• 12 декабря, 2025

Новые риски и старые проблемы

Алчеева Юлия

Директор Филиала ООО РСО «ЕВРОИНС» Туристическое Страхование

Новые риски и старые проблемы

Несмотря на то, что количество поездок по России в несколько раз превышает зарубежные, практики массового страхования в сфере внутреннего туризма пока не возникло. Директор Филиала ООО РСО «ЕВРОИНС» Туристическое Страхование Юлия Алчеева рассказала, чего не хватает, чтобы каждый путешествующий по родной стране был защищен не только ОМС.

ССТ: Как можно охарактеризовать итоги внутрироссийского туристическо­го сезона с точки зрения потребностей в страховой защите?

Юлия Алчеева: Привычка страховать­ся для поездок по России еще не сфор­мировалась до конца, но эта тенденция постепенно набирает обороты.

Обычно у нас вспоминают о страховании, когда происходят какие-то громкие события. В этом году резонансных случаев было много: то альпинисты пропали, то туристы пострадали.Вся страна об этом говорит, МЧС тратит доста­точно большие денежные средства не на ЧС, а не частные происшествия. Это, конечно, не совсем правиль­но. Поисково-спасательные работы на территории России как раз явля­ются необходимой базой для страхо­вания.

ССТ: Обычно россияне при путеше­ствиях по стране надеются на ОМС, но этого недостаточно?

Ю. А.: Поисково-спасательные работы в ОМС не входят и не должны входить. Поэтому все расходы обычно ложатся на плечи МЧС.

Туристическое страхование идет в до­полнение к ОМС. Такой полис помо­гает туристам оплатить медико-транс­портные расходы, когда нужно вернуть пострадавшего после больницы домой, оплатить репатриацию или визит родственника.

У нас в портфеле есть отдельные кли­енты и туристические группы, которые перед своими восхождениями или поездками на горнолыжный курорт оформляют страховки. Тогда МЧС за те же самые поисково-спасательные работы выставляет счета страховой компании. Это цивилизованный путь, но он пока не очень распространен.

В Кабардино-Балкарии летом сотруд­ники МЧС спустили с горы и оказали помощь сломавшему ногу альпинисту. Так как он был застрахован, стра­ховщику за поисково-спасательные работы был выставлен счет на сумму около 900 тыс. руб.

ССТ: В последние годы не менее акту­альными стали проблемы с задержкой и переносом рейсов. Как страховщики реагируют на новые риски для путеше­ственников?

Ю. А.: Мы делаем все, чтобы наш по­лис закрывал самые разные нештатные ситуации, которые могут возникнуть у туристов. Так, сейчас предлагается страховая программа «Вояж». Она состоит из нескольких частей, самая популярная из которых — как раз стра­хование от задержки и отмены рейса, посадки на запасной аэродром, потери стыковки и др.

Мы выплачиваем компенсацию по 5 тыс. руб. на человека, если задержка рейса превышает три часа. Причем неважно, чартер это или регу­лярный рейс. Выплаты производятся автоматизированно и моментально, через заполнение формы на сайте.

Потеря стыковки — это тоже очень актуальный страховой случай. Стыков­ка у нас мультимодальная: не только самолет-самолет, но и любые ком­бинации парома, поезда и самолета. Здесь суммарная выплата может быть в два раза больше: если первый сегмент задержался более чем на три часа, человек получает 5 тыс. руб., потерял стыковку — еще 5 тыс., то есть 10 тыс. руб. на человека. Если пер­вый сегмент прилетит позже хотя бы на 30 минут от запланированного вре­мени, мы уже считаем, что есть риск не попасть на второй, то есть имеет место страховой случай.

Кроме того, в программу «Вояж» от­дельно от страхования багажа мы до­ бавили еще лимит по повреждению спортивного инвентаря, что особенно востребовано с началом горнолыжного сезона. И еще мы сделали полезную опцию для тех, кто путешествует с жи­вотными: в полис сразу зашит лимит выплаты на случай гибели питомца во время всей поездки, а не только во время перевозки.

ССТ: Если человек теряет стыковку, ваши 5 тысяч стоимость новых билетов не покроют.

Ю. А.: Если мы будем возмещать рас­ходы на потерянный билет, это будет страхование от невыезда. Это совершенно другой вариант страхования.

Но сейчас мы включи­ли в программу страхо­вания на случай отмены поездки новые риски, например, призыв в ар­мию на срочную служ­бу. Допустим, человек планировал поездку, но ему пришла повест­ка — мы видим сейчас, что граница сразу же закрывает вылет. Также мы дополнили страховку риском невыезда из-за оши­бок в загранпаспортах.

