• 30 мая, 2025

Клиенты поверили страховщикам

Мартьянов Андрей

Генеральный директор СК «МАКС-Жизнь»

Клиенты поверили страховщикам

Генеральный директор ООО «МАКС-Жизнь» Андрей Мартьянов убежден, что страховщики жизни могут реализовать свой потенциал по привлечению длинных денег в экономику. В своем интервью он ответил на вопросы об основных тенденциях современного рынка страхования жизни и дал оценку новым продуктам.

ССТ: Какие факторы обеспечили рост страхования жизни в прошлом году?

Андрей Мартьянов: 2024 год продемонстрировал рекордную динамику рынка: весь рынок стра­хования жизни вырос в 2,6 раза, а мы выросли даже чуть больше. Основной прирост произошел в накопительном и инвестиционном страховании. Главный фактор — это высокий уровень доходно­сти по договорам страхования жизни, способность страховщиков предложить рынку такие продукты, которые конкурировали бы с другими накопитель­ными и инвестиционными продуктами на рынке, в том числе банковскими депозитами. Конечно, свою роль сыграли и налоговые льготы для страхования, которые действовали до конца 2024 года.

ССТ: Эта динамика сохранится в 2025 году?

А. М.: В начале года было ощущение, что поддерживать такую же дина­мику сборов, как в 2024 году, будет сложно. Банк России в своем обзоре по результатам 2024 года отмечает, что особенности заключенных договоров (небольшой срок и высокая премия) заставляют осторожно оценивать пер­спективы дальнейшего роста.

В прошлом году на рынок страхова­ния жизни пришли клиенты, кото­рые ранее смотрели на страхование жизни с осторожностью, — клиенты с большими накоплениями, финансо­во грамотные, с опытом финансовых вложений и инвестирования. На мой взгляд, рынку удалось донести до этого сегмента выгоды страхования жизни: возможность назначить выгодопри­обретателя, который получит деньги, не ожидая раздела наследства — это важный фактор, особенно для людей состоятельных, может быть, уже пере­шагнувших определенную возрастную категорию. Это и определенная юри­дическая защита активов в различных ситуациях и т. д. Помимо этого в про­дукте добавилась еще и интересная доходность. После окончания дей­ствовавших договоров у страховщиков жизни появилась возможность продол­жить работу с такими клиентами.

Мы видим, что в 2025 году сохраня­ется достаточно хорошая динамика сборов. Например, «МАКС Жизнь» по объему сборов за первый квар­тал 2025 года показала рост на 20 % к среднеквартальному уровню прошло­го года и почти в три раза превысила уровень первого квартала 2024 года. Клиенты пользуются периодом высо­ких ставок, возможностью получить гарантированную выплату дохода.

Я вижу тенденцию к удлинению сроков договоров, потому что клиенты понимают, что высокая ставка не на­всегда, ее надо фиксировать на более длительный срок. Например, интерес­ных трехлетних предложений на рынке депозитов не очень много, поэтому на длинных сроках мы вполне можем конкурировать с банками.

ССТ: В прошлом году клиенты забира­ли деньги по окончании договора стра­хования или перекладывались к вам в другие продукты?

А. М.: По-разному, но уровень про­лонгации договоров в конце прошлого и начале этого года был достаточно высокий.

ССТ: Больше пользуются спросом про­дукты с единовременным или с рассро­ченным взносом?

А. М.: В сегменте премиальных клиен­тов предпочтение отдается договорам с единовременным взносом и выплата­ми. Клиенты с более низкими чеками готовы к трехлетним и пятилетним программам с регулярными взносами и регулярными выплатами дохода.

ССТ: Рисковая составляющая активно используется в продуктах?

А. М.: В продуктовой линейке у нас есть конструктор рискового напол­нения, где клиент может выбрать различные риски, в том числе застра­ховав членов семьи. На более длинных сроках такой продукт действительно интересен, и мы его активно продвига­ем в нашей агентской сети.

Интересных трехлетних предложений на рынке депозитов не очень много, поэтому на длинных сроках мы вполне можем конкурировать с банками.

ССТ: Как вы считаете, сейчас народ поверил страховщикам жизни?

А. М.: Конечно, элемент доверия очень важен. Последние два десятка лет страховщики жизни завоевыва­ли это доверие. Мне кажется, одна из причин продолжения тренда на рост премии в этом году заклю­чается в том, что клиенты поверили страховщикам. Поверили, что это надежный, устойчивый, сформировав­шийся рынок.

ССТ: А как вы оцениваете перспективы развития ДСЖ? Будете ли вы занимать­ся новым продуктом?

А. М.: Однозначного ответа, будет ли ДСЖ развиваться в этом году так же активно, как другие продукты, у меня нет. Если посмотреть на мировую практику, то видно, что такие продук­ты рождались, прежде всего, как ответ на низкие ставки доходности, в связи с чем у потребителей возникал инте­рес к инвестированию в более, скажем так, сложные инструменты, на кото­рых можно заработать большую до­ходность, чем, например, по депозиту. В условиях высоких ставок интерес будет скорее всего сдержанный.

