- 21 мая, 2024
- 68
УСТОЙЧИВЫЙ ТРЕНД: ИННОВАЦИИ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Какой должна быть стратегия современной страховой компании, чтобы успешно внедрять инновации вслед за потребительскими трендами, но при этом не терять твердую почву под ногами? Своими размышлениями об этой непростой дилемме в своем интервью поделилась член совета директоров Страхового Дома ВСК Ольга Сорокина.
ССТ: Страхование по своей сути очень консервативно. Насколько страховая отрасль восприимчива к новым, в том числе цифровым, технологиям?
Ольга Сорокина: Исторически страхование всегда двигалось вслед за банковским сектором, страховщики старались своим клиентам предложить продукты, аналогичные по технологичности и удобству современным банковским сервисам. Кроме того, масштаб банковского бизнеса существенно превосходит страховой, а от этого зависит тот объем ресурсов, который компании могут выделить на развитие новых инновационных технологий.
Пандемия ускорила рывок в цифровых технологиях. Также в это время изменилось и поведение клиентов в рознице, изменились их ожидания от страхового сервиса. Клиентам захотелось чего-то большего, чем просто прийти в офис или поискать страхового агента. Смена тренда в ожиданиях клиента способствовала внедрению различных инноваций и цифровых технологий. Можно сказать, что пандемия проверила страховщиков на восприимчивость к инновациям и те, кто смогли перестроить свои коммуникации — вышли на новый уровень бизнеса, заняли новые ниши, получили новых клиентов, которые уже не готовы отказываться от цифрового сервиса и дистанционного обслуживания.
ССТ: Какой функционал в страховании может быть переведен в цифру?
О. С.: Мы пошли от потребностей клиента и в первую очередь начали реализовывать дистанционное урегулирование. У нас очень много изменений, связанных с цифровизацией, происходит внутри компании. Важным шагом на пути цифровизации стал переход к клиентоцентричной модели бизнеса. Она заключается не только в удержании действующих клиентов, но и в привлечении новых за счет разработки сервисов для людей, которые еще не купили страховку. Наша новая стратегия предусматривает построение экосистем вокруг потребностей наших клиентов.
ССТ: Что в себя включает понятие экосистемы?
О. С.: Говоря совсем просто, это предложение клиенту, помимо страховых продуктов, еще и нестраховых сервисов. Например, если мы говорим об автостраховании, то это все услуги, связанные с владением автомобилем: шиномонтаж, техническое обслуживание, автомойки и др. Сейчас мы как раз обсуждаем, какой конкретно набор услуг будем предлагать клиентам.
Еще одно очень перспективное направление — это развитие сервисов, связанных со здоровьем. Мы хотим предложить клиентам максимально удобный способ заботиться о себе и вести правильный образ жизни для того чтобы предотвратить, то есть профилактировать ухудшение здоровья и качества жизни.
ССТ: Для предложения новых сервисов нужны новые идеи. Яркие прорывные идеи обычно приходят извне или могут возникать внутри компании?
О. С.: Многие сервисы, которые мы уже запустили: процесс дистанционного урегулирования убытков с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, калькуляция ущерба на основании изображения повреждения — мы почерпнули из международного опыта. Но дополнительно к этому, что тоже является элементом нашей новой стратегии, мы запускаем и развиваем акселератор идей, которые рождаются внутри компании.
ССТ: Есть ли у вас опыт работы со стартапами?
О. С.: Со стартапами мы взаимодействовали на протяжении нескольких лет. Конечно, работа со стартапами и различные партнерства — это один из инструментов развития инноваций в компании. Мы работаем как с международными акселераторами, так и с российскими. Также есть практика взаимодействия со стартапами, напрямую формирование партнерств.
В разное время у нас был опыт взаимодействия со стартапами на площадках Московского акселератора при Агентстве по инновациям правительства Москвы, акселератора по финансовой грамотности при поддержке Ассоциации развития Финансовой грамотности и ФинТехЛаб. В нашей копилке контактов более 500 стартапов, которые мы рассмотрели для различных кейсов ВСК.
Пандемия ускорила рывок в цифровых технологиях. Также в это время изменилось и поведение клиентов в рознице, изменились их ожидания от страхового сервиса. Клиентам захотелось чего-то большего, чем просто прийти в офис или поискать страхового агента. Смена тренда в ожиданиях клиента способствовала внедрению различных инноваций и цифровых технологий.
Сейчас мы хотим подтолкнуть к развитию и ускорить реализацию внутренних идей: сотрудники с интересными продуктовыми идеями могут заявиться, собрать команду и попробовать свои силы. Тем более, такая акселерация — это еще и формирование кадрового резерва и обучение на практике.
