• 28 февраля, 2023
  • 129

ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ, РАСШИРЯЕМ ВОЗМОЖНОСТИ

Фатьянов Игорь

Генеральный директор ГК «Зетта Страхование»

ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ, РАСШИРЯЕМ ВОЗМОЖНОСТИ

Очередной вызов сегодняшнего дня — активизация «бытового» мошенничества в розничном и корпоративном сегментах. Выявление таких случаев довольно сильно отличается от механизмов борьбы с организованными действиями мошенников, которые успешно применяют страховщики в сотрудничестве с правоохранительными органами. О результатах этой работы в 2022 году и планах на 2023 рассказывает председатель Комитета Всероссийского союза страховщиков по противодействию мошенничеству Игорь Фатьянов.

Современные страховые технологии: Какие тренды появились в области страхового мошенничества за прошед­ший год?

Игорь Фатьянов: Все также преобладает мошенничество в ОСАГО, но появился и новый тренд — рост количества случа­ев в личном страховании. Пока этот вид не занимает верхние строчки антирейтинга, но активно туда стремится. Мы видим уве­личение частоты и средней суммы выплат по жизни и здоровью: с 500 тыс. руб. в на­чале 2021 года до 1 млн руб. в III квартале 2022 года.

ССТ: Если говорить о ситуации со стра­ховым мошенничеством вообще, каких результатов удалось добиться Комитету по противодействию мошенничеству ВСС в 2022 году?

И. Ф.: В том числе и в результате работы комитета средняя сумма убытка с по­дозрением на мошенничество по каско снизилась с 1,6 млн руб. в начале 2021 года до 1,2 млн руб. в III квартале 2022 года. В ОСАГО ситуация также стала гораздо бо­лее стабильной, хотя и остается непростой.

При этом мы видим, что происходит миграция мошенников в область личного страхования.

ССТ: Чаще встречается бытовое мошен­ничество или действует организованная преступность?

И. Ф.: Оба этих явления присутству­ют. Традиционно преобладает бытовое мошенничество, и здесь возможен даль­нейший рост.

Причем страховые компании стали стал­киваться со случаями бытового мошенни­чества и в корпоративном сегменте. Хотя опыт показывает, что в периоды турбу­лентности это явление неизбежно. В такие моменты у предприятий не хватает ресур­сов для полноценного обеспечения пожар­ной безопасности. Сначала это приводит к увеличению риска, а потом к подтасовке фактов для получения страховой выплаты. Особенно заметно повышается частота страховых случаев на складах, а также отме­чается рост в размере затронутой пожаром площади и заявленной сумме убытка.

ТРЕНДЫ В ОБЛАСТИ СТРАХОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА, МЛН РУБ.

ССТ: Ранее эксперты много говорили о том, что недостаточно возбуждаемых уголовных дел, что страховщикам сложно собирать доказательную базу. Что-то из­менилось?

И. Ф.: Если говорить об ОСАГО, во мно­гих регионах по-прежнему фиксируются аномальные экономические показатели по этому виду страхования на фоне недо­статочно эффективной совместной дея­тельности по пресечению мошенничества. Но в этом направлении есть заметные успехи. Нам удалось разработать методику, которая позволяет концентрировать уси­лия страховщиков и правоохранительных органов на случаях профессионального мошенничества, организованной преступ­ности. Таким образом, ресурсы расходуют­ся максимально эффективно и не рассре­дотачиваются на мелкие случаи бытового мошенничества.

Эта технология создана для страховщиков и позволяет им качественно готовить мате­риал для работы правоохраны.

ССТ: Страховых компаний, которые за­нимаются ОСАГО, достаточно много. Как собрать общие данные, чтобы выявить организованное мошенничество?

И. Ф.: Прежде всего, работа ведется через страховые союзы — РСА и ВСС. Это по­зволяет агрегировать данные и постоянно улучшать нашу деятельность. Надеюсь, что получим новые ресурсы для этого после со­вершенствования АИС БСИ (Бюро страхо­вых историй) под руководством Централь­ного Банка.

Кроме того, компании, которые больше всего пострадали от действий мошенни­ков, координируют действия между собой. Как правило, несколько страховщиков одновременно передают заявления в пра­воохранительные органы, что позволяет объединить их в одно уголовное производ­ство. Чаще всего мошенники действуют достаточно локализовано, их деятельность ограничивается территорией одного города или района. Поэтому синхронная подача заявлений дает хороший результат. В качестве яркого примера, который се­годня у всех на слуху, могу привести успех по пресечению мошенничества группы автоподставщиков, которые действовали в Москве на люксовых автомобилях.

3 000 000 000 руб. ущерба заявлено в МВД в I–III кварталах 2022 года

ССТ: Может ли страховой союз подать заявление о мошенничестве в правоохра­нительные органы?

И. Ф.: Нет, это невозможно в силу зако­нодательных ограничений. Союз может обращаться в правоохрану только в рамках компенсационных выплат, когда он вы­ступает плательщиком от имени ушедших с рынка страховых компаний.

ССТ: Какие существуют проблемы в борьбе с мошенничеством?

