• 5 мая, 2024
  • 79

«ПОДСТАВА» — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ

Страмилов Алексей

Начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт Управления уголовного розыска УМВД России по Приморскому краю

«ПОДСТАВА» — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ

Чтобы борьба с мошенничеством была эффективной, часто необходима не только слаженная работа страховщиков и правоохраны, но и методологическая поддержка, а иногда и изменения в законодательстве. Начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт Управления уголовного розыска УМВД России по Приморскому краю Алексей Страмилов подробно рассказал, как сегодня обстоят дела с преступлениями в сфере автострахования в регионе.

ССТ: Как Вы оцениваете текущий уровень мошенничества в сфере ОСАГО в Приморском крае?

Алексей Страмилов: Уровень мошенниче­ства в ОСАГО у нас высокий, но есть тен­денции к его снижению. Несколько лет на­зад реальных ДТП в Приморском крае было лишь около 40 %, остальные имели при­знаки разного рода мошенничеств. Сейчас ситуация существенно выправилась.

Есть и организованная преступность, и бытовая. Мы видим некоторые семейные группы, например, семья Заболотных — мать, сын и отец. Они организовали, можно сказать, семейное ОПГ, которое зарабаты­вало на подставных ДТП на территории Владивостока, в основном, на участках с круговым движением и на перекрестках. Есть и одиночные деятели, которые много­кратно бьются на кольце с круговым дви­жением, либо на перекрестках, подлавливая других участников дорожного движения. При этом сами мошенники двигаются без нарушений ПДД, что усложняет процесс доказывания их вины.

Большинство подставных ДТП проис­ходят в больших городах: Владивостоке, Находке, Уссурийске. Там, где люди друг друга хорошо знают, можно и «по шапке получить». Были попытки устраивать такие подставы в деревнях, но мошенники там долго не задерживались.

Проблема ОСАГО отчасти связана с доро­гим ремонтом праворульных автомобилей по Единой методике РСА. Я считаю, что многие машины можно ремонтировать б/у запчастями, если они без дефектов, а износ не влияет на безопасность автомо­биля. Сама же машина имеет определенный процент износа, следовательно, и фара, и бампер, и двери имеют такой же процент износа. Но, к сожалению, наше законода­тельство этого не разрешает.

Что же касается замены поврежденной в ДТП ходовой части автомобиля, то здесь однозначно, замена должна производить­ся на новые запчасти, так как от этого зависит безопасность граждан в момент использования автомобиля при дорожном движении.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

В методике РСА по расчету восстанови­тельного ремонта применять коэффици­енты к ТС с правым рулем, учитывающие особенности ремонта контрактными запчастями и исключающие возможность обогащения на разнице расчета и факти­ческого ремонта.

ССТ: Что, на Ваш взгляд, подталкивает граждан к мошенническим действиям?

А. С.: У нас есть проблемы мошен­ничества, связанные с определенным несовершенством нашего законодатель­ства. В 2019 году был отменен регресс по ОСАГО. До этого страховщик мог подать в суд на виновника ДТП, который не сообщил в страховую компанию о на­ступлении страхового случая. В настоя­щий момент очень часто пострадавший заявляет страховой случай, чтобы полу­чить выплату, а виновник — нет. В ос­новном, это происходит при договорных, инсценировочных ДТП. Если виновник не обращается в страховую компанию, страховщик не может провести эксперти­зу и подтвердить, были ли повреждения получены именно в данном происшествии. При таком варианте у страховой компании не появляется аргументов, чтобы не пла­тить. Никто из страховщиков с потер­певшим судиться не хочет, предпочитая платить, чтобы не получить еще и сумму штрафов и пени.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Рассмотреть возложение ответственности на участников ДТП за непредоставление автомашины на осмотр для фиксации по­вреждений. В случае нарушения данного пункта страховая компания должна иметь право предъявить к виновнику суброга­ционные требования.

Иными словами, проблема в том, что в законодательстве не предусмотрена от­ветственность сторон за то, что они не со­общают о происшествии в страховую ком­панию. Если бы оба участника ДТП были обязаны в определенное время обратиться в страховую компанию и представить автомашины для проведения эксперти­зы, тогда бы у нас вопросов поубавилось. Все было бы просто: если участники ДТП не предоставляют машины, страховщик ничего не выплачивает. Сейчас большин­ство экспертиз провести невозможно, по­тому что не с чем сравнивать — нет второй автомашины.

ССТ: Выявляете ли вы в Приморском крае деятельность «автоюристов» с ис­пользованием договоров цессии?

А. С.: Такие случаи есть, но я бы оценил их масштаб в 15 % от общего объема мошен­нических действий. Мы работаем над этой ситуацией, чтобы доказывать преступный умысел и сговор.

