• 27 июня, 2021
  • 184

К КУЛЬТУРЕ СТРАХОВАНИЯ – ЧЕРЕЗ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Платонова Элла

Вице-президент ВСС

О том, почему для формирования культуры страхования важна финансовая грамотность и о том, какую роль в обучении потребителя правильным финансовым моделям поведения играет страхование, рассказывает Элла Платонова, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

ССТ: Как влияет уровень знаний потребителя в сфере страхования на культуру страхования и доверие к рынку?

Элла Платонова
Фото: Вице-президент ВСС

Элла Платонова: Страховое сообщество, начиная системную работу по повышению финансовой грамотности в сфере страхования, определило целевые ориентиры отраслевой просветительской деятельно-

сти. Ключевой задачей является научить целевую аудиторию взвешенно оценивать существующие риски и выбирать правильные подходы к их минимизации. Мы никогда не говорим, что страхование — это приоритетный механизм защиты от рисков, так как уберечься от незапланированных трат можно различными способами. Но в ситуации, когда существуют непредсказуемые события, повлиять на которые практически невозможно, страховой продукт является одним из эффективных способов финансовой защиты.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я бы отметила следующую тенденцию. Если нам, как рынку, через повышение знаний потенциального потребителя удается стимулировать ответственное финансовое поведение, т. е. оценку рисков, а также осознанный и рациональный выбор страховки по необходимым направлениям, то в данном контексте уровень знаний только повышает культуру страхования и общий уровень доверия к отрасли.

ССТ: Не боится ли рынок осведомленного потребителя?

Э. П.: Страховой рынок находится на этапе высоких требований к раскрытию информации и в фазе пристального поведенческого надзора регулятора. Тенденции последних лет говорят о том, что участники страхового рынка сами заинтересованы в высокой степени удовлетворенности клиентов. Кроме этого, конкуренция и развитие цифровых технологий пододвигают многих страховщиков к изучению клиентского опыта и модификации маркетинговых подходов в сторону клиентоцентричности. Поэтому, во множестве случаев осведомленный потребитель менее подвержен неоправданным ожиданиям и, как следствие, склонен к долгосрочному сотрудничеству.

ССТ: Через два года завершается срок реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023год. Означает ли это снижение активности в области финансового просвещения?

Э. П.: Национальная стратегия повышения финансовой грамотности — это фундамент для построения базы знаний и коммуникаций в области финансов.

Главная же задача такой государственной

инициативы — это создание постоянно действующей, актуализируемой системы информационных ресурсов и доступных форматов получения информации. Нам представляется, что далее именно общественные организации, участники финансового рынка и их объединения должны стать основными проводниками в мир финансовых компетенций по четко установленным стандартам к такой информации.

И рассматривать такой подход необходимо через призму социальной ответственности бизнеса, в том числе в рамках тенденций внедрения принципов устойчивого развития, задекларированных ООН в 2015 году.

ССТ: Как удается проводить работу по финансовому просвещению в условиях ограничений 2020–2021 года?

Э. П.: Как и многие образовательные процессы, финансовое просвещение достаточно оперативно мигрировало в дистанционные каналы. Это позволило сохранить бесперебойность информационных встреч с целевой аудиторией и во многом даже существенно увеличить охват.

В начале года мы успешно провели интеллектуальный конкурс «Знатоки Страхования» среди студентов вузов Чувашской Республики, который был организован Всероссийским союзом страховщиков и Ассоциацией банков России при поддержке Комитета Государственной Думы по финансовому рынку и Министерства финансов Чувашской Республики.

Фото:

На первом этапе Конкурса было проведено онлайн-тестирование участников по основам страхования, правилам пользования страховыми услугами и взаимодействия со страховой компанией. Конкурсанты должны были продемонстрировать знание основ действующего законодательства и нормативно-правовой базы в сфере страхования, а также порядка и особенностей заключения различных договоров страхования и урегулирования страховых событий.

