, чем на 30 % — со 184 тыс. в 2022 году до 240 тыс. полисов в 2023 году.

По итогам 2023 года 62 % продаж при­ходится на электронный полис ОСАГО (25,8 млн), 36 % — на электронные бланки полисов ОСАГО (14,9 млн) и 2 % — на бу­мажные полисы Гознак (722 тыс.).

Совокупные сборы по обязательной «ав­тогражданке» по итогам 2023 года состави­ли 323,7 млрд руб. против 273,1 млрд руб. годом ранее — рост на 19 %.

ССТ: Чем объясняется такой заметный рост?

Е. В.: Во-первых, в 2023 году уже пол­ноценно скорректировались страхо­вые премии вслед за резким — на 30 % по итогам 2022 года — ростом стоимости запчастей. Расширение тарифного кори­дора по ОСАГО, вызванное ростом стои­мости запчастей, произошло 13 сентября 2022 года. Так, если в 2022 году договоры ОСАГО по увеличенным тарифам заклю­чались только в IV квартале, то в 2023 году такие тарифы действовали в течение всего года, что, конечно, и привело к росту об­щих сборов премий.

Во-вторых, из-за роста количества за­ключенных договоров в сегменте «такси», а это договоры с высокой средней премией, произошло накопление страховых резер­вов — это деньги для будущих выплат. На­помню, что около 60 % выплат происходит на второй год после заключения договора ОСАГО. Поэтому мы ожидаем роста и ко­личества, и суммы выплат по договорам в сегменте «такси» в 2024 году.

На сегодняшний день насчитывается 35 действительных членов РСА, в том числе — страховая компания Хатхор, принятая в 2024 году.

Де-факто, начиная с конца 2022 года, сред­няя премия по ОСАГО стабилизировалась: если по итогам IV квартала 2022 года она со­ставляла 7 725 руб., то по итогам IV кварта­ла 2023 года — 7900 руб. При этом в случае отсутствия резких колебаний и потрясений в экономике, а также изменения законода­тельства по ОСАГО, мы не ожидаем роста средней премии выше уровня инфляции.

ССТ: Что происходит со средним КБМ?

Е. В.: Очередной пересчет коэффициентов КБМ состоялся 1 апреля, на сегодня самые свежие данные — за IV квартал 2023 года. По итогам этого периода мы видим, что все больше водителей получают максимальную скидку по ОСАГО за аккуратную и беза­варийную езду. Доля водителей, оказав­шихся в самых лучших 13-м (скидка 54 %) и 12-м классах КБМ (скидка 48 %), выросла и составила 44 %. За аналогичный период прошлого года доля таких автовладельцев равнялась 37 %. Всего же скидку за без­аварийную езду по ОСАГО имеют 93 % водителей.

Еще у 3 % автовладельцев КБМ равен единице. А в начальном классе системы бонус-малус (с 1 апреля 2022 года его коэффициент составляет 1,17) по итогам IV квартала 2023 года находятся всего 3,5 % всех водителей.

При этом доля автовладельцев, получа­ющих максимальную надбавку за ава­рийную езду, остается минимальной, и составляет всего 0,01 %. Доля таких водителей не изменилась, и составила столько же, сколько и год назад. Всего над­бавки за аварийную езду по ОСАГО в IV квартале 2023 года получили 0,5 % всех автовладельцев.

Данные статистики РСА в очередной раз показывают, что реформа индивидуализа­ции тарифов ОСАГО работает, а система КБМ дает автовладельцам еще больший стимул ездить аккуратно и безаварийно, тем самым уменьшая стоимость своих по­лисов ОСАГО. Такие аккуратные водители являются привлекательными клиентами для всех страховых компаний.

ССТ: Будет ли в этом году отменено требование по наличию полиса ОСАГО при регистрации транспортного сред­ства? Планируется ли ввести фиксацию наличия полиса через камеры ГИБДД и штрафы за его отсутствие?

Е. В.: Второе чтение законопроекта, отменяющего обязанность автовладельца предъявить полис ОСАГО при регистра­ции автомобиля, пока ожидается. Мы надеемся, что этот законопроект вступит в силу не раньше, чем будет запущена проверка наличия полиса ОСАГО при помощи камер. 20 марта письмо о необ­ходимости ускорения этой работы было направлено председателем Комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксако­вым на имя премьер-министра Михаила Мишустина.

Практика показывает, что не покупают полисы ОСАГО обычно самые аварийные автовладельцы. Такая «экономия» с их стороны снижает защиту имущественных прав потерпевших в ДТП. В результате они вынуждены взыскивать возмещение ущерба в порядке гражданского судопро­изводства, что занимает много времени, а если виновник аварии неплатежеспосо­бен — де-факто нет возможности получить возмещение.

ССТ: Насколько популярно сейчас элек­тронное урегулирование? Как этот проект будет развиваться?

