• 12 сентября, 2024
  • 1

НАФИ И «Росгосстрах Жизнь» провели вебинар, посвященный финансовой грамотности населения

Как развивались программы повышения финансовой грамотности в России, какие последние тренды и тенденции есть в этой сфере, а также насколько жители нашей страны в целом настроены на грамотное распоряжение деньгами – этим вопросам был посвящен вебинар «Финансовая грамотность 2024», проведенный 10 сентября Аналитическим центром НАФИ и страховой компанией «Росгосстрах жизнь».

С докладами на мероприятии выступили генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева, исполнительный директор НАФИ Людмила Спиридонова и директор по развитию социальных проектов компании «Росгосстрах Жизнь» Элли Долганова. Почетные гости: генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов и руководитель дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Михаил Сергейчик.

Финансовая грамотность – молодой феномен, отметила на мероприятии Гузелия Имаева. Первые попытки ее исследовать начались в 1990-х годах, это были узко специализированные исследования на конкретные темы, связанные с пенсионными накоплениями, поведением студентов в отношении стипендий. Однако сегодня мы исследуем не просто финансовую грамотность населения, а говорим уже о формировании финансовой культуры, установок и паттернов поведения, которые помогали бы людям быть более финансово устойчивыми.

По словам Гузелии, одним из главных трендов в сфере исследований финансовой грамотности является углубление в отдельные ее аспекты и сегментация. Так, Аналитический центр НАФИ сегодня уже исследует не только финансовую грамотность россиян в целом, но и глубоко рассматривает сберегательно-инвестиционную активность, инфляционную грамотность, а также финансовую киберграмотность.

Другой важный тренд – изменение форматов диагностики финансовой грамотности. На первый план выходит образовательная тестология, а также обучение в интерактивном формате. Большое значение также приобретает расширение корпоративных программ, когда миссию просвещения в области финансовой грамотности берут на себя работодатели.

Сами россияне при этом очень ярко демонстрируют запрос на повышение знаний о финансовых вопросах, подтвердила Людмила Спиридонова. В топ самых востребованных тем, по ее словам, входят защита сбережений от обесценивания, инвестиции и способы защиты от мошенничества.

В своем выступлении Людмила также объяснила, как Аналитический центр НАФИ измеряет уровень финансовой грамотности и индекс финансовой грамотности:

«Если смотреть на динамику измерений, которые мы ведем с 2018 года, то видно, что за это время замечена несильная волатильность, но это такой индекс, который может меняться неярко, но каждое изменение является весьма ценным и говорит о серьезных изменениях ситуации».

Людмила рассказала еще об одном интересном феномене – о свойстве человека переоценивать собственные знания, а также перечислила наиболее уязвимые с точки зрения финансовой безопасности социальные группы. К таковым относятся безработные россияне, жители сельской местности, молодежь 18-34 лет, а также люди без высшего образования и семьи. Но есть и позитивные момент – каждый третий имеет установку на сберегательное поведение, 48% стараются строить финансовые планы, 82% стремятся вовремя оплачивать свои счета, 81% стали более рационально подходить к покупкам, дополнила Спиридонова.

Представитель страховой компании «Росгосстрах Жизнь» Элли Долганова посвятила свой доклад роли всей отрасли и конкретно ее компании в повышении финансовой грамотности россиян. По ее словам, исследования, проводимые ими на старте развития социального направления компании, показали, что 51% россиян ставят финансовые цели, а каждый четвертый для их достижения откладывает деньги и отказывается от лишних трат (25% и 24%, соответственно). При этом среди наиболее распространенных финансовых привычек россиян: умение регулярно копить (28%), умение следить за ценами и выбирать самые выгодные предложения (20%), ведение бюджета (15%).

Элли Долганова:

«Мы со своей стороны даем ряд рекомендаций клиентам: учим формировать свой финансовый бюджет, получать дополнительный доход через налоговый вычет, кешбэк, различные инвестиционные инструменты. Мы делимся своим опытом, знаниями, мы хотим, чтобы люди лучше понимали страховые механизмы и продукты страхования. Если потребитель будет грамотным, нам будет легче рассказывать о ценности новых продуктов. Для себя мы поняли, что важно проводить такую работу на постоянной основе. Фрагментарность не дает хорошего результата».

Резюмируя ее выступление, можно отметить, что «Росгосстрах Жизнь» повышает культуру страхования населения и осознанность в выборе программ страхования жизни, формирует положительное представление о ценности страхования, обучает по системе Pro Bono, рассказывает о страховых механизмах и продуктах, о формировании накоплений и управлении финансами.

О значимости финансового просвещения и реализации исследовательских программ в этой сфере заявил руководитель Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Михаил Сергейчик:

«79% россиян готовы сами повышать свою финансовую грамотность. И важно создавать доверенную среду, быстро и доходчиво работать с населением. Наша задача – сделать россиян финансово грамотными, финансово защищенными, финансово благополучными. И нам важно, чтобы население понимало, кому можно доверять, а кому – нет, чтобы не теряло свои средства. Также мы должны увеличивать горизонт финансового планирования у населения».

Вениамин Каганов, генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности, в свою очередь, рассказал о перспективах развития программ финансового просвещения. «Хорошо, что есть финансовые исследования и положительные изменения в финансовой грамотности населения. Значит, мы находимся на правильном пути. Тревожные аспекты говорят о том, на какие именно секторы финансовой сферы нужно обращать самое пристальное внимание. В последующие годы нам придется работать с более широким кругом организаций для прививания финансовой культуры. И необходимо понимать важность партнерства, а также совершенствовать инструменты повышения финансовой грамотности и культуры», – заявил Каганов.

Вебинар проводился в связи с публикацией Аналитическим центром НАФИ и страховой компанией «Росгосстрах жизнь» исследования «Финансовая грамотность – 2024». Зрителями онлайн-трансляции вебинара стали более 600 участников из разных регионов страны. Полная видеозапись мероприятия доступна по ссылке: https://vk.com/video-210968353_456239137

Похожие статьи

Небогатенький буратино: треть россиян признались, что наломали финансовых дров…

33,2% россиян говорят, что из-за отсутствия финансовой грамотности совершали необдуманные траты и брали кредиты с чрезмерно высокими ставками, что привело к…

Половина клиентов «Росгосстрах Жизнь» выбирает 10-летний срок для накоплений…

Согласно анализу договоров СК «Росгосстрах Жизнь», по программе «Забота о будущем» больше половины (54%) клиентов компании предпочитают максимальный – 10-летний срок…

Представители АНО «СОДФУ» рассказали участникам форума-фестиваля «Территория будущего. Москва…

В рамках участия в «Неделе финансовой грамотности», которая проходила с 23 по 29 августа 2024 года на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва…