• 27 июня, 2021
  • 134

К КУЛЬТУРЕ СТРАХОВАНИЯ – ЧЕРЕЗ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Платонова Элла

Вице-президент ВСС

О том, почему для формирования культуры страхования важна финансовая грамотность и о том, какую роль в обучении потребителя правильным финансовым моделям поведения играет страхование, рассказывает Элла Платонова, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

ССТ: Как влияет уровень знаний потребителя в сфере страхования на культуру страхования и доверие к рынку?

Элла Платонова
Фото: Вице-президент ВСС

Элла Платонова: Страховое сообщество, начиная системную работу по повышению финансовой грамотности в сфере страхования, определило целевые ориентиры отраслевой просветительской деятельно-

сти. Ключевой задачей является научить целевую аудиторию взвешенно оценивать существующие риски и выбирать правильные подходы к их минимизации. Мы никогда не говорим, что страхование — это приоритетный механизм защиты от рисков, так как уберечься от незапланированных трат можно различными способами. Но в ситуации, когда существуют непредсказуемые события, повлиять на которые практически невозможно, страховой продукт является одним из эффективных способов финансовой защиты.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я бы отметила следующую тенденцию. Если нам, как рынку, через повышение знаний потенциального потребителя удается стимулировать ответственное финансовое поведение, т. е. оценку рисков, а также осознанный и рациональный выбор страховки по необходимым направлениям, то в данном контексте уровень знаний только повышает культуру страхования и общий уровень доверия к отрасли.

ССТ: Не боится ли рынок осведомленного потребителя?

Э. П.: Страховой рынок находится на этапе высоких требований к раскрытию информации и в фазе пристального поведенческого надзора регулятора. Тенденции последних лет говорят о том, что участники страхового рынка сами заинтересованы в высокой степени удовлетворенности клиентов. Кроме этого, конкуренция и развитие цифровых технологий пододвигают многих страховщиков к изучению клиентского опыта и модификации маркетинговых подходов в сторону клиентоцентричности. Поэтому, во множестве случаев осведомленный потребитель менее подвержен неоправданным ожиданиям и, как следствие, склонен к долгосрочному сотрудничеству.

ССТ: Через два года завершается срок реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023год. Означает ли это снижение активности в области финансового просвещения?

Э. П.: Национальная стратегия повышения финансовой грамотности — это фундамент для построения базы знаний и коммуникаций в области финансов.

Главная же задача такой государственной

инициативы — это создание постоянно действующей, актуализируемой системы информационных ресурсов и доступных форматов получения информации. Нам представляется, что далее именно общественные организации, участники финансового рынка и их объединения должны стать основными проводниками в мир финансовых компетенций по четко установленным стандартам к такой информации.

И рассматривать такой подход необходимо через призму социальной ответственности бизнеса, в том числе в рамках тенденций внедрения принципов устойчивого развития, задекларированных ООН в 2015 году.

ССТ: Как удается проводить работу по финансовому просвещению в условиях ограничений 2020–2021 года?

Э. П.: Как и многие образовательные процессы, финансовое просвещение достаточно оперативно мигрировало в дистанционные каналы. Это позволило сохранить бесперебойность информационных встреч с целевой аудиторией и во многом даже существенно увеличить охват.

В начале года мы успешно провели интеллектуальный конкурс «Знатоки Страхования» среди студентов вузов Чувашской Республики, который был организован Всероссийским союзом страховщиков и Ассоциацией банков России при поддержке Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и Министерства финансов Чувашской Республики.

Фото:

На первом этапе Конкурса было проведено онлайн-тестирование участников по основам страхования, правилам пользования страховыми услугами и взаимодействия со страховой компанией. Конкурсанты должны были продемонстрировать знание основ действующего законодательства и нормативно-правовой базы в сфере страхования, а также порядка и особенностей заключения различных договоров страхования и урегулирования страховых событий.