Для реализации стратегии экосистем необходимо настраивать и предлагать сервисы, которые лежат рядом со страховыми услугами, но таковыми не являются, требует инновационного подхода. Нужно понимать, как встраивать дополнительные элементы в технологии и бизнес-процессы компании. Такой подход требует наличия внутри компании формата, который позволит сотрудникам свободно заявить свою идею и попытаться довести ее «до ума». Открытая экосистема всегда более привлекательна за счет партнерств, здесь ключевую роль могут сыграть инновационные стартапы.
ССТ: Может ли искусственный интеллект заменить страхового агента в продажах и эксперта по выплатам при урегулировании убытков?
О. С.: Я считаю, что на 100 % искусственный интеллект человека не заменит. Есть разные клиенты, с индивидуальными запросами на страхование, и есть сложные страховые события, которые требуют индивидуального подхода со стороны экспертов или службы безопасности.
Но в стандартных случаях — а таких большинство — можно работать с применением искусственного интеллекта. Чем больше мы будем обучать наш искусственный интеллект разным аспектам как в части заключения договора, так и в части урегулирования убытков, тем больше сервисов мы сможем предоставить с помощью ИИ.
ССТ: Какой должна быть компания, чтобы легко воспринимать и внедрять новые идеи?
О. С.: Прежде всего, на инновации должны быть настроены акционеры и топ-менеджеры компании. Без запроса со стороны собственников и понимания топ-менеджерами того факта, что конкурентоспособность требует постоянных изменений, инициативы креативных и талантливых сотрудников ничего радикально изменить не смогут.
ССТ: В вашей компании внедрялись идеи, коренным образом меняющие работу компании?
О. С.: В рамках реализации стратегии на 3 года Страховой Дом ВСК столкнулся с рядом вызовов, среди которых были непрозрачность ряда процессов, time-to-market по выводу и модификации продуктовых решений, отсутствие гибкости и определенное непонимание между ИТ и бизнесом в компании. Ответом на эти вызовы стала методология Scaled Agile Framework (SAFe).
Ключевая ценность SAFe в том, что эта методология предлагает системный подход к масштабированию Agile-практик в крупных организациях. Она помогает координировать работу большого числа команд, управлять и создавать сложные продукты. Проще говоря, фреймворк дает возможность выстроить отношения не только внутри конкретной команды, но и наладить коммуникации между ними.
Наша стратегия — партнерство, использование лучших практик, стандартизации и цифровизации кросс-отраслевых подходов и взаимодействия. Именно такие кейсы сейчас видятся как инновационные и перспективные со значимым эффектом для потребителя.
На рынке существует заблуждение, что внедрение новых технологий автоматически улучшит бизнес-процессы и повысит эффективность бизнеса. Однако на практике технологии сами по себе не могут гарантировать успех, если они не сопровождаются соответствующими изменениями в организационных процессах. SAFe помогает интегрировать технологии в бизнес, оптимизируя рабочие процессы и включая все подразделения компании в процесс создания ценности.
Благодаря внедрению SAFe мы смогли серьезным образом поменять бизнес компании. И эта трансформация стала ключом к устойчивому развитию, помогла ВСК оставаться успешной даже в условиях изменчивого рынка и жесткой конкуренции.
ССТ: Так какая же стратегия внедрения инноваций для компании сегодня самая правильная?
О. С.: Единой для всех стратегии нет. Я бы выделила несколько факторов, которые нужно учитывать, чтобы добиться успеха.
Прежде всего, каждая страховая компания в России уникальна, и имеет свой неповторимый опыт успехов и неудач. Развитие компании должно обязательно принимать во внимание актуальную клиентскую базу и структуру бизнеса, рыночную конъюнктуру и задачи акционеров.
Очень важно понимать, что человеческий фактор, конкретные люди в результате могут как феерически реализовать, так и драматически провалить любую стабильную и рискованную стратегию развития. Крайне важно обеспечить среду, в которой сотрудники компании буду видеть свой рост, совпадающий с ростом организации, где они работают.
Развивая новые идеи, нужно помнить, что страховой бизнес — это, прежде всего, партнерский бизнес. Развитие, цифровизация отраслей в целом крайне влияет на скорость развития инноваций в страховании: например, медицина — нет доступа к данным, транспорт — нет доступа к камерам и др.
Наша стратегия — партнерство, использование лучших практик, стандартизации и цифровизации кросс-отраслевых подходов и взаимодействия. Именно такие кейсы сейчас видятся как инновационные и перспективные со значимым эффектом для потребителя.
Поэтому ВСК активно двигается в сторону цифровизации отрасли и активно работает на различных кросс-отраслевых площадках.
Кроме того, успех внедрения новых технологий на страховом рынке во многом зависит от гибкости требований регулятора и потребности самого рынка в изменениях. А эти факторы, в свою очередь, определяются синергией всех страховщиков и их совместной работой с государством.