- 21 мая, 2024
- 54
КАК ПОДРАСТИТЬ INSURTECH
Лишь 9 % финтех-решений нацелено сейчас на страховой рынок. Почему это происходит, рассказал в своем интервью управляющий директор Центра экспертизы и коммерциализации в сфере информационных и финансовых технологий Фонда «Сколково» (Sk Fintech Hub) Павел Новиков. По его мнению, партнерство страховщиков и стартапов из Сколково станет win-win сотрудничеством.
ФОНД «СКОЛКОВО»
Федеральный проект, который стимулирует развитие и внедрение инноваций в России, выстраивая эффективное взаимодействие крупного бизнеса, малых технологических компаний (стартапов), научных институтов и инвесторов разных уровней.
Стартапы, развивающие бизнес при поддержке «Сколково», поставляют отечественную высокотехнологичную продукцию для промышленности, медицины, транспорта, сферы информационных технологий не только в России, но и на зарубежные рынки.
ССТ: На XIX Международной конференции по страхованию пройдет питч-сессия стартапов, организованная Sk Fintech Hub. Какие проекты будут там представлены?
Павел Новиков: Вместе с Всероссийским Союзом Страховщиков мы решили представить участникам конференции технологические проекты в сфере страхования (insuretech) от ранних стадий до зрелых компаний, которые хотят масштабировать бизнес. В первую очередь мы сделали опрос ведущих страховщиков, какие направления и тематики им были бы интересны для изучения и пилотирования в моменте. Далее на основании опроса топ-менеджеров был сформирован список направлений проектов, куда вошли чат-боты, помогающие обрабатывать входящие запросы клиентов и проводить консультации, сервисы-агрегаторы страховых продуктов, решения, обрабатывающие большие данные для персонализации предложений клиентам, сервисы для оплаты страховок частями, искусственный интеллект для решения широкого спектра задач — от повышения внутренней продуктивности до формирования индивидуализированных продуктовых предложений. Мы планируем, что на конференции 28 мая будут представлены 10 проектов, в наибольшей степени отвечающих запросам страховщиков.
ССТ: Почему стартапы так мало внимания уделяют страхованию?
П. Н.: Давайте с вашим журналом проведем исследование, спросим стартапы и страховщиков. Обычно мнения не совпадают: крупные компании жалуются на незрелость стартапов, а стартапы — на инертность и консерватизм корпораций. Отцы и дети — вечный спор. Я могу указать только на факты — за 14 лет работы фонда было всего три запроса от страховых компаний на партнерство в сфере инноваций, но ни одна из них так и не смогла стать партнером и запустить с нами программы по созданию, поиску или инвестированию в стартапы. Второй факт — из 300 наших финтех-компаний только 27 относятся к иншуртех-компаниям, это примерно 9 %. По итогам 2023 года банки заработали рекордные 3,5 трлн руб. чистой прибыли, а страховщики — примерно 322 млрд руб., получается те же 9 %.
Банки являются лидерами и драйверами цифровизации и внедрения новых технологий. Но даже в банковском сегменте инновациями активно занимаются только топ- 10 крупнейших банков, мы внимательно это отслеживаем уже пять лет в рейтинге инновационности банков. Остальные могут лишь с запозданием на год-два внедрять уже апробированные технологии и бизнес-модели с доказанной эффективностью.
Инновации, т.е. генерация новых технологических или продуктовых гипотез, их проверка и масштабирование, требуют значительных инвестиций — миллиарды рублей, которых просто нет у второго и третьего эшелона. Акционеры небольших банков и страховщиков не рассматривают инвестиции в инновации (запуск продуктовых фабрик и R&D-центров, M&A-сделки и инвестиции в стартапы), как инструмент повышения капитализации компании.
Вот тут на помощь и может прийти стартап, который уже рискнул деньгами и временем, собрал продукт ищет заказчика для масштабирования, дайте ему API, и по модели цифрового партнерства получите поток новых клиентов или сервисов для ваших клиентов. Стартапы зачастую быстрее и точнее определяют меняющиеся потребности клиентов, а также гораздо эффективнее организуют клиентский путь и конверсию в результат. Это и есть win-win решение для всех.
ССТ: Вы коммуницируете со страховой компанией только в том случае, если она придет к вам, или готовы инициативно искать контакты со страховым рынком?
П. Н.: Любой страховщик может заключить с фондом «Сколково» партнерское соглашение, если направит письмо о намерении стать партнером и инвестировать в том или ином виде в инновации на системной основе. Правила присвоения статуса партнера публичны, решение о присвоении статуса партнера принимается на уровне правления фонда, сейчас действующих партнеров 79, из них 9 — банки. Моя команда полностью сопровождает партнера не только на этапе присвоения статуса, но и в дальнейшем — это создание и реализация стратегий: инновационной, инвестиционной, технологической, продуктовой.
Вместе с Всероссийским Союзом Страховщиков мы решили представить участникам конференции технологические проекты в сфере страхования (insuretech) от ранних стадий до зрелых компаний, которые хотят масштабировать бизнес.
Ежегодно, выступая на профильных конференциях, мы всегда приглашаем к сотрудничеству страховщиков и стартапы, мы некоммерческая площадка, которая может соблюдать интересы и предоставлять не только финансовое плечо, но и внешнюю экспертизу, которой зачастую нет внутри компаний. В 2020 году, когда LIMONADE вышла на IPO, мы провели исследование инновационности страховщиков, чтобы определить лидеров, какие перспективы у рынка и какие инструменты наиболее популярны: акселераторы, хакатоны, венчурные фонды, лаборатории.
