• 7 сентября, 2023
  • 28

КОНКУРЕНЦИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ: ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Платонова Элла

Вице-президент ВСС

КОНКУРЕНЦИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ: ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Здоровая конкурентная среда на страховом рынке является важнейшим фактором цивилизованного развития отрасли.
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Элла Платонова в своем интервью рассказала, какими инструментами поддерживается конкуренция в России сегодня.

ССТ: Как конкуренция влияет на качество услуг?

Элла Платонова: Конкуренция — это соперничество между поставщиками страховых услуг за потребителя по ряду параметров: скорость обслуживания, стоимость, качество сервиса. Этот процесс может работать как во благо рынка, так и во вред, в зависимости от устоявшихся на рынке правил. В некоторых обстоятельствах конкуренция может приводить к «ценовым войнам», усилению репутационного риска или к принятию участниками рисковых стратегий в целях сохранения клиентской базы и прибыльности.

С другой стороны, правильно выстроенные механизмы конкуренции способствуют повышению клиентоориентированности рынка, что, в свою очередь, выражается в росте стандартов качества услуг, рыночном регулировании тарифов и комиссий, расширении линейки предлагаемых продуктов, самоочищении рынка от слабых и недобросовестных участников.

ССТ: Какова роль государства в регулировании конкурентной среды?

Э. П.: Для России этот вопрос имеет особое значение. В течение долгих десятилетий наша страна активно использовала преимущества крупного производства. С переходом к рыночной экономике потребовалось создание новой правовой основы, которая смогла бы поддержать зарождающийся малый и средний бизнес.

Сегодня Правительство РФ уделяет существенное внимание вопросам стимулирования добросовестной конкуренции и управлению антимонопольными рисками.

В своих стратегических документах необходимость поддержания здоровой конкурентной среды на финансовом рынке также регулярно подчеркивает Банк России.

ЧТО ДАЕТ КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА?

ССТ: Как изменился страховой рынок за последние три года с точки зрения состава его участников?

Э. П.: Количество страховых компаний продолжило снижаться, но темпы сокращения заметно снизились. Последний отзыв лицензии в результате применения санкций регулятора был зафиксирован в 2021 году, в 2022 и 2023 годах уход с рынка был связан только с добровольным отказом от лицензий.

Сегодня в реестре субъектов страхового дела Банка России зарегистрировано 135 страховых организаций, в том числе 25 медицинских страховщиков (с лицензией на ОМС), 26 страховщиков жизни и 4 специализированные перестраховочные компании.

Концентрация премий растет год к году.

Доля компаний за пределами ТОП-100 составляет менее 0,01 %.

Но можно отметить, что основной денежный поток аккумулирован в 50 компаниях — их доля составляет порядка 98 %.

Также заметен рост концентрации в первой двадцатке.

КОЛИЧЕСТВО СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, 2020-2023

Если еще в 2018 году структура рынка была близка к распределению 20/80, т. е. 20 компаний аккумулировали 80 % премий, то в 2023 году двадцатка крупнейших страховщиков близка к 90 % сборов.

Доля топ-10 компаний в 2021–2023 годах показывает разнонаправленную динамику из-за изменений объемов бизнеса в сегментах страхования жизни и кредитных видов.

Новые страховщики выходят на рынок достаточно редко: по 1–2 компании в год.

Как правило, в последние несколько лет это были компании в уже существующих группах и холдингах.

В реестре субъектов страхового дела присутствуют 19 страховых компаний, кроме страховщиков ОМС, зарегистрированных за пределами Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. В большинстве субъектов РФ нет региональных страховых компаний, конкуренция разворачивается на уровне филиалов федеральных страховщиков.

Имеются примеры как роста региональных страховщиков до компаний среднего и крупного размера с переносом центра управления бизнесом в Москву, так и сохранения основного денежного потока в рамках одного субъекта.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРЕМИЙ, 2020–2023, %

ССТ: Как себя чувствуют компании второй части рэнкинга по сборам?

Э. П.: Небольшие компании сложнее проходят адаптацию к новому регулированию. Но те участники, которые обладают качественными активами и стабильной клиентской базой, продолжают свою работу и стремятся соответствовать действующим требованиям.

Им гораздо сложнее внедрить новые методики оценки платежеспособности и правила расчета резервов, а доля административной нагрузки на единицу полученной страховой премии, конечно, в разы выше, чем у более крупных страховщиков.

