• 5 мая, 2024
  • 17

КАК «ПЕРЕКРАСИТЬ» РЕГИОН

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

КАК «ПЕРЕКРАСИТЬ» РЕГИОН

Ситуацию с мошенничеством в регионах позволяет исправить активная позиция рабочих групп страховщиков на местах. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов считает, что для этого крайне важно найти таких представителей региональных подразделений страховых компаний, которые могли бы повести за собой других и найти поддержку в местных администрациях и правоохране.

ССТ: Как изменилась ситуация с мошен­ничеством в ОСАГО за последний год?

Сергей Ефремов: Частота страховых случаев в целом по Российской Федера­ции снизилась с 5,1 % в 2022 году до 4,5 % в прошлом. Количество дорожно-транс­портных происшествий, связанных со страховыми событиями, уменьшается, хотя количество договоров страхования растет. Можно отметить, что дисциплина вождения улучшается, и дороги тоже ста­новятся лучше.

Важная метрика, которая свидетельствует о повышении активности работы недобро­совестных автоюристов против страховых компаний, это отношение количества судебных решений к несудебным. И если в 2022 году эта доля составляла 3,1 % от всех убытков, то 2023 году она уже соста­вила 4 %. Это существенный рост, особенно при наличии досудебного урегулирования споров финансовым уполномоченным.

Доля решений, рассмотренных фином­будсменом в пользу страховщиков, растет. При этом количество обращений страхо­вателей к финансовому уполномоченному по ОСАГО снизилось на 20 %. Страховщи­ки прикладывают огромные усилия, чтобы работать клиентоориентированно, то есть по этому направлению ситуация улучши­лась, но ухудшилась статистика по спорам, направляемым в суды.

Опять вырос показатель отношения судебных расходов к сумме основного тре­бования. Он показывает, насколько высока сумма штрафов и пени — то, на чем и за­рабатывают автоюристы. Так, в 2022 году эта цифра составила 175 %, а в 2023 году — уже 214 %. То есть, штрафов начисляется в 2 раза больше, чем сумма основного иска.

ССТ: Как возникает такая огромная сумма штрафов и пени?

С. Е.: Недобросовестные посредники пытаются зарабатывать на том, что стра­ховщик не всегда может принять решения по выплате в течение 20 дней и в 30-дневный срок организовать ремонт. Для этого искус­ственно затягивается время предоставления транспортного средства на осмотр.

Объективно сегодня уложиться с ре­монтом в месяц очень сложно, если это не какая-нибудь маленькая вмятина или царапина, которая исправляется рихтов­кой. Найти необходимую новую запчасть достаточно тяжело. Если приоритетом для клиента является ремонт, а СТОА не может оперативно найти все необходимые запча­сти, происходит нарушение установленных сроков.

Даже если подписывается соглашение о выплате денежных средств без прове­дения ремонта, то страховая компания должна собрать и проверить определенное количество материалов. Проверка необхо­дима, так как мы часто видим недобросо­вестные действия, связанные с завышени­ем суммы выплаты. Например, заявляются повреждения, которые не были нанесены в ДТП, ставшем причиной страхового случая. Если даже страховщик после про­ведения экспертизы успевает в последний момент предоставить расчеты по сумме выплату страхователю, а тот не соглашает­ся, и начинает проводить свою экспертизу. Начинается спор, время затягивается.

Если финансовый уполномоченный при­нял решение в пользу страховой компании, и страховая компания неоспариваемую сумму заплатила вовремя, то ни каких санк­ций у страховой компании не возникает. Но в случае несогласия страхователя с реше­нием финомбудсмена спор направляется в суд, а в случае положительного решения суда в пользу страхователя сроки судом уже исчисляются с момента отказа страховой компанией в выплате суммы спора. Это и дает такое большое превышение суммы санкций над суммой выплаты.

ССТ: Среди несогласных с решением финуполномоченного большая доля ав­тоюристов или это, в основном, обычные автовладельцы?

С. Е.: Большая часть споров приходит через договоры цессии или по доверенно­сти. Обычные граждане заканчивают свои споры со страховой компанией в лучшем случае на уровне финомбудсмена. Часто договоры цессии заключаются со страхова­телями сразу же после дорожно-транспорт­ ного происшествия и к финомбудсмену обращение подает уже посредник.

