- 5 мая, 2024
- 79
«ПОДСТАВА» — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ
Чтобы борьба с мошенничеством была эффективной, часто необходима не только слаженная работа страховщиков и правоохраны, но и методологическая поддержка, а иногда и изменения в законодательстве. Начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт Управления уголовного розыска УМВД России по Приморскому краю Алексей Страмилов подробно рассказал, как сегодня обстоят дела с преступлениями в сфере автострахования в регионе.
ССТ: Как Вы оцениваете текущий уровень мошенничества в сфере ОСАГО в Приморском крае?
Алексей Страмилов: Уровень мошенничества в ОСАГО у нас высокий, но есть тенденции к его снижению. Несколько лет назад реальных ДТП в Приморском крае было лишь около 40 %, остальные имели признаки разного рода мошенничеств. Сейчас ситуация существенно выправилась.
Есть и организованная преступность, и бытовая. Мы видим некоторые семейные группы, например, семья Заболотных — мать, сын и отец. Они организовали, можно сказать, семейное ОПГ, которое зарабатывало на подставных ДТП на территории Владивостока, в основном, на участках с круговым движением и на перекрестках. Есть и одиночные деятели, которые многократно бьются на кольце с круговым движением, либо на перекрестках, подлавливая других участников дорожного движения. При этом сами мошенники двигаются без нарушений ПДД, что усложняет процесс доказывания их вины.
Большинство подставных ДТП происходят в больших городах: Владивостоке, Находке, Уссурийске. Там, где люди друг друга хорошо знают, можно и «по шапке получить». Были попытки устраивать такие подставы в деревнях, но мошенники там долго не задерживались.
Проблема ОСАГО отчасти связана с дорогим ремонтом праворульных автомобилей по Единой методике РСА. Я считаю, что многие машины можно ремонтировать б/у запчастями, если они без дефектов, а износ не влияет на безопасность автомобиля. Сама же машина имеет определенный процент износа, следовательно, и фара, и бампер, и двери имеют такой же процент износа. Но, к сожалению, наше законодательство этого не разрешает.
Что же касается замены поврежденной в ДТП ходовой части автомобиля, то здесь однозначно, замена должна производиться на новые запчасти, так как от этого зависит безопасность граждан в момент использования автомобиля при дорожном движении.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
В методике РСА по расчету восстановительного ремонта применять коэффициенты к ТС с правым рулем, учитывающие особенности ремонта контрактными запчастями и исключающие возможность обогащения на разнице расчета и фактического ремонта.
ССТ: Что, на Ваш взгляд, подталкивает граждан к мошенническим действиям?
А. С.: У нас есть проблемы мошенничества, связанные с определенным несовершенством нашего законодательства. В 2019 году был отменен регресс по ОСАГО. До этого страховщик мог подать в суд на виновника ДТП, который не сообщил в страховую компанию о наступлении страхового случая. В настоящий момент очень часто пострадавший заявляет страховой случай, чтобы получить выплату, а виновник — нет. В основном, это происходит при договорных, инсценировочных ДТП. Если виновник не обращается в страховую компанию, страховщик не может провести экспертизу и подтвердить, были ли повреждения получены именно в данном происшествии. При таком варианте у страховой компании не появляется аргументов, чтобы не платить. Никто из страховщиков с потерпевшим судиться не хочет, предпочитая платить, чтобы не получить еще и сумму штрафов и пени.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Рассмотреть возложение ответственности на участников ДТП за непредоставление автомашины на осмотр для фиксации повреждений. В случае нарушения данного пункта страховая компания должна иметь право предъявить к виновнику суброгационные требования.
Иными словами, проблема в том, что в законодательстве не предусмотрена ответственность сторон за то, что они не сообщают о происшествии в страховую компанию. Если бы оба участника ДТП были обязаны в определенное время обратиться в страховую компанию и представить автомашины для проведения экспертизы, тогда бы у нас вопросов поубавилось. Все было бы просто: если участники ДТП не предоставляют машины, страховщик ничего не выплачивает. Сейчас большинство экспертиз провести невозможно, потому что не с чем сравнивать — нет второй автомашины.
ССТ: Выявляете ли вы в Приморском крае деятельность «автоюристов» с использованием договоров цессии?