И. Ф.: Один из самых важных вопросов для страховщиков касается взаимодействия с федеральными органами исполнитель­ной власти в части обмена информацией. Недавно были приняты изменения в ряд нормативных актов, которые позволяют Центральному Банку формировать требо­вания к органам исполнительной власти по предоставлению информации стра­ховщикам. Мы надеемся, что Банк России включит представителей страхового сооб­щества в состав рабочей группы, которая займется разработкой соответствующих механизмов обмена данными. Уверен, что реального прогресса в этом направлении можно добиться уже в первой половине этого года. Мегарегулятор прямо сейчас ведет работу с ФОИВами и формирует предложения.

Конечно, быстрый доступ к базам данных, в том числе и внешним, делает нашу борьбу гораздо эффективнее. Здесь речь и о Бюро страховых историй, и о базах данных лечеб­ных учреждений и МВД, и о системе видеоконтроля. К сожалению, пока не во всех регионах удается достичь эффективной слаженной работы в этом направлении.

ССТ: Есть ли еще какие-то особенности работы в регионах? Комитет их учитывает?

И. Ф.: Конечно, в разных регионах степень накала проблемы может отличаться. На локальном уровне хорошо зарекомендовали себя региональные группы страховщиков, созданные по инициативе ВСС. Особен­но успешна их деятельность там, где есть возможность оперативно выявлять мо­шеннические случаи при помощи внешних систем. Например, при содействии ЦБ и ВСС в некоторых областях страховщикам удалось договориться о взаимодействии в рамках базы «Безопасный город». Каждая новая база помогает более точно проверять страховые события с признаками неправо­мерных действий.

Вообще работе с регионами комитет уделяет много внимания. Большое значение имеет профилактическая работа, взаимо­действие с прессой, формирование в обще­стве понимания негативных последствий мошенничества в страховании. Очень важно, чтобы нетерпимость к страховым мошенникам складывалась у местных ад­министраций, и здесь большую роль играет работа страховых союзов.

ССТ: Работа с прессой ведется по како­му-то общему регламенту? Как она финан­сируется?

И. Ф.: Поскольку это часть комплексной работы по борьбе со страховыми мошен­никами, то и бюджет формируется центра­лизованно, на уровне страхового союза. Кроме того, конечно, подобные расходы несет каждая страховая компания. Есть удачные примеры пиар-активностей, кото­рые были реализованы в сотрудничестве с местными администрациями. Например, успешной стала кампания в Краснодарском крае, который находился в «красной» зоне по ситуации с мошенничеством в ОСАГО. В результате комплексной работы по ин­формированию населения в регионе ситуа­ция стабилизировалась, а опыт тиражиру­ется и на другие районы.

ССТ: Какие задачи вы определяете как приоритетные на 2023 год?

И. Ф.: Повторюсь, что задача номер один — на государственном уровне по­лучить доступ к внешним базам данным. В свете увеличения количества случаев страхового мошенничества в личных видах особенно важно иметь возможность полу­чать информацию от ФОМС и лечебных уч­реждений. В основном этот диалог ведется с Минздравом.

РСА и ВСС продолжают успешно рабо­тать над подключением страховых компа­ний к сервисам видеонаблюдения. Сейчас этот проект реализован уже в 15 городах, хотя есть и проблемные регионы. Геоин­формационные сервисы ГЛОНАСС дают новые возможности для проверки стра­ховых событий. Работа с базами данных ФОИВов, например, ФТС, позволит прове­рять происхождение транспортных средств.

Дополнительно в этом году комитет запла­нировал обновление методик по работе с МВД при проведении расследований. Например, сейчас действуют методические рекомендации ФГКУ ВНИИ МВД России, прокуратуры Забайкалья, другие докумен­ты ЦБ РФ и ВСС. Но в связи с появлением новых способов мошенничества они уже устарели, к тому же рекомендации касаются в основном автострахования.

Не менее важно наладить между стра­ховщиками обмен лучшими практиками по противодействию мошенничеству. На такое сотрудничество по уже выявленным случаям в сообществе большой запрос.

Конечно, комитет будет развивать рабо­ту в регионах — увеличивать количество локальных групп страховщиков, наращи­вать взаимодействие с административными и правоохранительными органами и уси­ливать работу со СМИ, особенно в удален­ных регионах, где у людей недостаточный доступ к информации и знаниям в области финансовой грамотности.

Все возможности для существенного по­вышения эффективности противодействия страховому мошенничеству находятся в на­ших собственных руках и лежат в пределах страховых союзов. Объединяя усилия, обме­ниваясь опытом и выступая единым фрон­том, мы уже многого добились и способны масштабировать достигнутые успехи.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Сумма предотвращенных «мошеннических» выплат за 9 мес. 2024 г.…

Страховая Группа Совкомбанка подвела итоги противодействия страховому мошенничеству за 9 месяцев 2024 года.

Мошенники активизировали схему с обещаниями лёгкого заработка на маркетплейсах

Схема с обещанием заработка за оценку и покупку товаров на маркетплейсах не новая, однако сейчас Сбер фиксирует её активацию.

Специалисты ВСК выявили факт мошенничества в Краснодарском крае

Специалисты Центра противодействия мошенничеству (ЦПМ) Страхового Дома ВСК выявили факт хищения денежных средств своего клиента.