- 23 мая, 2017
- 189
Финансовые услуги для людей с инвалидностью: поиск формата
Права инвалидов в нашей стране принято ассоциировать с наличием подъездных пандусов, с возможностью зарегистрироваться на рейс или выступить на концерте. Но уже сделанные пандусы, ведущие к банку или офису страховщика, в основном пустуют. И не только потому, что инвалиды недостаточно просвещены о финансовых услугах – но еще и потому, что финансовый рынок предлагает им намного меньше этих услуг, чем обычным гражданам. Прежде всего, это касается полисов страхования жизни и здоровья, но проблема существенно шире. Инвалиду в нашей стране практически недоступно страхование жизни – а значит, для него перекрывается дорога и к ипотечному кредитованию, так как серьезно повышается ставка по кредиту. В дополнение к этому у человека с ограниченной мобильностью добавляются и другие, уже сугубо технические проблемы – не только с физической доступностью. но связанные с отношением персонала, с доступом к цифровой информации.
Именно этим вопросам было посвящено обсуждение, состоявшееся в рамках круглого стола «Финансовая грамотность для людей с инвалидностью: форматы и запросы». Мероприятие состоялось 17 мая в подмосковном городе Одинцово на III Всероссийском конгрессе волонтеров, который был организован под эгидой Экспертного совета по финансовой грамотности при Банке России. По оценке журнала «Современные страховые технологии», который был представлен на «круглом столе», оно свидетельствует о серьезной готовности Банка России и общественных организаций выработать решения в конкретные сроки.
По данным Росстата, в России на 1 января 2017 года было зарегистрировано 12,259 млн. инвалидов. Из них 10,3 млн. – взрослые инвалиды второй и третьей группы, то есть, люди, которые в основном способны принимать решения, учиться, работать и зарабатывать деньги – только им требуется дополнительная помощь, кому больше, кому меньше. Точно так же дела обстоят и с предоставлением им финансовых услуг. И если технические проблемы с оформлением страхового полиса или кредита для маломобильных групп населения проще решить с помощью развития электронных сервисов, то адаптация продуктовой линейки финансовых институтов к проблемам инвалидов – задача наиболее сложная. Согласно опыту развитых стран, она может решаться, например, предоставлением людям с ограниченными возможностями дополнительных льгот. Но в некоторых случаях проблему под силу решить и рынку – так, в США есть компании, специально предоставляющие страхование жизни и здоровья инвалидам, так как эта ниша тоже вполне позволяет работать на рыночных условиях при корректной оценке рисков.
С конца 2016 года задача по приспособлению финансовой среды к потребностям инвалидов находится в фокусе внимания Банка России, который объявил о плане разработки Дорожной карты соответствующего комплекса мер в 2017 году. В созданной рабочей группе, которая уже перешла к конкретным практическим мерам, принимает участие и Всероссийский союз страховщиков. ВСС в настоящее время проводит исследование страхового рынка с целью анализа барьеров, сдерживающих рост доступности страховых услуг для людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения с учетом международного опыта. Таким образом, путь к цивилизованному рынку финуслуг для инвалидов в нашей стране начат. «Современные страховые технологии» продолжат следить за развитием данной темы, имеющей особую социальную значимость.