А. С.: Такие случаи есть, но я бы оценил их масштаб в 15 % от общего объема мошеннических действий. Мы работаем над этой ситуацией, чтобы доказывать преступный умысел и сговор.
При анализе мошенничеств в нашем регионе мы опирались на методические рекомендации, которые были разработаны в Москве и в Красноярске. На основе этих материалов выработали свою методику с учетом особенностей нашего региона. Прежде всего, была сделана градация преступлений, дано определение подставного и инсценировочного, то есть договорного ДТП. Приоритеты мы расставили в зависимости от количества заявленных случаев.
Также мы выработали особую методику по «подставщикам». Она работает на 100 % и уже позволила за короткий срок выявить три группы мошенников. Сейчас в зоне нашего пристального внимания находится порядка пяти групп, в ближайшее время они также будут привлечены к уголовной ответственности.
«АВТОПОДСТАВА»
Умышленное, намеренное совершение столкновения транспортных средств, может также характеризоваться как умышленное повреждение чужого имущества — автомобиля. Также имеет место ситуация, когда один из участников (злоумышленник), двигаясь с соблюдением правил дорожного движения и обладающий преимуществом в момент движения на определенном участке дороги — перекрестки неравнозначных дорог, участки дороги с кольцевым движением и т. д., намеренно не принимает возможных мер к остановке и (или) снижению скорости, подставляя свой автомобиль под удар другой машины для дальнейшего получения выплаты за ущерб со страховой компании второго, «виновного» участника. Как правило, такие ДТП оформляют по упрощенной схеме «европротокола» без вызова сотрудников ГИБДД, а автомобиль «подставщика» может иметь следы нехарактерных повреждений и (или) следы спешного дешевого ремонта — неаккуратная окраска деталей кузова, нештатное или кустарное крепление внешних деталей, т. к. ранее был уже неоднократно поврежден.
ИНСЦЕНИРОВКА ДТП
Намеренное столкновение автомобилей (в том числе ранее уже имеющих повреждения, часто — нехарактерные для ДТП) по предварительному сговору сторон. Как правило, такие ДТП оформляются по упрощенной схеме «европротоколом» без вызова сотрудников ГИБДД, после чего участники обращаются в страховые компании для возмещения ущерба.
ССТ: Отражается ли цифровизация урегулирования убытка на уровне мошенничества?
А. С.: Страховщики в России пытаются сделать максимально удобный сервис для граждан. Но, к сожалению, одновременно это облегчает и деятельность мошенников. Например, раньше на место ДТП всегда выезжали сотрудники ГИБДД. Они фиксировали все необходимые материалы, на основе которых можно было сделать полноценную экспертизу и доказать факт мошенничества.
Сейчас, когда большинство ДТП оформляется «европротоколом», а также специальным приложением, по имеющимся фотографиям очень сложно проводить трассологические (автотехнические) исследования. Было ли получено это повреждение в ходе заявленного ДТП или нет, определить практически невозможно. И сейчас мы наблюдаем массовую проблему, когда «европротокол» используется для фальсификации последствий ДТП.
ССТ: Как с этим бороться?
А. С.: Мы пытаемся наладить взаимодействие с Министерством юстиции, которое непосредственно проводит экспертизы по ДТП. Сведений, которые предоставляют страховые компании, нам, к сожалению, не хватает. В свое время на общем совещании со страховщиками и Центробанком мы утвердили определенный список документов, который необходимо предоставлять в правоохрану. Фотографии с места ДТП сначала направлялись на листе формата А-4, но по ним из-за низкого качества невозможно проводить экспертизу. Теперь нам передают фото и другую информацию на дисках — цифровых носителях, но Минюст не может провести экспертизу даже в таком случае, ссылаясь на отсутствие методики.
Кроме того, есть еще один проблемный вопрос: страховые компании сами проводят независимые экспертизы. Но, к сожалению, их результаты не являются доказательствами по уголовному делу. А если мы назначаем экспертизу в Минюсте, то там ссылаются на то, что не хватает многих данных.
ССТ: Обычно много проблем доставляет такси. Как с ними обстоят дела в Вашем регионе?
