• 28 февраля, 2023
  • 146

ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ, РАСШИРЯЕМ ВОЗМОЖНОСТИ

Фатьянов Игорь

Генеральный директор ГК «Зетта Страхование»

ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ, РАСШИРЯЕМ ВОЗМОЖНОСТИ

Очередной вызов сегодняшнего дня — активизация «бытового» мошенничества в розничном и корпоративном сегментах. Выявление таких случаев довольно сильно отличается от механизмов борьбы с организованными действиями мошенников, которые успешно применяют страховщики в сотрудничестве с правоохранительными органами. О результатах этой работы в 2022 году и планах на 2023 рассказывает председатель Комитета Всероссийского союза страховщиков по противодействию мошенничеству Игорь Фатьянов.

Современные страховые технологии: Какие тренды появились в области страхового мошенничества за прошед­ший год?

Игорь Фатьянов: Все также преобладает мошенничество в ОСАГО, но появился и новый тренд — рост количества случа­ев в личном страховании. Пока этот вид не занимает верхние строчки антирейтинга, но активно туда стремится. Мы видим уве­личение частоты и средней суммы выплат по жизни и здоровью: с 500 тыс. руб. в на­чале 2021 года до 1 млн руб. в III квартале 2022 года.

ССТ: Если говорить о ситуации со стра­ховым мошенничеством вообще, каких результатов удалось добиться Комитету по противодействию мошенничеству ВСС в 2022 году?

И. Ф.: В том числе и в результате работы комитета средняя сумма убытка с по­дозрением на мошенничество по каско снизилась с 1,6 млн руб. в начале 2021 года до 1,2 млн руб. в III квартале 2022 года. В ОСАГО ситуация также стала гораздо бо­лее стабильной, хотя и остается непростой.

При этом мы видим, что происходит миграция мошенников в область личного страхования.

ССТ: Чаще встречается бытовое мошен­ничество или действует организованная преступность?

И. Ф.: Оба этих явления присутству­ют. Традиционно преобладает бытовое мошенничество, и здесь возможен даль­нейший рост.

Причем страховые компании стали стал­киваться со случаями бытового мошенни­чества и в корпоративном сегменте. Хотя опыт показывает, что в периоды турбу­лентности это явление неизбежно. В такие моменты у предприятий не хватает ресур­сов для полноценного обеспечения пожар­ной безопасности. Сначала это приводит к увеличению риска, а потом к подтасовке фактов для получения страховой выплаты. Особенно заметно повышается частота страховых случаев на складах, а также отме­чается рост в размере затронутой пожаром площади и заявленной сумме убытка.

ТРЕНДЫ В ОБЛАСТИ СТРАХОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА, МЛН РУБ.

ССТ: Ранее эксперты много говорили о том, что недостаточно возбуждаемых уголовных дел, что страховщикам сложно собирать доказательную базу. Что-то из­менилось?

И. Ф.: Если говорить об ОСАГО, во мно­гих регионах по-прежнему фиксируются аномальные экономические показатели по этому виду страхования на фоне недо­статочно эффективной совместной дея­тельности по пресечению мошенничества. Но в этом направлении есть заметные успехи. Нам удалось разработать методику, которая позволяет концентрировать уси­лия страховщиков и правоохранительных органов на случаях профессионального мошенничества, организованной преступ­ности. Таким образом, ресурсы расходуют­ся максимально эффективно и не рассре­дотачиваются на мелкие случаи бытового мошенничества.

Эта технология создана для страховщиков и позволяет им качественно готовить мате­риал для работы правоохраны.

ССТ: Страховых компаний, которые за­нимаются ОСАГО, достаточно много. Как собрать общие данные, чтобы выявить организованное мошенничество?

И. Ф.: Прежде всего, работа ведется через страховые союзы — РСА и ВСС. Это по­зволяет агрегировать данные и постоянно улучшать нашу деятельность. Надеюсь, что получим новые ресурсы для этого после со­вершенствования АИС БСИ (Бюро страхо­вых историй) под руководством Централь­ного Банка.

Кроме того, компании, которые больше всего пострадали от действий мошенни­ков, координируют действия между собой. Как правило, несколько страховщиков одновременно передают заявления в пра­воохранительные органы, что позволяет объединить их в одно уголовное производ­ство. Чаще всего мошенники действуют достаточно локализовано, их деятельность ограничивается территорией одного города или района. Поэтому синхронная подача заявлений дает хороший результат. В качестве яркого примера, который се­годня у всех на слуху, могу привести успех по пресечению мошенничества группы автоподставщиков, которые действовали в Москве на люксовых автомобилях.

3 000 000 000 руб. ущерба заявлено в МВД в I–III кварталах 2022 года

ССТ: Может ли страховой союз подать заявление о мошенничестве в правоохра­нительные органы?

И. Ф.: Нет, это невозможно в силу зако­нодательных ограничений. Союз может обращаться в правоохрану только в рамках компенсационных выплат, когда он вы­ступает плательщиком от имени ушедших с рынка страховых компаний.

ССТ: Какие существуют проблемы в борьбе с мошенничеством?