Еще один важный фактор, характеризу­ющий ситуацию с мошенничеством, — это доля возбуждаемых уголовных дел отно­сительно направленных заявлений. В 2023 году она составила 28,1 %, ранее ситуация была гораздо хуже — мы не переходили отметку в 18,2 %.

В 2023 году страхователи стали часто обращаться в суд в связи с несогласием с решением финансового уполномоченного. Сейчас активно работает группа страховщиков по взаимодействию с финомбудсменом, выявляются «слабые места» в законодательстве, конкретно в ФЗ-40 и ФЗ-123.

Комитет РСА по противодействию стра­ховому мошенничеству в 2023 году работал очень активно. Нашей задачей было так ор­ганизовать и всколыхнуть эту тему, чтобы велась более эффективная работа на местах, в региональных группах.

Сегодня сформированы рабочие группы в 68 субъектах РФ. Исключение составили только такие субъекты, в которых количе­ство страховщиков и количество автомо­бильной техники достаточно низкое, как, например, Чукотка или Ненецкий автоном­ный округ, где работает 2–3 страховые ком­пании. Была проведена колоссальная работа, в первую очередь, в тех регионах, которые имели худший результат по возбуждаемости уголовных дел и взаимодействию с МВД. В прошлом году мы посетили Владивосток, Иваново, Йошкар-Олу, Казань, Краснодар, Новосибирск, Нижний-Новгород, Красно­ярск, Липецк, Майкоп, Магас и т. д.

ССТ: Чего не хватало для успешной дея­тельности рабочих групп?

С. Е.: Активность местных МВД была на низком уровне. А чтобы она повысилась, должна быть высокая активность самой рабочей группы, ее лидеров. Задача РСА и ВСС — придать импульс рабочим груп­пам в каждом регионе. Мы сводим отчет­ность ежеквартально, нам нужно видеть, насколько эффективно группа работает. Но только личное присутствие, представление информации о лучших практиках оказыва­ют стимулирующее воздействие на ак­тивность в регионе. Например, буквально на прошлой неделе мы договорились с ад­министрацией Ингушетии, что они активи­зируют работу с нашей рабочей группой.

ССТ: За истекший год какие-то измене­ния в «красных» регионах произошли?

С. Е.: В прошлом году у нас первое место в «красной» зоне занимала Чеченская республика. Сейчас она уступила его Ин­гушетии. Порядка 10 регионов неизменно остаются в «красной» зоне с 2021 года, хотя ситуация в некоторых из них, например, в Приморском крае, немного улучшается. Все-таки особенности региона (большое количество праворульных автомобилей, средний возраст автомобиля 20 лет, отсут­ствие как таковых таксомоторных парков) дают негативную динамику.

ССТ: А что мешает выйти из «красной» зоны кавказским республикам?

С. Е.: В республиках Северного Кавказа желающих заключать договоры страхования ОСАГО минимум. В Ингушетии, Чечне, Северной Осетии люди решают вопросы компенсации ущерба в ДТП по понятиям, а не по страховому полису. Если в среднем по России частота страховых случаев состав­ляет 4,5 %, то в перечисленных республиках этот показатель в 2 и более раз выше. Это показывает, что водители ездят очень неак­куратно, либо используют мошеннические схемы, чтобы зарабатывать на страховании.

Также нас волнует средняя выплата в этих регионах. Если в среднем по России она составляет порядка 89–90 тыс. руб., то, на­пример, в Ингушетии — 162 тыс. руб., при том, что наиболее популярный автомобиль в этом регионе — Lada Priora.

Высокий показатель частоты страховых случаев наводит на мысли о работе органи­зованных преступных групп. Кроме того, там широко распространено и бытовое мошенничество.

Порядка 10 регионов неизменно остаются в «красной» зоне с 2021 года, хотя ситуация в некоторых из них, например, в Приморском крае, немного улучшается.

ССТ: Что можно улучшить в «красной» зоне?

С. Е.: Работа ведется постоянно. В 4 кварта­ле прошлого года во всех субъектах Север­ного Кавказа прошли совещания. Сложно было убедить администрации и государ­ственные органы, МВД, прокуратуру, что нужно обращать внимание и на бытовое мо­шенничество, и на деятельность ОПГ. Часто у МВД наши просьбы вызывают раздраже­ние. Сказывается недостаточность личного состава сотрудников. Но когда мы показыва­ем результаты, то нас обычно слышат.