А. С.: Мы долго не могли понять, почему таксомоторные компании приносят очень большой ущерб страховым компаниям. Когда стали разбираться, все встало на свои места. Таксомоторные компании дают под выкуп машины, разукрашенные как такси, гражданам соседних государств, в основном, из Средней Азии. Они ездят на таких машинах, хотя по нашему законодательству не имеют права работать в такси.
Мы никак не могли понять, почему они так много бьются. Оказалось, что таксомоторные компании оформляют полис без ограничения количества водителей. Потом они отдают машину внаем с последующим выкупом. Собственником в ПТС вписан какой-то условный «Отабек». Когда машина попадает в ДТП, страховая компания направляет сумму выплаты этому «Отабеку». В результате в Приморском крае была выявлена целая сеть «Отабеков», которые били машины такси, потом ремонтировали их в своих гаражах, а сумму страховой выплаты клали себе в карман.
ССТ: Как Вы оцениваете уровень взаимодействия со страховым сообществом?
А. С.: На территории Приморского края слаженная работа пошла с 2019 года, когда совместно с сотрудниками страховых компаний, а также с представителями Центробанка мы начали бороться с мошенничеством. Взаимодействие у нас налажено на высоком уровне: мы встречаемся на совещаниях, обмениваемся информацией через Сергея Мостового, который является представителем страховых компаний на Дальнем Востоке. Мы выработали алгоритм подачи заявлений в правоохрану: у страховщиков есть объединенные базы, которые позволяют выявлять мошенников; у нас существенно улучшилась раскрываемость.
Кстати, должен сказать, что у нас нет проблемы найти, кто совершает мошенничество. Есть проблема в отсутствии единого подхода со стороны МВД. На местах сотрудники и руководители порой не понимают, что нужно делать. Данным видом преступлений, в основном, занимается только краевое следствие и краевой розыск. В дознании таких положительных примеров очень мало. Мы уже выработали методику для сотрудников уголовного розыска, которая позволяет им собирать необходимую информацию для доказывания в уголовном деле. Уже есть однозначная судебная практика, и она будет расширяться в этом направлении. В настоящий момент прорабатывается вопрос по разработке методики для отделов дознания, т.к. большинство уголовных дел находится у них в производстве. Им необходимо доказать умысел обеих сторон в совершении преступления, требуется доказать, что работала группа.
В любом мошенничестве, которое не связано с «подставой», а связано с договорным ДТП, участвуют два человека. Тут надо доказать, что они имели сговор. Такие преступления могут быть и единичными, и серийными. Информацию о серийных нужно собирать воедино. Как правило, вначале дознанию сложно выявить связь единичных преступлений.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Рассмотреть вопрос о дополнении структуры страховых компаний сотрудниками, которые с виновной стороны непосредственно выезжали бы на ДТП и сбирали все необходимые данные для проведения экспертизы.
ССТ: Какие мероприятия планируется провести в крае в этом году?
А. С.: У нас на регулярной основе проводятся межведомственные совещания, посвященные организации работы по выявлению, пресечению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере автострахования: в прокуратуре Приморского края, при полномочном представителе Президента РФ в ДФО, ежеквартально — в правительстве Приморского края. На них обсуждаются проблемные вопросы по данному направлению деятельности, вырабатываются меры по их решению.
С целью реализации принятых решений УУР УМВД России по Приморскому краю налажено взаимодействие с представителями страховых компаний, которые предоставляют сведения о лицах, деятельность которых направлена на систематическое получение страховых выплат по ДТП. Данные лица отрабатываются на причастность к совершению преступлений.
…У нас нет проблемы найти, кто совершает мошенничество. Есть проблема в отсутствии единого подхода со стороны МВД.
Не так давно было проведено совещание с участием начальника Управления МВД России по Приморскому краю генерал-майора полиции Александра Табакаева. На совещании были заслушаны результаты работы за прошедший год и рассмотрены некоторые предложения, в том числе — разработать методику для следствия и дознания, о чем я говорил выше.
В УУР УМВД России по Приморскому краю закреплен сотрудник для организации отдельного учета преступлений в сфере автострахования, взаимодействия с представителями страховых компаний, расположенных на территории Приморского края, а также ежедневного анализа заявлений, поступивших в ОМВД края на предмет установления системности противоправных действий.