- 27 июня, 2021
- 170
ФИНАНСОВЫЙ ГОЛОС КУЗБАССА
О том, как Кузбасс организовал систему работы по программе финансовой грамотности, рассказывает Ольга Сычева-Передеро, руководитель Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса, Экономической клиники Кемеровского госуниверситета, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения» ИЭУ КемГУ, волонтер АРФГ.
Современные страховые технологии: Почему Вы решили заниматься темой финансовой грамотности?
Ольга Сычева-Передеро: Сложилось так, что после получения базового юридического образования я занялась экономикой.
Защитила диссертацию по экономической теме, и сейчас в университете работаю со студентами юристами и экономистами.
Одна из задач в университете — развитие программы финансовой грамотности, которая мне интересна, а с точки зрения своего педагогического и практического опыта видится еще и важной.
Обучение людей пользоваться кредитными и многими другими финансовыми инструментами — задача и государственная, и социальная. По данным различных
мониторингов, растет закредитованность, которая сама по себе не зло, плохо — рост непогашенной задолженности. Но в целом направление «финансовая грамотность» — это проект, требующий системного подхода, когда необходимо все придумывать и выстраивать с нуля, а мне такие нравятся.
ССТ: Как долго Вы занимаетесь проектом?
О. С.-П.: Фактически — с осени 2018 года. В марте 2019 года, на двухдневной конференции под патронажем губернатора с участием практически всех субъектов финансового рынка региона, государственных структур, образовательных и волонтерских организаций было принято решение о создании системы финансовой грамотности региона. Тогда было принято совместное решение о консолидации ресурсов участников программ по финансовой грамотности. Правительство Кузбасса и Кемеровский госуниверститет заключили соглашение, а в феврале 2020 года создали Региональный центр финансовой грамотности Кузбаса.
- общее образование, дошкольники
- среднее профессиональное образование
- высшее образование
- волонтеры
- трудоспособное население
- старшее поколение
- предприниматели
Центр строит работу на основе федеральной и региональной программ финансовой грамотности. В регионе создан координационный совет. Центр реализует мероприятия по финансовой грамотности через семь опорных площадок, которые работают с разными категориями населения, с закрепленными инициативными группами. Через эти площадки в зависимости от группы населения мы взаимодействуем со всеми 34 муниципальными образованиями Кузбасса.
Во время пандемии мы вошли в программу «Цифровая среда» и разработали при поддержке региона цифровую платформу по финансовой грамотности, а в 2021 году ее запустили.
ССТ: Какая информация представлена на этой платформе?
О. С.-П.: У платформы собственный уникальный интерфейс и дизайн в технике
оригами. Она рассчитана на людей разного возраста и статуса, которые интересуются темой финансов, а также партнеров, волонтеров, экспертов и организаторов мероприятий по программе.
Посетителям наш герой, дракончик Финграмчик, рассказывает историю его появления, пользователи могут пройти тестирование, получить полезные знания и перейти на все тематические официальные федеральные ресурсы, а также создать свой личный кабинет. Единственное, что недоступно на этом ресурсе — финансовые продукты: мы не занимаемся рекламой и продажами. Наша задача — обучение, информирование, координация и мониторинг.
ССТ: Волонтерами программы работают студенты университета?
О. С.-П.: Не только. Волонтерами выступают еще и предприниматели, представители государственных структур, а также организации, специализирующиеся на информационной и консалтинговой поддержке. Например, студенты могут под руководством экспертов-практиков подготовить проекты и выходить с ними в образовательные учреждения. Предприниматели работают только с экспертным сообществом. Но все они занимаются финграмотностью безвозмездно. Для подготовки добровольцев различных уровней организована школа «Волонтеры финансового просвещения».
ССТ: Центр сотрудничает со страховщиками? Поддерживаете контакты со Всероссийским союзом страховщиков?
О. С.-П.: Да, одно из направлений, которым мы занимаемся достаточно серьезно — страхование, а основные страховые компании региона — наши партнеры. Например, у нас есть проект, направленный на обеспечение доступности финансовых услуг жителям труднодоступных территорий точками доступа: там люди могут зарегистрироваться на Госуслугах, в МФЦ, получить справки и др. Партнеры предоставляют оборудование для таких точек.
ССТ: Как Вы считаете, страховые услуги доступны, в том числе для населения удаленных районов?
О. С.-П.: Жители и крупных городов, и отдаленных территорий недостаточно много знают о страховании. О нем вспоминают только тогда, когда что-то произошло. У нас довольно высоки риски пожаров, наводнений, и каждый год мы
сталкиваемся с этой проблемой. Задача центра и Управления по взаимодействию с организациями финансового рынка Администрации Правительства Кузбасса состоит в том, чтобы при поддержке страховщиков сделать доступными в каждом сельском пункте все страховые продукты.
Чтобы в точках доступа можно было в один клик приобрести любой полис, застраховать здоровье и имущество.
Точки доступа оборудованы ПК с доступом в интернет, обязательно организован уголок финансовой грамотности на базе библиотеки или местной администрации — два самых посещаемых места. Здесь страховщики могут разложить памятки, а «дежурный» волонтер обязательно разъяснить все сложные моменты. Буклет можно забрать домой, внимательно почитать всей семьей.
Мы создаем все условия для распространения полезной информации и для популяризации страхования, одного из мощнейших инструментов финансового рынка, который незаслуженно игнорируют.
ССТ: Кто разрабатывает методические материалы для волонтеров и организаторов мероприятий?
О. С.-П.: У нас есть Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, но пока большинство материалов создано на моем энтузиазме. Поддерживают Управление по взаимодействию с организациями финансового рынка Администрации Правительства Кузбасса, помогают администрации наших партнеров. Вместе мы с удовольствием занимаемся финансовой грамотностью, и в ответ получаем благодарности от жителей региона.
ССТ: Какое из ваших мероприятий Вы считаете наиболее удачным?
О. С.-П.: Думаю, «Школа волонтеров финансового просвещения», где формируется корпус волонтеров, хорошо работает система поиска добровольцев — экспертов и организаторов. Мы долго искали правильный подход к работе с разными категориями населения: нужно было понять и проработать точки входа для каждого человека.
Например, кто может работать со старшим поколением — союз ветеранов, органы соцзащиты? Решением стала библиотечная сеть, которая есть в каждой, даже самой удаленной деревне, куда ходит старшее поколение. Мы нашли на каждой территории «серебряных» волонтеров и организаторов от каждой библиотеки, научили их создавать мероприятия. Теперь
эта опорная площадка — самая успешная, а старшее поколение с благодарностью принимает помощь. Сегодня именно людям старшего возраста сложно пользоваться финансовыми услугами в цифровых форматах, они остро нуждаются в нашей поддержке. В библиотеках для них проводят специальные проекты и обучение цифровой, правовой и финансовой грамотности, эксперты приводят разные примеры, учат правильно вести себя в сложных ситуациях.
Другой успешный проект — уроки финансовой грамотности на радио. Мы долго думали, кто может их читать — профессиональные дикторы не подходили, нужен был живой, близкий людям голос. Потом провели среди жителей Кузбасса конкурс «Голос финансовой грамотности»: пришло 85 заявок. В итоге мы нашли шикарные голоса, два мужских и один женский: они до конца года будут читать в студии уроки финансовой грамотности.
Это потрясающий опыт, и мы верим, что проект получится на «отлично».