Ситуация начинает меняться. Мы видим, что непосредственно руководители субъ­ектов Российской Федерации на Север­ном Кавказе стали обращать внимание на ОСАГО и в целом на страхование. Они готовы оказывать помощь, и здесь надо, чтобы наши региональные рабочие группы были максимально активны и правильно себя вели.

Так как сотрудники, работающие в филиа­ле страховой компании, чаще всего мест­ные, то им проще договариваться с мест­ными администрациями. Но нужно найти активных людей, которые могли бы повести за собой других страховщиков.

К сожалению, и среди страховщиков встречается порой такая точка зрения: «Мне нужно своей компанией заниматься, а заниматься еще и рынком времени нет». Но если не заниматься рынком в целом, а только отдельными компаниями, то это не дает эффекта, и против твоей компании будут действовать мошеннически группы.

ССТ: А что стимулирует того же руково­дителя рабочей группы в его обществен­ной работе на благо региона?

С. Е.: Прежде всего, улучшается ситуация с убыточностью в данном регионе. Умень­шается количество судов и жалоб. Соответ­ственно, улучшаются финансовые резуль­таты конкретных компаний. Наверное, это самый лучший стимул.

Кроме того, существует и общественное признание лидеров. РСА и ВСС лучших руководителей региональных рабочих групп награждает благодарственными грамота­ми. Мы обращаем внимание руководства компаний на деятельность руководителей рабочих групп в регионах, отмечая их боль­шой вклад в общее дело. Здесь важно, чтобы была поддержка коллег из региональных рабочих групп в центральных аппаратах компаний, поэтому на все региональные совещания мы собой приглашаем руководи­телей центральных офисов компаний. Тогда они гораздо лучше понимают направление и объем необходимой помощи для того, что­бы работа в регионе проходила эффективно.

ССТ: А что меняется в «желтой» зоне?

С. Е.: Мы очень пристально наблюдаем за несколькими регионами. Например, Ива­новская область или Краснодарский край оказываются то в «желтой», то в «зеленой» зоне. Порой не хватает одного маленького шажка.

Мы также видим некоторые тревожные изменения. Например, на Ставрополье в администрации считают, что все хорошо, но ряд показателей уже сильно изменил­ся в негативную сторону. Продолжится работа по Новосибирску, Марии Эл, Приморскому краю, Казани: в прошлом году мы пытались там улучшить ситуацию, и она понемногу улучшается, но остается достаточно сложной.

2 727 публикаций объявлений

ССТ: Остается ли еще актуальной про­блема продажи так называемых дешевых полисов?

С. Е.: Мошенники продолжают активно работать. Мы взаимодействуем с IT-ком­паниями, которые выявляют нарушителей в интернете и блокируют эти социальные группы.

Ежедневно возникают новые предложе­ния, но если не проводить работу по очист­ке, то этот рынок будет взрывоопасно расти. Ведь такой полис дает возможность только зарегистрировать транспортное средство при сделке или предъявить при проверке. В случае страхового события никаких выплат по нему быть не может.

ССТ: Некоторое время назад рынок за­полоняли фальшивые бумажные полисы от печально знаменитой компании «Обра­зец». Они еще работают?

С. Е.: «Образец» опять появился, на этот раз в страховании опасных производствен­ных объектов. Безусловно, всю информа­цию о выявленных случаях мы передали в соответствующие компетентные органы. Тем не менее, попытки обойти закон по­стоянно возникают.

А вообще бумажных поддельных поли­сов в настоящий момент на рынке не так много, было выявлено лишь несколь­ко десятков. Дело в том, что при уходе страховщика с рынка не все выданные агентам и брокерам бланки сдаются обратно в компанию. Бывшие агенты пытаются на этом заработать. Но хоть это и настоящие бланки, но они фактически украдены из страховой компании и не за­регистрированы в АИС ОСАГО. Полис, оформленный на таком бланке, работать не будет.

Но основные мошеннические дей­ствия, которые находятся в зоне нашего внимания, это, прежде всего, фальси­фикации ДТП. На протяжении послед­них лет мы пока не можем полностью ликвидировать две схемы, которые уже пошли из центральных районов страны на периферию — круговые перекрестки и движение задним ходом на стоящую машину.

средняя стоимость страхового полиса в регионе в 2023 году

ССТ: Почему активно используются именно эти способы?

