- 5 мая, 2024
- 57
МОШЕННИЧЕСТВО — ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНАЯ
Ситуация с мошенничеством на Дальнем востоке многогранная. Им должны заниматься не только правоохранительные органы — это серьезная социальная проблема.
Борьба с мошенниками у нас, конечно, ведется, если речь идет об очень крупных и одиозных явлениях. Показательный пример — ОПГ Заболотных. Преступная группа совершила порядка 300 ДТП, пользуясь невнимательностью других водителей, так называемые «автоподставы». Ситуация привлекла внимание общественности, СМИ, блогеров, а потом и правоохранительных органов. Прокурор Приморского края дал указание разобраться. Страховщики предоставили аналитику по всему страховому рынку, и в результате дело ОПГ Заболотных направлено в суд.
Другой наиболее распространенный способ — «договорной». Например, водитель грузовика, двигаясь задним ходом, якобы, не заметил припаркованный автомобиль и совершил ДТП. У виновника — минимум повреждений или вообще никаких, а потерпевший — специально подобранный автомобиль с наиболее дорогими запчастями. Мошенники изучают стоимость запчастей в справочниках РСА.
Мы видим некоторый положительный результат от действий краевого уголовного розыска и ФСБ края. По результатам их работы возбуждено три уголовных дела: одно направлено в суд — вынесен обвинительный приговор, по одному проходят судебные заседания и одно расследуется.
Страховщики направляют сотни заявлений о случаях подозрения на мошенничество в правоохранительные органы разных уровней, но по ним часто не принимается никаких решений. Сотрудники полиции либо вообще не реагируют, либо делают поверхностную проверку. Фигурантов и машины не ищут, экспертизы трасологические не проводят и не назначают, уведомления о принятых решениях не отправляют. Мы не видим ни одного обвинительного заключения, направленного в суд.
Более того, сегодня руководством ГИБДД региона принята практика не выезжать на ДТП без пострадавших — участники ДТП приезжают в ГИБДД, где предоставляют фото и пишут объяснительные. Хотя признаки фальсификации ДТП, как правило, видны на месте события, фиксацию доказательств на месте органы полиции не организуют, следственно-оперативные группы не вызывают. В результате доказательств для возбуждения уголовных дел в материалах ГИБДД не хватает, виновник ДТП скрывается от СК, что затрудняет проведение трасологических экспертиз.
90 % автопарка на Дальнем Востоке — праворульные японские автомобили. Один небольшой удар даже для маленькой машины — 400 тыс. руб. убытка в ДТП, детали для таких машин очень дорогие.
Возникают проблемы с проведением трасологических экспертиз в ЭКЦ МВД. Чтобы было принято решение о возбуждении уголовного дела, предъявлены обвинения, а материал передан в суд, обязательно необходима экспертиза, причем она должна быть проведена не страховщиком, который является заинтересованной стороной, а именно экспертами ЭКЦ. Сотрудники ЭКЦ МВД, ссылаясь на свой регламент, по фотографиям делать экспертизу отказываются. Хотя, как мне известно, уже есть методы проведения такой экспертизы. У того же финансового уполномоченного делают экспертизу на базе фотографий с использованием искусственного интеллекта. Также, по назначению суда, коммерческими организациями проводятся экспертизы по предоставленным фотоматериалам. Мне кажется, что ЭКЦ МВД может перейти на современные технологии и двигаться в ногу со временем.
Мы неоднократно выезжали на Дальний Восток вместе с представителями ВСС, поднимали эти вопросы на уровне губернатора, руководства МВД и прокуратуры. Мы просили выделить для нас какое-то «окно», к которому страховщики могли бы обращаться и получать обратную связь, если они что-то делают несвоевременно или не в полном объеме, передавая документы в правоохрану. Но пока достичь существенного результата не получилось.
Для улучшения работы в регионе, безусловно, важна активная деятельность нашей рабочей группы. Ее возглавляет Сергей Михайлович Мостовой, заместитель по безопасности директора Приморского филиала СК «Согласие». Но важно активное участие в рабочей группе всех заинтересованных сторон — МВД, прокуратуры, представителей Банка России. Наша совместная работа не должна скатываться к формату встреч служб безопасности, которые просто обмениваются информацией. Должно быть обсуждение самого широкого круга вопросов.
Массовое мошенничество с «подставами» и сговорами в нашем регионе носит исключительно социальный характер. Молодые люди, которые не хотят работать, могут просто купить старенький японский автомобиль и, имитируя ДТП, получать хоть и хорошие, но преступные деньги. Население использует полисы ОСАГО как инструмент заработка. С другой стороны, у нас есть законопослушные граждане, которые вынуждены переплачивать за полисы ОСАГО из-за сложившейся ситуации, поскольку совокупная убыточность региона увеличивает тариф при страховании. Проблема роста страхового мошенничества относится не только лишь к страховщикам ОСАГО, а становится социальной, нанося ущерб жителям региона, и с этим следует работать сообща всем уполномоченным службам правоохранительной системы.