Поездки по России могут быть защищены полноценным полисом от несчастного случая. Это очень важно, так как не у всех людей есть такая страховка. Мы ее скомбинировали с ВЗР, включив в более понят­ный для потребителя формат.

ССТ: Сейчас очень хорошо развивается активный и даже экстремальный ту­ризм. Люди массово штурмуют Эльбрус, осваивают Алтай, проникают в трудно­доступные районы Севера. Организато­ры таких туров запрашивают страховые программы?

Ю. А.: Мы очень активно работаем с туристическим сегментом, но здесь вот какая проблема: для выездного туризма четко прописано в законе, что все расходы на лечение, транспорти­ровку, посмертную репатриацию осу­ществляются либо за счет гражданина, либо за счет страхования. Но у нас нет аналогичной законодательной нормы, которая регламентировала бы поездки людей по России.

Надо с чего-то начинать. Хотя бы с обязательного страхования горнолыжников, сноубордистов, актив­ных туристов и альпинистов! У нас нет другого пути, кроме как спустить необходимость страхования свер­ху. Сознательность граждан у нас не самая высокая.

ССТ: Но ведь если происходит несчастный случай с туристами, проблемы будут у организаторов поездки. Разве турфирмы не заинтересованы в страховании?

Ю. А.: Есть компании, которые понимают пользу страховой защиты. Есть те, которые сами не против продавать полисы, но не настаивают, если турист считает, что ему достаточно полиса ОМС.

Поэтому здесь либо идти медленно, донося идею о том, что страхование путешествующих по Рос­сии — это отдельная и очень важная история. Либо надеяться, что МЧС в какой-то момент скажет: «Ты турист, значит, плати мне за свое спасение». Но второе маловероятно, так как у нас очень социально ориентированное государство. Поэтому вся наде­жда — только на законодательную инициативу.

ВСС отслеживает законопроекты, которые воз­никают вокруг № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Помимо прочего, нам важно, чтобы предлагаемые измене­ния касались не только организованных туристов, но и самостоятельных.

ССТ: Если важность законодательной базы очевидна, почему изменения так долго обсуждают?

Ю. А.: Закон не про страхование, а про туризм. Поэтому, когда вносят предложения, например, о регулировании горнолыжного туризма, там столь­ко специфических нюансов, связанных с работой горнолыжных комплексов, ответственностью подъ­емников и др., что страхование идет уже где-то последним пунктом. То же самое, когда обсуждается законопроект об агрегаторах туристических услуг.

МЧС поддерживает нашу позицию. Нам пора уже начать формировать цивилизованный подход, когда для помощи туристам в разных нештат­ных ситуациях будут задействованы не бюджетные средства, а коммерче­ское страхование.

ССТ: Страховщики при этом со своей стороны должны предлагать продукты с высокой потребительской ценностью?

Ю. А.: Безусловно, и мы нашим клиен­там, путешествующим по России, пред­лагаем очень интересные программы. Так, поездки по России могут быть за­щищены полноценным полисом от не­счастного случая. Это очень важно, так как не у всех людей есть такая страхов­ка. Практически ни у кого нет, но хотя бы на время поездки страховка от НС должна быть! Мы ее скомбинирова­ли с ВЗР, включив в более понятный для потребителя формат. Такие идеи среди наших партнеров, турагентств и туроператоров, находят достаточно хороший отклик.

У нас нет законодательной нормы, которая регламентировала бы поездки людей по России

Это очень большой рынок. Если за рубеж выезжает порядка 10 млн человек, то по России у нас соверша­ется до 50 млн поездок: и взрослых, и детских, и на самолетах, и на поез­дах, и на машинах, и на велосипедах. Сколько людей выезжают из дома, во­обще не задумываясь о том, что с ними будет в случае травмы или болезни? Да, в больницу отвезут, гипс наложат. А как возвращаться домой, как отпра­вить ребенка или вызвать для помощи родственника?

Здесь еще очень много работы и для ВСС, и для экспертов в туристическом страховании. Очень важно, что на рын­ке уже начала закладываться потреби­тельская ценность таких продуктов.

Похожие статьи

Решает сердце

Решает сердце

Рынок страхования жизни формируют человеческие ценности, убежден генеральный директор «Ингосстрах Жизнь» Владимир Черников. В своем интервью он объяснил, почему продукты накопительного…
Страхование меняет будущее

Страхование меняет будущее

Современные продукты страхования жизни превращаются в комплексные решения, которые помогают повышать качество жизни человека. Директор по развитию социальных проектов СК «Росгосстрах…
ДМС должен стать обязательным

ДМС должен стать обязательным

Страховщики инициировали внедрение норм, предусматривающих изменение подходов к обеспечению медицинских гарантий для иностранного гражданина в рамках ДМС. По мнению вице-президента ВСС…