- 12 декабря, 2025
Новые риски и старые проблемы
Несмотря на то, что количество поездок по России в несколько раз превышает зарубежные, практики массового страхования в сфере внутреннего туризма пока не возникло. Директор Филиала ООО РСО «ЕВРОИНС» Туристическое Страхование Юлия Алчеева рассказала, чего не хватает, чтобы каждый путешествующий по родной стране был защищен не только ОМС.
ССТ: Как можно охарактеризовать итоги внутрироссийского туристического сезона с точки зрения потребностей в страховой защите?
Юлия Алчеева: Привычка страховаться для поездок по России еще не сформировалась до конца, но эта тенденция постепенно набирает обороты.
Обычно у нас вспоминают о страховании, когда происходят какие-то громкие события. В этом году резонансных случаев было много: то альпинисты пропали, то туристы пострадали.Вся страна об этом говорит, МЧС тратит достаточно большие денежные средства не на ЧС, а не частные происшествия. Это, конечно, не совсем правильно. Поисково-спасательные работы на территории России как раз являются необходимой базой для страхования.
ССТ: Обычно россияне при путешествиях по стране надеются на ОМС, но этого недостаточно?
Ю. А.: Поисково-спасательные работы в ОМС не входят и не должны входить. Поэтому все расходы обычно ложатся на плечи МЧС.
Туристическое страхование идет в дополнение к ОМС. Такой полис помогает туристам оплатить медико-транспортные расходы, когда нужно вернуть пострадавшего после больницы домой, оплатить репатриацию или визит родственника.
У нас в портфеле есть отдельные клиенты и туристические группы, которые перед своими восхождениями или поездками на горнолыжный курорт оформляют страховки. Тогда МЧС за те же самые поисково-спасательные работы выставляет счета страховой компании. Это цивилизованный путь, но он пока не очень распространен.
В Кабардино-Балкарии летом сотрудники МЧС спустили с горы и оказали помощь сломавшему ногу альпинисту. Так как он был застрахован, страховщику за поисково-спасательные работы был выставлен счет на сумму около 900 тыс. руб.
ССТ: В последние годы не менее актуальными стали проблемы с задержкой и переносом рейсов. Как страховщики реагируют на новые риски для путешественников?
Ю. А.: Мы делаем все, чтобы наш полис закрывал самые разные нештатные ситуации, которые могут возникнуть у туристов. Так, сейчас предлагается страховая программа «Вояж». Она состоит из нескольких частей, самая популярная из которых — как раз страхование от задержки и отмены рейса, посадки на запасной аэродром, потери стыковки и др.
Мы выплачиваем компенсацию по 5 тыс. руб. на человека, если задержка рейса превышает три часа. Причем неважно, чартер это или регулярный рейс. Выплаты производятся автоматизированно и моментально, через заполнение формы на сайте.
Потеря стыковки — это тоже очень актуальный страховой случай. Стыковка у нас мультимодальная: не только самолет-самолет, но и любые комбинации парома, поезда и самолета. Здесь суммарная выплата может быть в два раза больше: если первый сегмент задержался более чем на три часа, человек получает 5 тыс. руб., потерял стыковку — еще 5 тыс., то есть 10 тыс. руб. на человека. Если первый сегмент прилетит позже хотя бы на 30 минут от запланированного времени, мы уже считаем, что есть риск не попасть на второй, то есть имеет место страховой случай.
Кроме того, в программу «Вояж» отдельно от страхования багажа мы до бавили еще лимит по повреждению спортивного инвентаря, что особенно востребовано с началом горнолыжного сезона. И еще мы сделали полезную опцию для тех, кто путешествует с животными: в полис сразу зашит лимит выплаты на случай гибели питомца во время всей поездки, а не только во время перевозки.
ССТ: Если человек теряет стыковку, ваши 5 тысяч стоимость новых билетов не покроют.
Ю. А.: Если мы будем возмещать расходы на потерянный билет, это будет страхование от невыезда. Это совершенно другой вариант страхования.