При анализе мошенничеств в нашем регионе мы опирались на методические рекомендации, которые были разработаны в Москве и в Красноярске. На основе этих материалов выработали свою методику с учетом особенностей нашего региона. Прежде всего, была сделана градация пре­ступлений, дано определение подставного и инсценировочного, то есть договорного ДТП. Приоритеты мы расставили в зависи­мости от количества заявленных случаев.

Также мы выработали особую методику по «подставщикам». Она работает на 100 % и уже позволила за короткий срок выявить три группы мошенников. Сейчас в зоне нашего пристального внимания находится порядка пяти групп, в ближайшее время они также будут привлечены к уголовной ответственности.


«АВТОПОДСТАВА»

Умышленное, намеренное совершение столкновения транспортных средств, может также характеризоваться как умышленное повреждение чужого имущества — автомобиля. Также имеет место ситуация, когда один из участни­ков (злоумышленник), двигаясь с соблю­дением правил дорожного движения и обладающий преимуществом в момент движения на определенном участке дороги — перекрестки неравнозначных дорог, участки дороги с кольцевым дви­жением и т. д., намеренно не принимает возможных мер к остановке и (или) снижению скорости, подставляя свой автомобиль под удар другой машины для дальнейшего получения выплаты за ущерб со страховой компании второго, «виновного» участника. Как правило, такие ДТП оформляют по упрощенной схеме «европротокола» без вызова сотрудников ГИБДД, а автомобиль «подставщика» может иметь следы нехарактерных повреждений и (или) следы спешного дешевого ремонта — неаккуратная окраска деталей кузова, нештатное или кустарное крепление внешних деталей, т. к. ранее был уже неоднократно поврежден.

ИНСЦЕНИРОВКА ДТП

Намеренное столкновение автомоби­лей (в том числе ранее уже имеющих повреждения, часто — нехарактер­ные для ДТП) по предварительному сговору сторон. Как правило, такие ДТП оформляются по упрощенной схеме «европротоколом» без вызова сотруд­ников ГИБДД, после чего участники обращаются в страховые компании для возмещения ущерба.


ССТ: Отражается ли цифровизация урегулирования убытка на уровне мошен­ничества?

А. С.: Страховщики в России пытаются сделать максимально удобный сервис для граждан. Но, к сожалению, одновременно это облегчает и деятельность мошенников. Например, раньше на место ДТП всегда выезжали сотрудники ГИБДД. Они фик­сировали все необходимые материалы, на основе которых можно было сделать полноценную экспертизу и доказать факт мошенничества.

Сейчас, когда большинство ДТП оформ­ляется «европротоколом», а также специ­альным приложением, по имеющимся фотографиям очень сложно проводить трассологические (автотехнические) иссле­дования. Было ли получено это поврежде­ние в ходе заявленного ДТП или нет, опре­делить практически невозможно. И сейчас мы наблюдаем массовую проблему, когда «европротокол» используется для фальси­фикации последствий ДТП.

ССТ: Как с этим бороться?

А. С.: Мы пытаемся наладить взаимодей­ствие с Министерством юстиции, которое непосредственно проводит экспертизы по ДТП. Сведений, которые предоставляют страховые компании, нам, к сожалению, не хватает. В свое время на общем совеща­нии со страховщиками и Центробанком мы утвердили определенный список доку­ментов, который необходимо предостав­лять в правоохрану. Фотографии с места ДТП сначала направлялись на листе фор­мата А-4, но по ним из-за низкого качества невозможно проводить экспертизу. Теперь нам передают фото и другую информацию на дисках — цифровых носителях, но Ми­нюст не может провести экспертизу даже в таком случае, ссылаясь на отсутствие методики.

Кроме того, есть еще один проблемный вопрос: страховые компании сами проводят независимые экспертизы. Но, к сожалению, их результаты не являются доказательства­ми по уголовному делу. А если мы назнача­ем экспертизу в Минюсте, то там ссылаются на то, что не хватает многих данных.

ССТ: Обычно много проблем доставляет такси. Как с ними обстоят дела в Вашем регионе?

А. С.: Мы долго не могли понять, поче­му таксомоторные компании приносят очень большой ущерб страховым компа­ниям. Когда стали разбираться, все встало на свои места. Таксомоторные компании дают под выкуп машины, разукрашенные как такси, гражданам соседних госу­дарств, в основном, из Средней Азии. Они ездят на таких машинах, хотя по нашему законодательству не имеют права рабо­тать в такси.