И. Ф.: Один из самых важных вопросов для страховщиков касается взаимодействия с федеральными органами исполнитель­ной власти в части обмена информацией. Недавно были приняты изменения в ряд нормативных актов, которые позволяют Центральному Банку формировать требо­вания к органам исполнительной власти по предоставлению информации стра­ховщикам. Мы надеемся, что Банк России включит представителей страхового сооб­щества в состав рабочей группы, которая займется разработкой соответствующих механизмов обмена данными. Уверен, что реального прогресса в этом направлении можно добиться уже в первой половине этого года. Мегарегулятор прямо сейчас ведет работу с ФОИВами и формирует предложения.

Конечно, быстрый доступ к базам данных, в том числе и внешним, делает нашу борьбу гораздо эффективнее. Здесь речь и о Бюро страховых историй, и о базах данных лечеб­ных учреждений и МВД, и о системе видеоконтроля. К сожалению, пока не во всех регионах удается достичь эффективной слаженной работы в этом направлении.

ССТ: Есть ли еще какие-то особенности работы в регионах? Комитет их учитывает?

И. Ф.: Конечно, в разных регионах степень накала проблемы может отличаться. На локальном уровне хорошо зарекомендовали себя региональные группы страховщиков, созданные по инициативе ВСС. Особен­но успешна их деятельность там, где есть возможность оперативно выявлять мо­шеннические случаи при помощи внешних систем. Например, при содействии ЦБ и ВСС в некоторых областях страховщикам удалось договориться о взаимодействии в рамках базы «Безопасный город». Каждая новая база помогает более точно проверять страховые события с признаками неправо­мерных действий.

Вообще работе с регионами комитет уделяет много внимания. Большое значение имеет профилактическая работа, взаимо­действие с прессой, формирование в обще­стве понимания негативных последствий мошенничества в страховании. Очень важно, чтобы нетерпимость к страховым мошенникам складывалась у местных ад­министраций, и здесь большую роль играет работа страховых союзов.

ССТ: Работа с прессой ведется по како­му-то общему регламенту? Как она финан­сируется?

И. Ф.: Поскольку это часть комплексной работы по борьбе со страховыми мошен­никами, то и бюджет формируется центра­лизованно, на уровне страхового союза. Кроме того, конечно, подобные расходы несет каждая страховая компания. Есть удачные примеры пиар-активностей, кото­рые были реализованы в сотрудничестве с местными администрациями. Например, успешной стала кампания в Краснодарском крае, который находился в «красной» зоне по ситуации с мошенничеством в ОСАГО. В результате комплексной работы по ин­формированию населения в регионе ситуа­ция стабилизировалась, а опыт тиражиру­ется и на другие районы.

ССТ: Какие задачи вы определяете как приоритетные на 2023 год?

И. Ф.: Повторюсь, что задача номер один — на государственном уровне по­лучить доступ к внешним базам данным. В свете увеличения количества случаев страхового мошенничества в личных видах особенно важно иметь возможность полу­чать информацию от ФОМС и лечебных уч­реждений. В основном этот диалог ведется с Минздравом.

РСА и ВСС продолжают успешно рабо­тать над подключением страховых компа­ний к сервисам видеонаблюдения. Сейчас этот проект реализован уже в 15 городах, хотя есть и проблемные регионы. Геоин­формационные сервисы ГЛОНАСС дают новые возможности для проверки стра­ховых событий. Работа с базами данных ФОИВов, например, ФТС, позволит прове­рять происхождение транспортных средств.

Дополнительно в этом году комитет запла­нировал обновление методик по работе с МВД при проведении расследований. Например, сейчас действуют методические рекомендации ФГКУ ВНИИ МВД России, прокуратуры Забайкалья, другие докумен­ты ЦБ РФ и ВСС. Но в связи с появлением новых способов мошенничества они уже устарели, к тому же рекомендации касаются в основном автострахования.

Не менее важно наладить между стра­ховщиками обмен лучшими практиками по противодействию мошенничеству. На такое сотрудничество по уже выявленным случаям в сообществе большой запрос.

Конечно, комитет будет развивать рабо­ту в регионах — увеличивать количество локальных групп страховщиков, наращи­вать взаимодействие с административными и правоохранительными органами и уси­ливать работу со СМИ, особенно в удален­ных регионах, где у людей недостаточный доступ к информации и знаниям в области финансовой грамотности.

Все возможности для существенного по­вышения эффективности противодействия страховому мошенничеству находятся в на­ших собственных руках и лежат в пределах страховых союзов. Объединяя усилия, обме­ниваясь опытом и выступая единым фрон­том, мы уже многого добились и способны масштабировать достигнутые успехи.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества

АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС, оператор АИС страхования) разработала для страхового сообщества набор инструментов по противодействию мошенническим практикам.

Телефонные мошенники активизировались перед Новым годом и убеждают россиян…

Перед новогодними праздниками по всей стране участились случаи нападений с поджогами под воздействием телефонных мошенников.

Сбер и МВД России будут разрабатывать и совершенствовать технологии…

Мошенники всё чаще применяют технологию DeepFake для обмана граждан. Чтобы эффективнее противостоять злоумышленникам, необходимо наладить более тесное взаимодействие банков и правоохранителей.