• 5 мая, 2024
  • 57

МОШЕННИЧЕСТВО — ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНАЯ

Фараонов Егор

Директор Департамента безопасности СК «Согласие»

МОШЕННИЧЕСТВО — ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНАЯ

Ситуация с мошенничеством на Дальнем востоке многогранная. Им должны заниматься не только правоохранительные органы — это серьезная социальная проблема.

Борьба с мошенниками у нас, конечно, ведется, если речь идет об очень крупных и одиозных явлениях. Показательный при­мер — ОПГ Заболотных. Преступная груп­па совершила порядка 300 ДТП, пользуясь невнимательностью других водителей, так называемые «автоподставы». Ситуа­ция привлекла внимание общественности, СМИ, блогеров, а потом и правоохрани­тельных органов. Прокурор Приморского края дал указание разобраться. Страхов­щики предоставили аналитику по всему страховому рынку, и в результате дело ОПГ Заболотных направлено в суд.

Другой наиболее распространенный спо­соб — «договорной». Например, водитель грузовика, двигаясь задним ходом, якобы, не заметил припаркованный автомобиль и совершил ДТП. У виновника — минимум повреждений или вообще никаких, а потер­певший — специально подобранный авто­мобиль с наиболее дорогими запчастями. Мошенники изучают стоимость запчастей в справочниках РСА.

Мы видим некоторый положительный результат от действий краевого уголовного розыска и ФСБ края. По результатам их работы возбуждено три уголовных дела: одно направлено в суд — вынесен обви­нительный приговор, по одному проходят судебные заседания и одно расследуется.

Страховщики направляют сотни заяв­лений о случаях подозрения на мошен­ничество в правоохранительные органы разных уровней, но по ним часто не при­нимается никаких решений. Сотрудники полиции либо вообще не реагируют, либо делают поверхностную проверку. Фигу­рантов и машины не ищут, экспертизы трасологические не проводят и не назна­чают, уведомления о принятых решениях не отправляют. Мы не видим ни одного обвинительного заключения, направлен­ного в суд.

Более того, сегодня руководством ГИБДД региона принята практика не выезжать на ДТП без пострадавших — участники ДТП приезжают в ГИБДД, где предостав­ляют фото и пишут объяснительные. Хотя признаки фальсификации ДТП, как пра­вило, видны на месте события, фиксацию доказательств на месте органы полиции не организуют, следственно-оперативные группы не вызывают. В результате дока­зательств для возбуждения уголовных дел в материалах ГИБДД не хватает, виновник ДТП скрывается от СК, что затрудняет проведение трасологических экспертиз.

90 % автопарка на Дальнем Востоке — праворульные японские автомобили. Один небольшой удар даже для маленькой машины — 400 тыс. руб. убытка в ДТП, детали для таких машин очень дорогие.

Возникают проблемы с проведением трасологических экспертиз в ЭКЦ МВД. Чтобы было принято решение о возбужде­нии уголовного дела, предъявлены обвине­ния, а материал передан в суд, обязательно необходима экспертиза, причем она должна быть проведена не страховщиком, кото­рый является заинтересованной стороной, а именно экспертами ЭКЦ. Сотрудники ЭКЦ МВД, ссылаясь на свой регламент, по фотографиям делать экспертизу от­казываются. Хотя, как мне известно, уже есть методы проведения такой экспертизы. У того же финансового уполномоченного делают экспертизу на базе фотографий с ис­пользованием искусственного интеллекта. Также, по назначению суда, коммерческими организациями проводятся экспертизы по предоставленным фотоматериалам. Мне кажется, что ЭКЦ МВД может перейти на современные технологии и двигаться в ногу со временем.

Мы неоднократно выезжали на Дальний Восток вместе с представителями ВСС, поднимали эти вопросы на уровне губерна­тора, руководства МВД и прокуратуры. Мы просили выделить для нас какое-то «окно», к которому страховщики могли бы обра­щаться и получать обратную связь, если они что-то делают несвоевременно или не в полном объеме, передавая документы в правоохрану. Но пока достичь существен­ного результата не получилось.

Для улучшения работы в регионе, без­условно, важна активная деятельность нашей рабочей группы. Ее возглавляет Сергей Михайлович Мостовой, замести­тель по безопасности директора Примор­ского филиала СК «Согласие». Но важно активное участие в рабочей группе всех за­интересованных сторон — МВД, прокура­туры, представителей Банка России. Наша совместная работа не должна скатываться к формату встреч служб безопасности, которые просто обмениваются информа­цией. Должно быть обсуждение самого широкого круга вопросов.

Массовое мошенничество с «подстава­ми» и сговорами в нашем регионе носит исключительно социальный характер. Молодые люди, которые не хотят работать, могут просто купить старенький японский автомобиль и, имитируя ДТП, получать хоть и хорошие, но преступные деньги. Население использует полисы ОСАГО как инструмент заработка. С другой сторо­ны, у нас есть законопослушные гражда­не, которые вынуждены переплачивать за полисы ОСАГО из-за сложившейся ситуации, поскольку совокупная убы­точность региона увеличивает тариф при страховании. Проблема роста страхового мошенничества относится не только лишь к страховщикам ОСАГО, а становится со­циальной, нанося ущерб жителям региона, и с этим следует работать сообща всем уполномоченным службам правоохрани­тельной системы.

Похожие статьи

Финансовый уполномоченный рассказала о проблемах и способах борьбы с…

«Борьба со страховым мошенничеством хотя и не относится напрямую к задачам Службы финансового уполномоченного, но всегда находится в сфере нашего внимания»,…

«АльфаСтрахование» помогла пресечь деятельность группировки автомошенников в Башкирии

«АльфаСтрахование» помогла правоохранительным органам пресечь преступную деятельность группировки автомошенников, которые за два года – с 2020 по 2022 гг. – нанесли…

Игорь Фатьянов: средняя сумма мошеннических убытков по автокаско увеличилась…

По статистике Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2024 году растет средняя сумма убытков, заявленных мошенниками в страховые компании.