Отмечу, что на этапе внедрения новых подходов по платежеспособности регулятор с учетом многочисленных обращений страхового сообщества делал некоторые послабления и вводил новые требования с учетом размеров бизнеса и осуществляемых видов страхования. В частности, многие региональные страховщики смогли получить два дополнительных года на обеспечение необходимой капитализации.

Но вот внедрить пропорциональные  подходы к регулированию на постоянной основе пока не получилось, хотя на финансовом рынке реализован показательный кейс в банковской сфере. Мы  неоднократно обращали на это внимание регулятора и считаем, что для небольших страховых компаний без обязательных видов страхования вполне допустимы упрощенные методы регулирования.

На этапе внедрения новых подходов по платежеспособности регулятор с учетом многочисленных обращений страхового сообщества делал некоторые послабления и вводил новые требования с учетом размеров бизнеса и осуществляемых видов страхования.

ССТ: Какие сегменты страхового рынка сегодня являются наиболее конкурентными?

Э. П.: Хороший уровень конкуренции можно отметить в моторном страховании, причем как в ОСАГО, так и по каско, а также в страховании грузов и имущества физических лиц. Есть определенные точки рыночного соперничества в корпоративном страховании имущества и ДМС.

Но есть сегменты, где необходимо дополнительное регулирование для  обеспечения равного доступа компаний к розничному потребителю.

Например, кредитное страхование: справедливое ценообразование за счет обеспечения добросовестной  конкуренции в этой сфере позволит существенно повысить ценность и доступность страховки для граждан.

В сентябре 2023 года вступает в силу новое Постановление Правительства № 39 от 18.01.2023, которое предусматривает новые подходы к оценке соответствия страховщика требованиям кредитной организации. Надеемся, что это повысит конкуренцию в кредитном страховании, но нужно внимательно следить за практикой применения нормоакта и ситуацией на рынке.

ССТ: Как в ВСС обсуждаются вопросы развития конкуренции?

Э. П.: С 2020 года в союзе страховщиков функционирует Комитет по развитию конкуренции и региональной политике, в котором представлены компании разных категорий по объему и видам бизнеса.

На этой площадке проходит выработка инициатив, направленных на обеспечение равного доступа страховщиков к потребителям страховых услуг.

ССТ: Как можно стимулировать конкуренцию в эпоху цифровых платформ и экосистем?

Э. П.: Стремительное усиление роли цифровых платформ неизбежно приводит к увеличению концентрации на отдельно взятом сегменте рынка, что может повлечь ухудшение конкурентной среды. Одним из способов ее сохранения может быть введение требований о допуске внеплатформенных участников в экосистему на основании публично раскрываемых критериев. Такую позицию обозначил и регулятор в своем консультативном докладе «Экосистемы: подходы к регулированию».

Также необходимо уделять внимание устранению информационной дискриминации и обеспечению равного доступа к данным, собираемым экосистемой — Open data.

ССТ: За счет чего сегодня можно соперничать на достаточно концентрированном страховом рынке?

Э. П.: Сферы рыночного соперничества в страховании достаточно многообразны: состав покрытия, удобство взаимодействия, сервисы, скорость обслуживания, качество урегулирования и многое другое, включая выгодное ценовое предложение.

Да, включиться в конкурентную борьбу на уровне первой двадцатки сегодня достаточно сложно. Это, пожалуй, может себе позволить только крупный холдинг или финансовая экосистема, имеющая доступ к обширной базе потребителей. Но на рынке есть и успешные практики развития страхового бизнеса компаниями со средним капиталом, которые продолжают наращивать объемы за счет новых клиентских сервисов, партнерских продаж, развития цифровых коммуникаций. Поэтому я убеждена, что поддержание конкурентной среды на страховом рынке является не только важнейшим фактором цивилизованного развития отрасли, но и перспективой для новых инвестиционных проектов.

Похожие статьи

Страховой рынок сохраняет рост премий на фоне высокой потребительской активности

Страховой рынок сохраняет рост премий на фоне высокой потребительской…

Объем страховых премий в России по данным Банка России* в 1 полугодии 2023 года вырос на 243 млрд рублей (+28%) относительно…

Запуск ОСГОП для такси удвоит сборы страховщиков на этом…

Запуск обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром (ОСГОП) для такси принесет страховщикам около 700 тысяч новых клиентов.

«Эксперт РА» опубликовало рэнкинги страховых компаний по итогам 1…

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало рэнкинги страховых компаний по итогам 1 полугодия 2023 года.