- 23 декабря, 2018
- 153
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Президент Всероссийского Союза страховщиков Игорь Юргенс предвидит большие сложности в реализации нового закона о страховании жилья.
Но ВСС при этом не собирается подменять страховщиков при выстраивании взаимоотношений в региональных программах. Роль СРО — полностью обеспечить методологическую часть.
Современные страховые технологии: Игорь Юрьевич, какова сейчас ситуация со страхованием жилья в России?
Игорь Юргенс: В текущей ситуации с рисками утраты жилья можно усмотреть аналогию с признаками революционной ситуации — граждане не хотят страховать своё жилье (т. к. не знают, не верят страховщикам и надеются на помощь государства), а региональные власти на могут предоставить всем пострадавшим новое жилье взамен утраченного (у регионов не хватает денег и резервных фондов).
Новый закон призван разрубить гордиев узел этой проблемы — создать новый механизм частно-государственного партнерства, который позволит, используя страхование, сократить расходы региональных бюджетов, привлечь средства страховых компаний и обеспечить граждан реальной защитой их жилья. Региональным властям теперь даны самые широкие полномочия для разработки и внедрения у себя программ организации возмещения ущерба жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования. Администрация может выбрать условия страхования и набор рисков, которые будут покрываться в рамках программы, определить долю участия страховых компаний, влиять на тарифы и размеры страховых сумм. Можно подобрать такие условия, которые будут интересны и населению, и самому региону, и страховщикам.
Региональным властям теперь даны самые широкие полномочия для разработки и внедрения у себя программ организации возмещения ущерба жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.
ССТ: Все ли регионы готовы к реализации этой программы?
И. Ю.: У наших граждан, да и у лиц, наделенных властью и ответственностью, есть иллюзия, что именно в их регионе ничего никогда не случится, и Челябинский метеорит к ним не прилетит. В таком случае всегда есть желание оставить всё как есть. Не могу согласиться с такими аргументами. Например, практически в любом регионе есть достаточно большой деревянный жилой фонд. И мы все помним катастрофический пожар в Ростове в 2017 году!
Пожары в деревянных домах могут происходить в большинстве населенных пунктов России, к сожалению. Для городской панельной застройки такого сильного риска пожара нет, но там есть риск взрыва бытового газа. По сравнению с деревянными строениями, которые гибнут от пожаров, стоимость многоквартирного дома, который пострадал от взрыва газа — существенно выше. Кроме того, там больше пострадавших жителей. То есть ЧП даже в одной пятиэтажке, которую потребуется расселить, может создать существенную нагрузку на бюджет региона.
У наших граждан, да и у лиц, наделенных властью и ответственностью, есть иллюзия, что именно в их регионе ничего никогда не случится, и Челябинский метеорит к ним не прилетит. В таком случае всегда есть желание оставить всё как есть.
ССТ: Разве взрыв газа в одном доме может быть признан чрезвычайной ситуацией?
И. Ю.: Есть утвержденные критерии объявления ЧС, взрыв газа в многоквартирном доме вполне под эти критерии подходит. Решение об объявлении ЧС принимает субъект федерации. Сегодня мы хотели бы ввести некие прозрачные для всех участников правила, чтобы в порядке объявления ЧС не было волюнтаризма. Чтобы и регион, и страховщики четко понимали, в каких ситуациях ЧС однозначно объявляется — соответственно, происходит выплата компенсаций по утвержденному законом регламенту.