- 7 августа, 2017
- 186
Новый закон о деловой репутации в финансах: позиция Банка России
Первое направление – это преследование лиц финансовых организаций за умышленные противоправные действия, которые нанесли ущерб кредиторам-вкладчикам или акционерам. Такие деяния влекут за собой административное и даже уголовное преследование. Это необходимая часть работы: преступление должно наказываться. Иначе наш рынок будет оставаться слабым. Нечестный бизнес всегда имеет конкурентное преимущество над теми, кто соблюдает правила, потому что добросовестный капитал в принципе не способен адекватно конкурировать с мошенниками, которые иногда работают вообще без капитала и не соблюдают правила.
Новый закон о деловой репутации относится ко второму направлению надзора, которое при более мягких подходах к наказанию носит более массовый характер. Связано это с тем, что значительная часть действий или бездействие руководства или собственников финансовых организаций совершаются без злого умысла – в силу недостаточного профессионализма или низкого уровня ответственности. Но тем не менее они также приводят к негативным последствиям для кредиторов, вкладчиков, для самих организаций, разрушают атмосферу доверия на финансовом рынке. Закон направлен на то, чтобы стимулировать представителей финансового сектора вести себя профессионально: получать адекватное образование, поддерживать качественные знания о финансовой отрасли, позволяющие принимать адекватные решения. То есть, в первую очередь он должен «выдавить» с финансового рынка непрофессионалов – а также, конечно, и недобросовестных руководителей. Пока закон распространяется не на все финансовые организации и не на все должности, но, по нашему мнению, это ещеодин шаг в нужном направлении, и впоследствии к данному законодательству могут быть приняты дополнения.
По сравнению с текущими правилами, закон, который вступит в силу в начале 2018 г., предусматривает более жесткие варианты сроков дисквалификации. Она производится путем внесения в так называемый «черный список» для граждан, участвовавших в управлении финансовыми организациями, у которых была отозвана лицензия или произошли другие негативные события, предусмотренные законом. В то же время, одновременно появляется и формализованный институт апелляции: гражданин сможет обжаловать решение о внесении в список. Если он объяснит, почему его поведение на посту руководителя было добросовестным, несмотря на негативный результат для компании, то он будет исключен из списка. Банк России будет рассматривать такого рода апелляции на комиссионной основе, и тот, кто вел себя добросовестно и профессионально, не должен пострадать. Это очень важный элемент нового закона, который гарантирует нашим гражданам возможность собственной защиты и не исключает при этом использование судебного механизма для оспаривания решения ЦБ РФ.
Необходимость ужесточения наказаний в части сроков дисквалификации – теперь в законе фигурируют уже пяти- и десятилетний срок, а также пожизненная дисквалификация – продиктована имеющейся практикой. Она показывает, что трехлетнего срока было недостаточно: недобросовестные банкиры очень часто становятся на этот период теневыми директорами. Поэтому закон не только удлиняет сроки дисквалификации, но и позволяет при «рецидиве» полностью исключить очередное появление недобросовестных банкиров или руководителей некредитных финансовых компаний на финансовом рынке. Это очень важный момент, потому что от глубины периода дисквалификации напрямую зависит легкость, с которой человек идет нанарушения илисоглашается быть членом совета директоров. То есть, мы должны создать условия, при которых ответственность члена совета директоров финансовой компании им будет восприниматься не менее серьезно, чем, например, во врачебной профессии.
Введение закона должно постепенно сказаться и на финансовом образовании. Выдавливание недобросовестныхи неквалифицированных лиц с финансового рынка, безусловно, создаст дефицит кадров в профессии, который позволит другим участникам монетизироватьсвою деловую репутацию и качественное правильное образование.
Сам статус надлежащего руководящего сотрудника будет собственной стоимостью каждого топ-менеджера на финансовом рынке, и это должно стать основным стимулом для руководителей быть честными. И это и есть основная, главная задача нового законодательства: чтобы быть честным и профессиональным стало выгодно.
Сочетание всех факторов, перечисленных выше, должно привести к тому, что российский финансовый рынок начнет принципиально изменяться – в конечном счете, все риски на этом рынке реализуются из-за человеческого фактора. И от того, какие люди будут руководить организациями, будет зависеть, каким станет рынок. В конце концов, я надеюсь, мы улучшим качество конкуренции на финансовом рынке, и финансовый сектор РФ сможет привлекать добросовестный капитал в бОльших объемах, чем это происходит сегодня. Это качественно улучшит и экономику самих финансовых организаций, и, в конечном итоге, положение потребителя, всегда выигрывающего в условиях справедливой конкуренции.