• 5 мая, 2024
  • 65

МОШЕННИЧЕСТВО — ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНАЯ

Фараонов Егор

Директор Департамента безопасности СК «Согласие»

МОШЕННИЧЕСТВО — ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНАЯ

Ситуация с мошенничеством на Дальнем востоке многогранная. Им должны заниматься не только правоохранительные органы — это серьезная социальная проблема.

Борьба с мошенниками у нас, конечно, ведется, если речь идет об очень крупных и одиозных явлениях. Показательный при­мер — ОПГ Заболотных. Преступная груп­па совершила порядка 300 ДТП, пользуясь невнимательностью других водителей, так называемые «автоподставы». Ситуа­ция привлекла внимание общественности, СМИ, блогеров, а потом и правоохрани­тельных органов. Прокурор Приморского края дал указание разобраться. Страхов­щики предоставили аналитику по всему страховому рынку, и в результате дело ОПГ Заболотных направлено в суд.

Другой наиболее распространенный спо­соб — «договорной». Например, водитель грузовика, двигаясь задним ходом, якобы, не заметил припаркованный автомобиль и совершил ДТП. У виновника — минимум повреждений или вообще никаких, а потер­певший — специально подобранный авто­мобиль с наиболее дорогими запчастями. Мошенники изучают стоимость запчастей в справочниках РСА.

Мы видим некоторый положительный результат от действий краевого уголовного розыска и ФСБ края. По результатам их работы возбуждено три уголовных дела: одно направлено в суд — вынесен обви­нительный приговор, по одному проходят судебные заседания и одно расследуется.

Страховщики направляют сотни заяв­лений о случаях подозрения на мошен­ничество в правоохранительные органы разных уровней, но по ним часто не при­нимается никаких решений. Сотрудники полиции либо вообще не реагируют, либо делают поверхностную проверку. Фигу­рантов и машины не ищут, экспертизы трасологические не проводят и не назна­чают, уведомления о принятых решениях не отправляют. Мы не видим ни одного обвинительного заключения, направлен­ного в суд.

Более того, сегодня руководством ГИБДД региона принята практика не выезжать на ДТП без пострадавших — участники ДТП приезжают в ГИБДД, где предостав­ляют фото и пишут объяснительные. Хотя признаки фальсификации ДТП, как пра­вило, видны на месте события, фиксацию доказательств на месте органы полиции не организуют, следственно-оперативные группы не вызывают. В результате дока­зательств для возбуждения уголовных дел в материалах ГИБДД не хватает, виновник ДТП скрывается от СК, что затрудняет проведение трасологических экспертиз.

90 % автопарка на Дальнем Востоке — праворульные японские автомобили. Один небольшой удар даже для маленькой машины — 400 тыс. руб. убытка в ДТП, детали для таких машин очень дорогие.

Возникают проблемы с проведением трасологических экспертиз в ЭКЦ МВД. Чтобы было принято решение о возбужде­нии уголовного дела, предъявлены обвине­ния, а материал передан в суд, обязательно необходима экспертиза, причем она должна быть проведена не страховщиком, кото­рый является заинтересованной стороной, а именно экспертами ЭКЦ. Сотрудники ЭКЦ МВД, ссылаясь на свой регламент, по фотографиям делать экспертизу от­казываются. Хотя, как мне известно, уже есть методы проведения такой экспертизы. У того же финансового уполномоченного делают экспертизу на базе фотографий с ис­пользованием искусственного интеллекта. Также, по назначению суда, коммерческими организациями проводятся экспертизы по предоставленным фотоматериалам. Мне кажется, что ЭКЦ МВД может перейти на современные технологии и двигаться в ногу со временем.

Мы неоднократно выезжали на Дальний Восток вместе с представителями ВСС, поднимали эти вопросы на уровне губерна­тора, руководства МВД и прокуратуры. Мы просили выделить для нас какое-то «окно», к которому страховщики могли бы обра­щаться и получать обратную связь, если они что-то делают несвоевременно или не в полном объеме, передавая документы в правоохрану. Но пока достичь существен­ного результата не получилось.

Для улучшения работы в регионе, без­условно, важна активная деятельность нашей рабочей группы. Ее возглавляет Сергей Михайлович Мостовой, замести­тель по безопасности директора Примор­ского филиала СК «Согласие». Но важно активное участие в рабочей группе всех за­интересованных сторон — МВД, прокура­туры, представителей Банка России. Наша совместная работа не должна скатываться к формату встреч служб безопасности, которые просто обмениваются информа­цией. Должно быть обсуждение самого широкого круга вопросов.

Массовое мошенничество с «подстава­ми» и сговорами в нашем регионе носит исключительно социальный характер. Молодые люди, которые не хотят работать, могут просто купить старенький японский автомобиль и, имитируя ДТП, получать хоть и хорошие, но преступные деньги. Население использует полисы ОСАГО как инструмент заработка. С другой сторо­ны, у нас есть законопослушные гражда­не, которые вынуждены переплачивать за полисы ОСАГО из-за сложившейся ситуации, поскольку совокупная убы­точность региона увеличивает тариф при страховании. Проблема роста страхового мошенничества относится не только лишь к страховщикам ОСАГО, а становится со­циальной, нанося ущерб жителям региона, и с этим следует работать сообща всем уполномоченным службам правоохрани­тельной системы.

Похожие статьи

«Согласие» – лидер в страховании железнодорожного транспорта

Центральный банк Российской Федерации подвел итоги рынка страхования за 9 месяцев 2024 года. По данным регулятора страховая компания «Согласие» заняла лидирующие позиции на…

НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества

АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС страхования) разработала для страхового сообщества набор инструментов по противодействию мошенническим практикам.

Телефонные мошенники активизировались перед Новым годом и убеждают россиян…

Перед новогодними праздниками по всей стране участились случаи нападений с поджогами под воздействием телефонных мошенников.