Второй, очень важный, аспект — интерес к этому виду страхования во всем мире возникал в результате, прежде всего, налоговых льгот. Пока таких льгот нет, очень сложно будет убедить клиента вложить деньги именно в него, а не в какой-то другой инвестиционный продукт, где эти льготы есть.

Сейчас много обсужда­ется вопрос семейных накоплений, в том числе — возможность привлекать маткапитал в ПДС и формировать на его базе долгосроч­ный семейный продукт. Страховые продукты для этого идеально подходят.

В настоящее время архитектура данного продукта не предусматрива­ет защиту взноса, а эта опция всегда была важным преимуществом наших продуктов. Даже в условиях, когда часть активов страховщиков была вложена в иностранные продукты, выплаты по которым были замороже­ны. Если в привычном ИСЖ активы, от которых зависела гарантия вы­платы, оставались в собственности страховщика, и страховщик, пользу­ясь этим правом, обеспечивал людям стопроцентную гарантию возврата их средств, то в ДСЖ паи будут являться собственностью клиента. За них отве­чает управляющая компания, кото­рая выпустила паи. Это может быть внешняя управляющая компания, или собственная отдельная лицензия стра­ховщика, но это — паи, которые могут переоцениваться как в одну, так и в другую сторону, соответствен­но, гарантии полного возврата взноса нет.

«МАКС-Жизнь» в апреле получила ли­цензию на управление паевыми инвестици­онными фондами. При этом мы выстраиваем со­трудничество и с незави­симыми управляющими компаниями, потому что у них уже на­работана огромная практика на рынке. ДСЖ может стать очень интересным продуктом для клиентов — но условия для него должны созреть. Мы очень, честно говоря, на это рассчитываем.

ССТ: Налоговое стимулирование — это, в общем-то, государственная тема. А ка­кой государственный смысл в ДСЖ?

А. М.: Очень большой. У государства есть прямой интерес к привлечению долгосрочных ресурсов на рынок через длинные договоры. Налоговые стимулы, если они появятся, будут распространяться на более долгосроч­ные продукты, таким образом стиму­лируя долгосрочное инвестирование.

ССТ: Как развиваются потребитель­ские ценности в продукте?

А. М.: Мы регулярно проводим замеры, какие ценности важны для клиентов. В настоящее время основ­ной ценностью, помимо получения доходности, является удобство и ско­рость выплаты, на что мы и тратим сейчас основные усилия в операцион­ном блоке.

Мы автоматизировали метрики скорости выплат и сейчас практиче­ски в онлайн режиме видим скорость урегулирования по разным рискам. Также для клиентов важна доступ­ность сервисов отслеживания дина­мики договора, подачи заявлений, получения налоговых вычетов и т. д. Поэтому мы сейчас много инвестиру­ем в личный кабинет, чтобы клиенты могли в любой момент воспользовать­ся всеми опциями по договору онлайн в удобной им форме.

Еще одна важная ценность, которую мы выявили, в ходе опросов — это понимание клиентом условий дого­вора. На этом мы делаем фокус при продаже, проведении приветственных звонков, чтобы клиент изначально при покупке продукта четко осозна­вал, что он покупает, какие у него есть обязательства по договору, если это, например, регулярные взносы, какие отличия от депозита и др.

ДСЖ может стать очень интересным продуктом для клиентов, но условия для него должны созреть. Мы очень на это рассчитываем.

ССТ: Еще один вопрос — есть очень важный продукт, который мы не можем обойти, это программа долгосрочных сбережений. Что вы о нем думаете?

А. М.: Я считаю, что это отличный продукт, и страховщики, конечно, хотели бы к нему тоже получить доступ. Очень сложно конкурировать с продуктом с софинансированием от государства, когда у тебя его нет. Насколько я понимаю, для включения страховщиков жизни в ПДС есть два варианта. Первый — это получение отдельной лицензии, как по ДСЖ. Но это потребует серьезной переработки соответствующего законодательства со стороны Банка России, и вряд ли возможно в краткосрочной перспек­тиве. Второй путь — добавить элемент софинансирования в страховой про­дукт по аналогии с ПДС. Это потре­бует от государства поиска источника такого софинансирования.

Сейчас много обсуждается вопрос семейных накоплений, в том числе — возможность привлекать маткапитал в ПДС и формировать на его базе долгосрочный семейный продукт. Страховые продукты для этого идеально подходят. У страховщиков, в отличие от пенсионных фондов, есть огромный опыт работы с партнерами, есть свои продающие сети агентов, ко­торые могут обеспечить продвижение этого продукта. Этот опыт НПФ пока только еще нарабатывают. Мы очень надеемся на получение сопоставимых возможностей.

Президент поставил задачу по при­влечению граждан и увеличению участников ПДС, чтобы в 2026 году этот показатель достиг уровня не ме­нее 1 % от ВВП, государство выделило деньги на софинансирование. Стра­ховщики готовы помочь в достижении этой цели.

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…