- 8 сентября, 2025
Нормативное регулирование страхового рынка

Мнение страховщиков
В этом году мы ожидаем принятия и вступления в силу ряда законопроектов, которые дадут рынку страхования жизни новый импульс.
ИНСТРУМЕНТЫ ДОЛГОСРОЧНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ И ЛЬГОТЫ
Самый долгожданный — это возвращение налоговой льготы. В прошлом году с принятием новой редакции Налогового кодекса страхование жизни стало единственным инструментом долгосрочных сбережений, в котором нет такого преимущества. Долгосрочные сбережения требуют от инвесторов в моменте принять непростое решение: действительно ли мне не понадобятся эти деньги в ближайшие три, пять, 10 лет? При этом в краткосрочных продуктах это решение можно не принимать, и многим проще положить деньги на вклад и не задаваться сложными вопросами.
Убедить клиента инвестировать в долгую могут только дополнительные преимущества продукта, например, премия за срок. Налоговые льготы как раз эту премию и обеспечивают, и это в целом общепринятая мировая практика.
Данные по всему рынку показывают, что с отменой льгот срочность инвестирования в программы инвестиционно-накопительного страхования жизни существенно снизилась. В 2022 году средневзвешенный срок полиса составлял 3,8 года, в 2023 — 3,74, а в 2024 году, когда стало известно об отмене льготы, — уже 2,79 года, что ниже на 26 %.
Сейчас рассмотрение вопроса о возвращении налоговых преференций перенесено на осень. При этом из-за сдвига сроков принятия законопроекта экономика недополучает существенный объем длинных денег, который страховщики жизни привлекают на уровне пенсионных фондов — операторов программы долгосрочных сбережений (ПДС). Сборы по программам инвестиционно-накопительного страхования жизни сроком от пяти лет по итогам 2024 года превысили 254 млрд руб., и это без государственного софинансирования.
Новая налоговая льгота будет распространяться на договоры сроком от пяти лет. При этом он будет постепенно увеличиваться, и к 2031 году минимальный срок договора составит 10 лет. Налогом не будет облагаться доход до 30 млн руб. за календарный год, или по одному договору. Планируется также заменить социальный налоговый вычет на инвестиционный. Единый вычет будет предоставляться по индивидуальному инвестиционному счету (ИИС), ПДС, негосударственным пенсионным обеспечениям (НПО) и программам страхования жизни. Максимальный совокупный размер понесенных расходов по всем договорам, на который можно будет оформить вычет, составит не более 400 тыс. руб.
По нашим оценкам предлагаемые льготы — достаточные, они выровняют преимущества программ страхования жизни с другими инвестиционными продуктами, а также поддержат интерес к долгосрочным инструментам сбережения и уровень доверия к ним. В дальнейшем параметры льготы можно будет еще сильнее унифицировать с ИИС.
Сейчас в предлагаемом варианте срок для полиса определяется как период с момента оплаты взноса до момента первой выплаты, фактически запрещая совершать промежуточные выплаты по полису страхования жизни, тогда как по ИИС клиент может получать, например, дивиденды. Это условие не учитывает специфику целого кластера страховых продуктов — рентных и пенсионных. Например, клиент внес 100 руб., и по 1 руб. будет получать каждый месяц 20 лет. Средний период выплат по такому договору — порядка 10 лет, но для целей налогообложения он будет одномесячным.
В связи с этим мы считаем, что целесообразно предложить определять срок договора для страховых продуктов и для ИИС как средневзвешенный срок всех полученных выплат. Это решение не только исключит регуляторный арбитраж, но и позволит привлечь дополнительные длинные деньги от населения. Кроме того, такой подход снимет возможный риск некорректного использования налоговой льготы, когда выплата 99 % по договору осуществляется через один год, а еще 1 % — через 10 лет, при этом такой договор называют десятилетним.
ДОЛЕВОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
На рынке с этого года развивается новый инструмент — ДСЖ (долевое страхование жизни), который призван заменить инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), закрывающееся с 1 января 2026 года как продукт. В текущей конфигурации продукт получился избыточно зарегулированным и пока проигрывает покупке ПИФов напрямую.
По нашим оценкам предлагаемые льготы — достаточные, они выровняют преимущества программ страхования жизни с другими инвестиционными продуктами.
Ситуацию можно исправить, если упростить клиентский путь и вернуть налоговое стимулирование. Мы ожидаем завершения доработки ключевых параметров ДСЖ, связанных с обеспечением соответствующего уровня гарантий и льгот, в том числе налоговых льгот, что сделает продукт наиболее привлекательным для клиента. Кроме того, законопроект предполагает однозначную трактовку механизма определения инвестиционного дохода для клиента. Тем самым продукт можно назвать более прозрачным. Вложения, по аналогии с банковскими вкладами, будут защищены Агентством по страхованию вкладов (АСВ).
Кроме того, ДСЖ не в полном объеме удовлетворяет инвестиционные запросы клиентов, и позиционирование продуктов сильно отличается. В частности, возможность выбора различных инструментов, в которые можно инвестировать через ИСЖ, гибкость механизмов выплат и прочие параметры, у ДСЖ фактически предусмотрены только ПИФы. При этом ПИФы находятся в собственности у страхователя, тогда как классический договор страхования жизни — это обязательство страховой компании, что дает определенные юридические преимущества. Но ИСЖ сейчас может купить неквалифицированный инвестор, если сумма взноса больше 1,5 млн руб. Это создает определенную асимметрию с регулированием структурных облигаций.