Но сейчас мы включили в программу страхования на случай отмены поездки новые риски, например, призыв в армию на срочную службу. Допустим, человек планировал поездку, но ему пришла повестка — мы видим сейчас, что граница сразу же закрывает вылет. Также мы дополнили страховку риском невыезда из-за ошибок в загранпаспортах.
Поездки по России могут быть защищены полноценным полисом от несчастного случая. Это очень важно, так как не у всех людей есть такая страховка. Мы ее скомбинировали с ВЗР, включив в более понятный для потребителя формат.
ССТ: Сейчас очень хорошо развивается активный и даже экстремальный туризм. Люди массово штурмуют Эльбрус, осваивают Алтай, проникают в труднодоступные районы Севера. Организаторы таких туров запрашивают страховые программы?
Ю. А.: Мы очень активно работаем с туристическим сегментом, но здесь вот какая проблема: для выездного туризма четко прописано в законе, что все расходы на лечение, транспортировку, посмертную репатриацию осуществляются либо за счет гражданина, либо за счет страхования. Но у нас нет аналогичной законодательной нормы, которая регламентировала бы поездки людей по России.
Надо с чего-то начинать. Хотя бы с обязательного страхования горнолыжников, сноубордистов, активных туристов и альпинистов! У нас нет другого пути, кроме как спустить необходимость страхования сверху. Сознательность граждан у нас не самая высокая.
ССТ: Но ведь если происходит несчастный случай с туристами, проблемы будут у организаторов поездки. Разве турфирмы не заинтересованы в страховании?
Ю. А.: Есть компании, которые понимают пользу страховой защиты. Есть те, которые сами не против продавать полисы, но не настаивают, если турист считает, что ему достаточно полиса ОМС.
Поэтому здесь либо идти медленно, донося идею о том, что страхование путешествующих по России — это отдельная и очень важная история. Либо надеяться, что МЧС в какой-то момент скажет: «Ты турист, значит, плати мне за свое спасение». Но второе маловероятно, так как у нас очень социально ориентированное государство. Поэтому вся надежда — только на законодательную инициативу.
ВСС отслеживает законопроекты, которые возникают вокруг № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Помимо прочего, нам важно, чтобы предлагаемые изменения касались не только организованных туристов, но и самостоятельных.
ССТ: Если важность законодательной базы очевидна, почему изменения так долго обсуждают?
Ю. А.: Закон не про страхование, а про туризм. Поэтому, когда вносят предложения, например, о регулировании горнолыжного туризма, там столько специфических нюансов, связанных с работой горнолыжных комплексов, ответственностью подъемников и др., что страхование идет уже где-то последним пунктом. То же самое, когда обсуждается законопроект об агрегаторах туристических услуг.
МЧС поддерживает нашу позицию. Нам пора уже начать формировать цивилизованный подход, когда для помощи туристам в разных нештатных ситуациях будут задействованы не бюджетные средства, а коммерческое страхование.
ССТ: Страховщики при этом со своей стороны должны предлагать продукты с высокой потребительской ценностью?
Ю. А.: Безусловно, и мы нашим клиентам, путешествующим по России, предлагаем очень интересные программы. Так, поездки по России могут быть защищены полноценным полисом от несчастного случая. Это очень важно, так как не у всех людей есть такая страховка. Практически ни у кого нет, но хотя бы на время поездки страховка от НС должна быть! Мы ее скомбинировали с ВЗР, включив в более понятный для потребителя формат. Такие идеи среди наших партнеров, турагентств и туроператоров, находят достаточно хороший отклик.
У нас нет законодательной нормы, которая регламентировала бы поездки людей по России
Это очень большой рынок. Если за рубеж выезжает порядка 10 млн человек, то по России у нас совершается до 50 млн поездок: и взрослых, и детских, и на самолетах, и на поездах, и на машинах, и на велосипедах. Сколько людей выезжают из дома, вообще не задумываясь о том, что с ними будет в случае травмы или болезни? Да, в больницу отвезут, гипс наложат. А как возвращаться домой, как отправить ребенка или вызвать для помощи родственника?
Здесь еще очень много работы и для ВСС, и для экспертов в туристическом страховании. Очень важно, что на рынке уже начала закладываться потребительская ценность таких продуктов.