С. Е.: Они сложно доказуемы. Но бла­годаря цифровизации у нас появляется достаточное количество информации с ви­деокамер, просто так сфальсифицировать ДТП не получается — его нужно сделать реальным.

Здесь важно изучать не единичное, локальное явление, а совокупность слу­чаев, когда выявляется, что один и тот же автомобиль попадает в аварии при одних и тех же условиях. Поэтому так важен обмен информацией между страховыми компаниями. У нас активно работает бюро страховых историй, создаются специаль­ные программы, которые выявляют орга­низованные преступные группы по связям с однотипными страховыми случаями.

ССТ: А деятельность автоюристов ха­рактерна именно для регионов «красной» зоны?

С. Е.: Не только. Например, Йошкар-Ола знаменита активной работой аваркомов. Там достаточно большое число судов вносят стоимость услуг аваркомов в сум­му возмещения. С этим категорически не согласны страховщики, ведь эти услуги не предусмотрены законом по ОСАГО. Количество судов по этим вопросам там резко возросло, доходило до 30 % от всех споров. Мы проводили там работу, но, к со­жалению, пока не достигли положительных результатов.

Мы уже показали налоговой инспекции незаконные воздействия со стороны этих аварийных комиссаров, передали всю информацию. Весной планируется прове­сти в Йошкар-Оле совместное совещание с участием судейского сообщества, чтобы убедить их, что услуги аваркома — это не то направление, где интересы страхова­теля подвергаются нарушениям.

У нас есть предложение по доработке законодательной базы: в законе об ОСАГО четко указать, что услуги аварийного ко­миссара за счет полиса ОСАГО не опла­чиваются. Если человек, который попал в ДТП, хочет, чтобы ему оказал помощь аварийный комиссар, он может оплатить его услуги самостоятельно, мы против тако­го подхода не возражаем.

ССТ: Выявляются ли какие-то новые формы мошенничества?

С. Е.: Есть города, которые у нас вызыва­ет наибольшую озабоченность, например, Ульяновск. Он всегда славился большим количеством мошенничеств и тем, что там вырабатываются новые схемы. Скажем, пе­ревешивание поврежденных запчастей или схема с движением задним ходом пошли оттуда по всем регионам России.

ССТ: Какая работа по преодолению страхового мошенничества планируется в этом году?

С. Е.: В этом году основные направления нашей деятельности будут связаны с ра­ботой в регионах. Мы не довели до конца ситуацию, связанную с видеокамерами, с получением материалов от государствен­ных органов. Сегодня нам это необходимо доработать. Мы видим, что ряд субъектов в соответствии с 523-м Постановлением Правительства предоставляет нам данные, но часть еще отказывается. Причина в сро­ках: информацию нам должны предостав­лять в течение 20 дней, а часть субъектов говорят нам о том, что за обозначенный срок это сделать невозможно. Мы уже сде­лали запрос непосредственно руководителю ГИБДД России, указали ему на эту пробле­му. Рассчитываем на то что, в 2024 году эта ситуация исправится.

Кроме того, мы получили решение Вер­ховного суда по делу с участием «Ингос­страха», в котором ВС РФ признал, что ГИБДД по запросу страховой компании обязаны предоставлять информацию по страховому событию. Мы видим, что количество фиксирующих видеокамер в стране растет — и на дорогах общего пользования, и в городах. Для нас это очень важно. Мы хотим, чтобы страхо­вые случаи по ОСАГО регулировались и быстро, и качественно, чтобы меньше возникало спорных моментов.

У нас активно работает бюро страховых историй, создаются специальные программы, которые выявляют организованные преступные группы по связям с однотипными страховыми случаями.

Похожие статьи

Открыта регистрация на Международную конференцию ВСС 2024

Открыта регистрация на Международную конференцию ВСС 2024

Открыта регистрация на XIX Международную конференцию ВСС (Russian Insurance Summit 2024) «30 лет ВСС – от прошлого к цифровому будущему», которая пройдет…
ЗА ПЯТЬ ЛЕТ НАЗРЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

ЗА ПЯТЬ ЛЕТ НАЗРЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ

Пятилетний опыт и практика работы финансовых уполномоченных свидетельствуют, с одной стороны, о зрелости данного института, с другой — о необходимости решения…
«ПОДСТАВА» — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ

«ПОДСТАВА» — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ

Чтобы борьба с мошенничеством была эффективной, часто необходима не только слаженная работа страховщиков и правоохраны, но и методологическая поддержка, а иногда…