Такого рода задачи сможет решить новый продукт: он позволит заполнить те пробелы, которые существуют у текущей версии ДСЖ. И если ДСЖ подходит, скорее, для розничного и начинающего инвестора, то новый продукт ДСЖ 2.0 — для более продвинутого. Дискуссии по новому инструменту велись с ЦБ весь прошлый год и, кажется, получился отличный концепт.
СЕМЕЙНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СБЕРЕЖЕНИЙ
Еще один продукт, появления которого мы очень ждем, — это новый семейный инструмент сбережений, его в конце прошлого года поручил разработать Президент РФ. Предполагается несколько конфигураций.
Самый длинный будут предлагать негосударственные пенсионные фонды: детскую программу долгосрочных сбережений на 15 лет; далее — 10-летний детский продукт накопительного страхования от страховщиков жизни; 5–10-летний паевой инвестиционный фонд, размещенный на ИИС — от управляющих компаний.
Как мы видим, это уже присутствующие на рынке инструменты, но предполагается, что объем льгот по ним будет расширен. Изначально по всем вариантам продуктов выгодоприобретателем будет несовершеннолетний ребенок, но в будущем рассматривается возможность оформления договора и на других членов семьи.
Мы уверены, что чем длиннее срок продукта, тем большее количество льгот он должен включать как компенсацию за отвлечение средств на длительный период и для успешной конкуренции с теми же вкладами. В одной из последних версий его концепции обсуждается налоговый вычет в размере 500 тыс. руб. на одного родителя. Это всего на 100 тыс. больше инвестиционного вычета, который сейчас распространяется на такого рода инструменты.
Учитывая, что целевой клиент семейного инструмента сбережений — тот, кто уже попробовал продукты, которые лежат в его основе, предполагаем, что разница в льготах для него может быть несущественна. На наш взгляд, эти преференции могут быть совмещены. Если объем стимулирования будет недостаточным, это может отрицательно сказаться на востребованности инструмента. Привлекательность такого продукта также может повысить возможность направления в него средств материнского капитала, которая пока на обсуждении.
Вариация с детским НСЖ может быть полезна родителям тем, что она позволяет регулярно формировать сбережения, соблюдать финансовую дисциплину, то есть — не тратить на спонтанные покупки, а еще дает защиту жизни и здоровья от непредвиденных ситуаций. Ребенок получит запланированный капитал вне зависимости от обстоятельств в жизни взрослого, так как он, на наш взгляд, не должен расходоваться на критические ситуации, например, на лечение от тяжелых заболеваний.
ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Другая важная, на наш взгляд, тема связана с производными финансовыми инструментами (ПФИ).
Страховщики жизни традиционно работают с долгосрочными договорами. Для нас, в частности, это стратегический приоритет: мы никогда не концентрировались на коротких продуктах. В портфеле СК «Росгосстрах Жизнь» количество полисов сроком пять лет в I квартале 2025 года увеличилось почти в два раза по сравнению с I кварталом 2024 года, и сейчас превышает 40 % от количества всех договоров инвестиционного и накопительного страхования жизни, а доля продуктов сроком три года и более выросла с 64 % до 82 %.
При этом оперирование долгосрочными денежными потоками обязательно ведет к работе с процентными рисками, которые формируются из неминуемого несовпадения денежных потоков по активам и обязательствам. С ними можно эффективно работать, если для этого есть доступные инструменты.
Тем не менее п.2.4. Положения 781-п на текущий момент это ограничивает. При ограничениях в возможности хеджирования процентных рисков через ПФИ (в частности, процентные свопы) идея массового продукта НСЖ с высокой клиентской ценностью кажется не вполне реализуемой, или целесообразно снять ограничение на процентные свопы.
Какое может быть решение?
Лучшие мировые практики подтверждают, что у страховщиков жизни действительно есть обоснованная особенностями их бизнеса потребность в ПФИ, и ограничения на возможность управлять процентными рисками через них не применяются. Наше предложение — исключить процентные свопы из лимитирования именно для страховщиков жизни с учетом нескольких факторов.
Так, в текущем регулировании уже создана мотивация для использования процентных свопов в целях именно снижения риска, а не роста: сделки, уменьшающие риск, снижают требование по капиталу, и наоборот. Поэтому риски ограничены: если кто-то из участников рынка будет спекулировать, то, в соответствии с текущим регулированием, ему потребуется дополнительный капитал. Кроме того, кредитные риски по свопам не больше, чем кредитные риски по другим инструментам, которые не ограничиваются дополнительно. Например, доля облигаций банка Х в отличие от доли процентных свопов с тем же банком дополнительно ничем не лимитирована. При этом кредитные риски и по ПФИ, и по облигациям корректно учитываются в текущем регулировании.
На наш взгляд, риски ликвидности, связанные с обменом маржей, минимальны с учетом структуры активов страховщиков жизни, состоящих из ликвидных активов (преимущественно облигаций), в том числе доступных для РЕПО с целью получения ликвидности.
Дополнительно тем же подпунктом (п.2.4. 781-п) ограничивается и РЕПО с целью привлечения денежных средств, что существенно сужает возможности управления ликвидностью. Мы предлагаем исключить прямое РЕПО из этого лимита.
Вступление в силу долгожданных законопроектов, поправок и появление новых долгосрочных инструментов откроет рынку страхования жизни отличные перспективы для нового качественного скачка, который мы ожидаем в 2026 году.