Мы все-таки пляшем от рынка: если участники конференции в мае озвучат запрос на рейтинг инновационности, мы с удовольствием его подготовим вместе с ВСС. Такие бэнчмарки нужны отрасли, они снижают информационный арбитраж и стимулируют конкуренцию, что в конечном итоге приносит пользу нам с вами.
ССТ: Какими характеристиками должен обладать заказчик, чтобы внедренная в его бизнес инновация эффективно работала?
П. Н.: Инновации — это про изменения в сознании руководителей и лидеров. Инновационные или ИТ-компании могут оцениваться в десятки выручек или сотни прибылей, страховые и банки — в один-три капитала. Поэтому прежде всего начинать нужно с акционеров, должен появиться хотя бы раздел в бизнес-стратегии, посвященный инновациям и инвестициям в цифровые технологии, включая ИИ. Далее команда топ-менеджеров должна определить баланс между внутренними и внешними инновациями, выбрать подходящие направления, инструменты и партнеров. Вот таким партнером в создании и реализации стратегии готов выступить фонд «Сколково».
Конкурсы, акселераторы и хакатоны — это самые простые решения, больше нацеленные на то, чтобы познакомить заказчика или инвестора с ландшафтом решений на рынке, любые публичные мероприятия гарантированно помогают узнаваемости и позитивному восприятию бренда. По итогам соревнования страховщик получает цифровых партнеров, новые идеи и PR.
Есть прекрасный инструмент — продуктовая фабрика, мы помогаем настроить работу продуктовой команды для быстрой генерации гипотез и запуска новых продуктов на потоке, часто новый денежный поток можно генерировать без дорогостоящих технологий, а на основании регулярных исследований запроса клиентов (customer development) и креативного решения задачи (design thinking).
ССТ: Руководители компаний, принимающие решения о рисках и инвестициях, по определению, достаточно консервативны. Стартаперы априори склонны к поиску нового и повышенным рискам. Как им найти общий язык?
П. Н.: Консервативные руководители обычно любят читать книги, а там написано: если ты не подрываешь какие-то сложившиеся устои, если не подвергаешь сомнению текущую модель, то шустрые конкуренты тебя съедят, это закон. То же самое мы видим и на финансовом рынке — консолидация капитала и клиентской базы вокруг первой десятки игроков. Конкуренты всегда найдут более дешевые способы обеспечить потребности заказчика, занять новые ниши, решать больше и быстрее задачи клиента. Крупному бизнесу всегда нужно поглядывать на стартапы, уметь при необходимости самому становиться стартапом, ну и самое главное сейчас — оцифровать все процессы.
Цифровизация — это такая серебряная пуля на текущий момент. Цифровизация процессов в компании — это повышение производительности, уменьшение рисков, правильная отчетность, быстрая аналитика и стремительное принятие решений. «Экономика данных» — новый термин, пришедший на смену «цифровизации» и «технологической трансформации», но означает плюс-минус все то же — экстракция максимальной пользы из цифровых данных, собранных и обработанных цифровым способом. Пока ни один российский страховщик не может похвастаться 100% цифровизацией работы андеррайтера или актуария, а значит, есть еще огромный потенциал для внедрения инноваций в сфере искусственного интеллекта, автоматизации процессов сбора и защиты данных, конфиденциальных вычислениях и гиперперсонализации.
Инновации — это про изменения в сознании. Инновационные или ИТ-компании могут оцениваться в десятки выручек или сотни прибылей, страховые и банки — в один-три капитала. Поэтому прежде всего начинать нужно с акционеров, должен появиться хотя бы раздел в бизнес-стратегии, посвященный инновациям и инвестициям в цифровые технологии, включая ИИ.
ССТ: Какие особенности должны быть у стартапов, которые будут работать со страховым рынком?
П. Н.: Прежде всего, повторюсь, отбор идет по тем направлениям, которые интересны страховым компаниям. Второй критерий — это наличие минимальной команды и продукта. Компании не обязательно должны работать в сфере страхования. Например, разработка чат-ботов применима в любой сфере, но понимание работы страховщиков приветствуется. Таким образом, мы хотим поддержать не только зрелые проекты, но и стартапы ранних стадий.
ССТ: Те, кто конкурс выигрывает, понятно, получит контракты со страховщиками. А для проигравших есть какие-то «плюшки»?
П. Н.: Вне зависимости от того, отобрали стартап в финал или нет, информация о нем будет представлена в ВСС и далее — страховщикам. Кроме того, пройдя конкурс, компании получают обратную связь от экспертов отрасли, что, безусловно, помогает улучшить свои продукты. И, напоследок, если компания является участником «Сколково», то в случае победы она имеет право на получение гранта на «доращивание» от фонда до 7 миллионов рублей. Если у компании еще нет статуса участника «Сколково», то мы пригласим на программу «Фасттрек в Сколково».
Для страховых компаний мы также предлагаем приятный бонус — возможность компенсации 50% стоимости внедрения решения в рамках поддержки проектов искусственного интеллекта. Таким образом, заказчик в два раза сокращает свои риски и расходы, работая с нашими резидентами. Стартап внедряется и масштабируется, получая обратную связь. Для всех участников есть выигрыш: win-win.