Е. В.: Популярность электронного урегу­лирования убытков постоянно растет. В ме­сяц сейчас урегулируется порядка 1,5 тысяч заявлений, полученных онлайн. С июля 2023 года, когда была запущена эта услуга, и по 12 апреля 2024 года урегулировано 8 384 таких заявлений об убытке.

ССТ: Что происходит с ценами на запча­сти? Может ли стоимость ремонта умень­шиться из-за использования неориги­нальных запчастей?

Е. В.: В целом стоимость запчастей в спра­вочнике средней стоимости запчастей, всту­пившем в силу 19 марта 2024 года, снизилась на 0,6 % по сравнению со справочником, действовавшим с 19 декабря 2023 года. Такая динамика говорит о том, что ситуация с зап­частями во многом стабилизировалась.

Стоимость запчастей для тех марок авто­мобилей, по которым ранее фиксировался ее рост на десятки процентов, в новом справочнике выросла умеренно.

Это произошло благодаря работе парал­лельного импорта и поступлениям неори­гинальных запасных частей, цены на кото­рые необходимо принимать во внимание при формировании средних цен на запча­сти в справочнике. Доля запасных частей, по которым в справочник вошли именно цены на сертифицированные неоригиналь­ные запасные части, увеличилась до 10,4 %, по наиболее популярным деталям эта доля приближается к 36 %.

Несмотря на то, что в целом мы ви­дим стабилизацию ситуации с запча­стями, нельзя сказать, что все пробле­мы параллельного импорта решены. Из-за резкого роста контрафактных деталей, которые выдаются за «оригинал», но при этом являются некачественной подделкой, вырос спрос на неоригиналь­ные запчасти, которые подделываются значительно реже. Кроме того, срок до­ставки наиболее востребованных деталей к популярным маркам автомобилей может превышать месяц.

По этой причине 14-дневный срок доставки запчастей, который необходи­мо принимать во внимание при сборе рыночных цен для формирования спра­вочника, давно уже утратил актуаль­ность. Необходимые поправки в Единую методику Банка России, подготовленные по предложениям РСА, внесены, доку­мент опубликован 12 апреля 2024. В них предусмотрено увеличение срока достав­ки, который необходимо учитывать при сборе цен.

Но главное нововведение не в этом. Изменения в Единую методику дают воз­можность правильно учесть, что автомо­бильный рынок и, соответственно, рынок автозапчастей в Центральной России и в наших Дальневосточных регионах су­щественно отличаются, в основном за счет «праворульных» автомобилей, причем это отличие растет по мере ужесточения экономических санкций.

ССТ: Расскажите, пожалуйста, о первых результатах продаж коротких полисов ОСАГО. Кто и где их покупает?

Е. В.: Короткие полисы ОСАГО сроком от 1 дня до трех месяцев можно оформить, начиная со 2 марта 2024 года. По состоя­нию на 15 апреля продано 3 817 полисов, средняя премия 4 714 руб., средний срок по всем договорам составляет два месяца. В 2,5 % договоров фигурирует цель исполь­зования — такси.

Уточню, что обычный полис ОСАГО можно оформить, указав период исполь­зования сроком от трех месяцев, при этом сам договор заключается на год.

ССТ: Какие еще новации ожидаются до конца этого года в ОСАГО?

Е. В.: В рамках Союзного государства, в которое входят Россия и Республика Беларусь, реализуется проект единого ОСАГО. Для этого в июне 2023 года был принят соответствующий модельный за­конодательный акт — первый модельный закон в рамках Союзного государства.

На текущий момент проект единого ОСАГО находится на высокой стадии го­товности. В частности, РСА и Белорусским бюро по транспортному страхованию были разработаны Правила системы страхо­вания Союзного государства, которые были одобрены Парламентом Союзного государства. Помимо этого, ведется работа по внесению изменений в Закон об ОСАГО, направленных на реализацию единого ОСАГО с Беларусью. Так, Минфин России ведет работу над соответствующим законо­проектом, в разработке которого активно участвует РСА.

Для реализации единого ОСАГО созда­ется и необходимая информационно-тех­ническая база, которая позволит обмени­ваться данными о наличии страхования в рамках Союзного государства между Россией и Беларусью. Плановая дата запу­ска проекта — 1 октября 2024 года.

Что касается Казахстана и других стран ЕАЭС, то вопрос их присоединения к системе страхования Союзного государ­ства обсуждается на уровне Евразийской экономической комиссии.

Похожие статьи

ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ДЛЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ НУЖЕН КОНТРОЛЬ

ОСАГО на российском рынке действует уже более 20 лет, но этот социально значимый вид страхования по-прежнему находится в фокусе внимания законодателей.…
ЗА ПЯТЬ ЛЕТ НАЗРЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

ЗА ПЯТЬ ЛЕТ НАЗРЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

Пятилетний опыт и практика работы финансовых уполномоченных свидетельствуют, с одной стороны, о зрелости данного института, с другой — о необходимости решения…
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

В апреле начала работу новая единая информационная система, которая со временем объединит и сделает доступной для страхователя всю информацию о его…