Успешно прошли тестирование, т. е. правильно ответили на 70 % вопросов теста, 106 учащихся, которым было предложено подготовить творческое эссе по различным установленным темам с обозначенными критериями оценки. Отрадно отметить, что работы призеров Конкурса содержали достаточно взвешенный и зрелый подход к управлению личными финансами. Мы видим, насколько полезны такого рода состязания, стимулирующие молодежь к глубокому изучению финансовых инструментов, повышающих уровень и качество жизни взрослого человека.

Еще один увлекательный Конкурс студенческих работ «Имидж страховой отрасли» ВСС проводит совместно с организационным комитетом ХХII Международной научно-практической конференции «Страхование, Образование и Наука», которая в 2021 году проходит в партнерстве с МГИМО МИД России. Участники данного конкурса подготовят и представят исследовательский проект по восприятию страхования среди потребителей финансовых услуг и способах улучшения имиджа страховой отрасли. Это даст возможность молодым исследователям — студентам учебных заведений — проявить себя в решении задачи улучшения общественного восприятия страхования и страхового рынка. Победитель Конкурса «Имидж страховой отрасли» получит право на публикацию интервью и результата Проекта в журнале «Современные страховые технологии» и на сайте ВСС, а также возможность посещения офисов страховых союзов (ВСС, РСА и НССО) и ведущих страховщиков России.

Но, конечно, нам очень не хватает традиционных коммуникаций, главным образом при проведении практико-ориентированных занятий. Нет ничего важнее, чем получение практического опыта в сфере управления финансами, личными и имущественными рисками. Поэтому с нетерпением ждем восстановления полноценных возможностей для взаимодействия с целевой аудиторией.

Награждение призеров интеллектуального Конкурса «Знатоки Страхования» среди студентов вузов Чувашской Республики. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. 09.04.2021
Фото:

ССТ: Пользуются ли спросом наработки ВСС по повышению финансовой грамотности?

Э. П.: Все наши отраслевые решения по повышению финансовой грамотности в сфере страхования доступны абсолютно всем членам Союза и ряд страховых компаний уже используют наши материалы для проведения обучающих мероприятий.

Мы открыты к партнерскому взаимодействию и стараемся быть максимально полезными для компаний, которые проявляют интерес к проектам финансового просвещения. Но важно отметить, что мы также стремимся продвигать наш обучающий контент в учебных учреждениях и в сообществе волонтеров финансового просвещения. И сегодня уже есть хорошие примеры того, как наши наработки успешно применяются как в образовательных целях, так и для проведения занятий по профессиональной ориентации старшеклассников общеобразовательных школ.

ССТ: Какие планы по развитию инструментов повышения финансовой грамотности?

Э. П.: В текущем году мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем работу по совершенствованию инструментов повышения финансовой грамотности.

Из приоритетных направлений можно выделить создание онлайн-сервиса по проверке знаний в области страхования, так называемый «Финансовый зачет по страхованию», который позволит более эффективно вовлекать целевую аудиторию в процесс изучения страховых инструментов. Кроме этого, продолжаем работу по созданию электронной версии настольной деловой игры «Предел риска». Ну и еще один интересный проект, который должен привлечь внимание широкие массы, это онлайн-музей по истории страхования, в рамках которого планируется создание виртуальной выставки различных исторических экспонатов из области страхового дела с их подробным описанием. Данный проект нацелен на консолидацию исторического знания о страховании в России, а также популяризацию страхования через призму исторической роли отрасли.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ЗДОРОВЬЕ ПО ОМС: КАК ПОМОГАЕТ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

ЗДОРОВЬЕ ПО ОМС: КАК ПОМОГАЕТ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

По данным Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика», информированность граждан о функциях страховых медицинских организаций (СМО) в процессе оказания медицинской…
ЦИФРЕ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК

ЦИФРЕ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК

По мнению сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулёва, цифровизация вносит позитивный вклад в развитие системы здравоохранения. Однако при внедрении разного рода…
ПАЦИЕНТ ОСВАИВАЕТ ЦИФРУ

ПАЦИЕНТ ОСВАИВАЕТ ЦИФРУ

Когда медицинские услуги переводятся в цифровой формат, важно обеспечить равный доступ к ним для всех категорий граждан. Здесь необходима работа с…