Мы никак не могли понять, почему они так много бьются. Оказалось, что таксо­моторные компании оформляют полис без ограничения количества водителей. Потом они отдают машину внаем с после­дующим выкупом. Собственником в ПТС вписан какой-то условный «Отабек». Когда машина попадает в ДТП, страховая компания направляет сумму выплаты этому «Отабеку». В результате в При­морском крае была выявлена целая сеть «Отабеков», которые били машины такси, потом ремонтировали их в своих гаражах, а сумму страховой выплаты клали себе в карман.

ССТ: Как Вы оцениваете уровень взаи­модействия со страховым сообществом?

А. С.: На территории Приморского края слаженная работа пошла с 2019 года, когда совместно с сотрудниками страховых компаний, а также с представителями Цен­тробанка мы начали бороться с мошенни­чеством. Взаимодействие у нас налажено на высоком уровне: мы встречаемся на со­вещаниях, обмениваемся информацией через Сергея Мостового, который являет­ся представителем страховых компаний на Дальнем Востоке. Мы выработали ал­горитм подачи заявлений в правоохрану: у страховщиков есть объединенные базы, которые позволяют выявлять мошенников; у нас существенно улучшилась раскрыва­емость.

Кстати, должен сказать, что у нас нет проблемы найти, кто совершает мошен­ничество. Есть проблема в отсутствии единого подхода со стороны МВД. На местах сотрудники и руководители порой не понимают, что нужно делать. Данным ви­дом преступлений, в основном, занимается только краевое следствие и краевой розыск. В дознании таких положительных примеров очень мало. Мы уже выработали методику для сотрудников уголовного розыска, ко­торая позволяет им собирать необходимую информацию для доказывания в уголов­ном деле. Уже есть однозначная судебная практика, и она будет расширяться в этом направлении. В настоящий момент прора­батывается вопрос по разработке методики для отделов дознания, т.к. большинство уголовных дел находится у них в производ­стве. Им необходимо доказать умысел обеих сторон в совершении преступления, требу­ется доказать, что работала группа.

В любом мошенничестве, которое не свя­зано с «подставой», а связано с договорным ДТП, участвуют два человека. Тут надо доказать, что они имели сговор. Такие преступления могут быть и единичными, и серийными. Информацию о серийных нужно собирать воедино. Как правило, вначале дознанию сложно выявить связь единичных преступлений.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Рассмотреть вопрос о дополнении струк­туры страховых компаний сотрудниками, которые с виновной стороны непосред­ственно выезжали бы на ДТП и сбирали все необходимые данные для проведения экспертизы.

 

ССТ: Какие мероприятия планируется провести в крае в этом году?

А. С.: У нас на регулярной основе про­водятся межведомственные совещания, посвященные организации работы по вы­явлению, пресечению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере автострахования: в прокуратуре Приморского края, при полномочном пред­ставителе Президента РФ в ДФО, ежеквар­тально — в правительстве Приморского края. На них обсуждаются проблемные во­просы по данному направлению деятельно­сти, вырабатываются меры по их решению.

С целью реализации принятых решений УУР УМВД России по Приморскому краю налажено взаимодействие с представителя­ми страховых компаний, которые предо­ставляют сведения о лицах, деятельность которых направлена на систематическое получение страховых выплат по ДТП. Дан­ные лица отрабатываются на причастность к совершению преступлений.

…У нас нет проблемы найти, кто совершает мошенничество. Есть проблема в отсутствии единого подхода со стороны МВД.

Не так давно было проведено совещание с участием начальника Управления МВД России по Приморскому краю генерал-май­ора полиции Александра Табакаева. На совещании были заслушаны результаты работы за прошедший год и рассмотрены некоторые предложения, в том числе — раз­работать методику для следствия и дозна­ния, о чем я говорил выше.

В УУР УМВД России по Приморскому краю закреплен сотрудник для организации отдельного учета преступлений в сфере автострахования, взаимодействия с пред­ставителями страховых компаний, располо­женных на территории Приморского края, а также ежедневного анализа заявлений, поступивших в ОМВД края на предмет установления системности противоправ­ных действий.

Похожие статьи

Финансовый уполномоченный рассказала о проблемах и способах борьбы с…

«Борьба со страховым мошенничеством хотя и не относится напрямую к задачам Службы финансового уполномоченного, но всегда находится в сфере нашего внимания»,…

«АльфаСтрахование» помогла пресечь деятельность группировки автомошенников в Башкирии

«АльфаСтрахование» помогла правоохранительным органам пресечь преступную деятельность группировки автомошенников, которые за два года – с 2020 по 2022 гг. – нанесли…

Игорь Фатьянов: средняя сумма мошеннических убытков по автокаско увеличилась…

По статистике Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2024 году растет средняя сумма убытков, заявленных мошенниками в страховые компании.