Успешно прошли тестирование, т. е. правильно ответили на 70 % вопросов теста, 106 учащихся, которым было предложено подготовить творческое эссе по различным установленным темам с обозначенными критериями оценки. Отрадно отметить, что работы призеров Конкурса содержали достаточно взвешенный и зрелый подход к управлению личными финансами. Мы видим, насколько полезны такого рода состязания, стимулирующие молодежь к глубокому изучению финансовых инструментов, повышающих уровень и качество жизни взрослого человека.

Еще один увлекательный Конкурс студенческих работ «Имидж страховой отрасли» ВСС проводит совместно с организационным комитетом ХХII Международной научно-практической конференции «Страхование, Образование и Наука», которая в 2021 году проходит в партнерстве с МГИМО МИД России. Участники данного конкурса подготовят и представят исследовательский проект по восприятию страхования среди потребителей финансовых услуг и способах улучшения имиджа страховой отрасли. Это даст возможность молодым исследователям — студентам учебных заведений — проявить себя в решении задачи улучшения общественного восприятия страхования и страхового рынка. Победитель Конкурса «Имидж страховой отрасли» получит право на публикацию интервью и результата Проекта в журнале «Современные страховые технологии» и на сайте ВСС, а также возможность посещения офисов страховых союзов (ВСС, РСА и НССО) и ведущих страховщиков России.

Но, конечно, нам очень не хватает традиционных коммуникаций, главным образом при проведении практико-ориентированных занятий. Нет ничего важнее, чем получение практического опыта в сфере управления финансами, личными и имущественными рисками. Поэтому с нетерпением ждем восстановления полноценных возможностей для взаимодействия с целевой аудиторией.

Награждение призеров интеллектуального Конкурса «Знатоки Страхования» среди студентов вузов Чувашской Республики. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. 09.04.2021
Фото:

ССТ: Пользуются ли спросом наработки ВСС по повышению финансовой грамотности?

Э. П.: Все наши отраслевые решения по повышению финансовой грамотности в сфере страхования доступны абсолютно всем членам Союза и ряд страховых компаний уже используют наши материалы для проведения обучающих мероприятий.

Мы открыты к партнерскому взаимодействию и стараемся быть максимально полезными для компаний, которые проявляют интерес к проектам финансового просвещения. Но важно отметить, что мы также стремимся продвигать наш обучающий контент в учебных учреждениях и в сообществе волонтеров финансового просвещения. И сегодня уже есть хорошие примеры того, как наши наработки успешно применяются как в образовательных целях, так и для проведения занятий по профессиональной ориентации старшеклассников общеобразовательных школ.

ССТ: Какие планы по развитию инструментов повышения финансовой грамотности?

Э. П.: В текущем году мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем работу по совершенствованию инструментов повышения финансовой грамотности.

Из приоритетных направлений можно выделить создание онлайн-сервиса по проверке знаний в области страхования, так называемый «Финансовый зачет по страхованию», который позволит более эффективно вовлекать целевую аудиторию в процесс изучения страховых инструментов. Кроме этого, продолжаем работу по созданию электронной версии настольной деловой игры «Предел риска». Ну и еще один интересный проект, который должен привлечь внимание широкие массы, это онлайн-музей по истории страхования, в рамках которого планируется создание виртуальной выставки различных исторических экспонатов из области страхового дела с их подробным описанием. Данный проект нацелен на консолидацию исторического знания о страховании в России, а также популяризацию страхования через призму исторической роли отрасли.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

Большинство россиян видят в страховщике эффективного помощника в области защиты здоровья, который может не только осуществить денежную выплату, но и, что…
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Из всех участников финансового рынка на страховщиков приходится самый большой объем дел, рассматриваемых финансовым уполномоченным. Однако, судя по тому, как уменьшается…
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БЛИЖЕ РОССИЙСКИМ СТРАХОВЩИКАМ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БЛИЖЕ РОССИЙСКИМ СТРАХОВЩИКАМ

В августе 2024 года члены ВСС участвовали в исследовании практик устойчивого развития в страховых организациях. Выдержки из аналитического обзора по итогам…