- 28 мая, 2020
- 198
Управление компанией в период турбулентности
Кризисное управление представляет собой комплекс мер основной целью которых является локализация кризисных явлений, формирование определенных условий для выхода компании из кризисного состояния, а также на оздоровление ее финансово-хозяйственной деятельности и минимизацию развития посткризисных рисковых сценариев.
Причиной развития кризисной ситуации в компании является, как правило, совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих негативное воздействие на ее функционирование. К внешним негативным факторам относят нестабильность экономики и финансового состояния государства, ухудшение макроэкономических показателей, несовершенство законодательной и фискальной политики, политическую и социальную нестабильность, эпидемии и иные чрезвычайные ситуации. Внутренние же обстоятельства связаны непосредственно с деятельностью самой компании, ее производственным циклом и бизнес-процессами, стратегией развития и финансовой устойчивостью. Основными внутренними факторами возникновения и развития кризисных сценариев на корпоративном уровне являются ошибки в производственной, финансовой стратегии компании, неудовлетворительное или непрофессиональное управление и низкий уровень корпоративной культуры. Кроме этого, источниками развития кризисных явлений могут стать ошибки в маркетинговой стратегии компании, а также выбор недобросовестных или неплатежеспособных контрагентов.
Кризисное управление направлено на предотвращение негативных явлений, в результате которых компания попадает в тяжелую экономическую ситуацию, обеспечение ее финансовой стабильности с сохранением рыночных позиций, исключающих риски финансового банкротства и ликвидации. Сами же процедуры кризисного управления на корпоративном уровне предполагают перманентный мониторинг и диагностику финансово-экономического состояния компании, анализ возможных предпосылок, предрасположенность к кризису и принятие упреждающих мер, направленных на поддержание деятельности компании в кризисный период. В это время крайне необходима корректировка основных целей и задач на среднесрочную перспективу, реализация мер управленческой,
финансовой и маркетинговой стратегии, заранее разработанных и утвержденных на случай развития кризисного сценария, а также более взвешенный подход в выборе бизнес-партнеров и контрагентов, усиление мотивации и повышение лояльности персонала.
Для поддержания бизнеса компании в период кризиса основное внимание следует обращать на те его составляющие, которые смогут обеспечить в среднесрочной перспективе относительно стабильные финансовые потоки. При этом важным элементом выживания компании в кризисной ситуации является возможность диверсификации бизнеса, поиск новых каналов сбыта готовой продукции и сокращение второстепенных материальных расходов на административно-хозяйственную деятельность предприятия.
Исходя из практического опыта, можно сделать вывод о том, что кроме вопросов, связанных со стабилизацией основной деятельности компании и ее финансового состояния, кризисному управляющему не меньшее внимание следует уделять и локализации возможных внутренних противоречий и конфликтных ситуаций, наиболее резко обостряющихся именно в периоды сильной турбулентности, а также оперативному решению кадровых вопросов. Как ни парадоксально это звучит, но проявление кризисных явлений в компании позволяет достаточно быстро «облегчить» компанию в сложный период и сделать ее более мобильной, а именно быстро сбросить ненужный балласт и избавиться от неэффективного и неработоспособного персонала, оптимизировать штатную структуру компании и снизить базовые фиксированные расходы. В этот период необходимо выстроить четкую управленческую вертикаль, исключающую ненужные и малоэффективные звенья в организационно-управленческой структуре, пересмотреть должностные инструкции персонала, а также организовать систему внутреннего репортинга для высшего руководства и акционеров компании. На управленческом уровне необходимо добиться того, чтобы каждый линейный руководитель смог демонстрировать базовые навыки риск-менеджера во вверенном ему подразделении и иметь четное понимание своих функциональных обязанностей в период кризиса.
Немаловажным фактором функционирования компании, как единого слаженного коллектива единомышленников является полноценное и своевременное информационное обеспечение сотрудников. Сотрудники должны быть в курсе реального положения дел в компании, а также способов и путей выхода из кризисной ситуации. В противном случае, отсутствие достоверной и полноценной информации порождает слухи, дестабилизирующие и без того непростую ситуацию, что не будет способствовать поддержанию в коллективе благоприятного микроклимата.
Эксперты НЦУР имеют обширную экспертизу и практику в области кризисного управления компанией и построения интегральной системы управления рисками. К сожалению, условия сегодняшнего кризиса позволили нам сделать неутешительный вывод о том, что ряд финансовых институтов и компаний, представляющих как крупный, так и малый и средний бизнес оказались не готовы к новым вызовам, связанным с периодом так называемого «идеального шторма». Одновременное ухудшение внешних макроэкономических показателей, а также внутренних факторов, связанных с непосредственной деятельностью самой компании в условиях ухудшения ее финансового положения, спада деловой активности и пандемии коронавируса станут серьезным испытанием на среднесрочную перспективу для большого числа компаний разного профиля деятельности.
В сложившихся обстоятельствах основным способом выживания в условиях кризиса и локализации посткризисных явлений может стать только планомерная реализация заблаговременно разработанных и утвержденных антикризисных мер. Чем раньше руководство компании начнет эффективно применять подобные меры, тем выше вероятность скорейшего выхода из кризиса с минимальными потерями и возврату к прежнему режиму работы предприятия.
Следует заметить, что как бы не были хороши и продуманы разработанные антикризисные меры, как бы успешно не был реализован алгоритм их внедрения и исполнения, значительная роль в компании должна отводится интегральному управлению корпоративными рисками. Такой подход должен стать неотъемлемой частью деятельности компании и внутрикорпоративной культуры. В рамках профессиональной деятельности мы помогаем нашим клиентам внедрять в компании комплексные подходы управления рисками и с определенной дискретностью проводить процедуры анализа достаточности капитала и стресс-тестирования, исходя из различных сценариев развития ситуации, а также разрабатывать симуляционные модели поведения компании в условиях турбулентности. Результаты проведенных стресс-тестов и динамических симуляционных моделей позволяют получить временной прогноз относительно того, сколько сможет просуществовать бизнес в кризисной ситуации и выявить наиболее уязвимые места максимально подверженные рисковым факторам. Для локализации развития рисковых событий, связанных с деятельностью контрагентов (дебиторов) компании необходимо периодически проводить анализ их финансовой устойчивости и предварительно установленных лимитов по каждому контрагенту. Такие подходы дадут возможность значительно снизить финансовые риски компании и заранее предвидеть вероятное развитие кризисных явлений.