- 16 марта, 2020
- 146
КАК ОТЛОЖИТЬ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ СЕГОДНЯ?
Можно ли научить людей копить долго, и как сделать сбережение популярнее кредитов, рассказал Андрей Александрович Мартьянов, генеральный директор ООО «Макс-Жизнь».
Современные страховые технологии: В СССР накопительное страхование жизни охватывало до 85 % населения страны. Можно сделать страхование жизни снова популярным?
Андрей Мартьянов: Можно и, я считаю, нужно. Главным образом за счет повышения финансовой грамотности и популяризации культуры долгосрочного финансового планирования и накопления. Например, ежегодно в конце февраля в США, как и в России, проходит неделя сбережений «America Saves». В эту неделю кампания, организованная Федерацией потребителей Америки, организует масштабные мероприятия, в которых принимают участие сотни государственных, некоммерческих организаций и финансовых корпораций, чтобы поощрять и поддерживать американцев для эффективного сбережения. Участвующие организации делятся полезными инструментами и ресурсами для экономии средств — от участия в конкурсах до публикаций в социальных сетях, а также демонстрируют презентации, ведут специальные передачи по радио и на телевидении, в социальных сетях. Также банки и инвестиционные компании размещают информацию на банковских выписках и по другим каналам распространения информации о том, как важно и нужно копить средства для крупных покупок, как подготовиться к важным событиям в жизни или к пенсии.
ССТ: Но в России также проводится неделя финансовой грамотности.
А. М.: Это так, и это очень важная инициатива, которая поддерживается у нас на государственном уровне. В неделю финансовой грамотности мы говорим в общем о финансовом образовании, а я считаю, надо сфокусироваться на навыке копить. Тема требует отдельного внимания. Необходимо говорить, что накопления, как и траты, нужно планировать. Например, у каждой семьи есть бюджет на продукты — точно также должен быть бюджет на накопления. Например, есть такой лайфхак при онлайн-покупках: не делать их импульсивно, а сделать паузу на 5-10 секунд, и только потом нажать кнопку «купить», подумав, а действительно мне эта вещь так нужна. Такие простые советы в понятной форме важно доносить до людей.
ССТ: Кого учить — молодежь или старшее поколение?
А. М.: Нужно учить всех, главное привлечь внимание! Важно, чтобы люди начали задумываться о том, что если хочется достойной пенсии или что-то получить в будущем, деньги надо копить, соблюдая финансовую дисциплину. Даже детям можно об этом рассказывать.
ССТ: Как это делать в ситуации, когда кредит взять проще?
А. М.: Проблема связана с осознанием и управлением рисками. Человек, например, для покупки квартиры берет ипотеку на 15 лет. Сейчас у него есть возможность работать, он здоров и его семья решает вопрос с жильем. Но за 15 лет многое может измениться: потеря работы, здоровья и даже жизни. Кто и как будет расплачиваться с банком? Беря кредит, человек получает деньги сразу и принимает все риски, связанные с их возвратом, только на себя. На пенсионное обеспечение кредитов нет — на какие средства жить в старости? Люди залезают в долговую яму, не умея правильно рассчитать свои возможности. Это похоже на детское неосознанное поведение: «хочу конфету — дай сейчас». В сознании людей должна произойти трансформация с легкого получения кредитов на более сложное, но менее рисковое накопление денег. Полис накопительного страхования жизни, прежде всего, дает возможность накопить.