- 28 февраля, 2023
- 129
ОБЪЕДИНЯЯ УСИЛИЯ, РАСШИРЯЕМ ВОЗМОЖНОСТИ
Очередной вызов сегодняшнего дня — активизация «бытового» мошенничества в розничном и корпоративном сегментах. Выявление таких случаев довольно сильно отличается от механизмов борьбы с организованными действиями мошенников, которые успешно применяют страховщики в сотрудничестве с правоохранительными органами. О результатах этой работы в 2022 году и планах на 2023 рассказывает председатель Комитета Всероссийского союза страховщиков по противодействию мошенничеству Игорь Фатьянов.
Современные страховые технологии: Какие тренды появились в области страхового мошенничества за прошедший год?
Игорь Фатьянов: Все также преобладает мошенничество в ОСАГО, но появился и новый тренд — рост количества случаев в личном страховании. Пока этот вид не занимает верхние строчки антирейтинга, но активно туда стремится. Мы видим увеличение частоты и средней суммы выплат по жизни и здоровью: с 500 тыс. руб. в начале 2021 года до 1 млн руб. в III квартале 2022 года.
ССТ: Если говорить о ситуации со страховым мошенничеством вообще, каких результатов удалось добиться Комитету по противодействию мошенничеству ВСС в 2022 году?
И. Ф.: В том числе и в результате работы комитета средняя сумма убытка с подозрением на мошенничество по каско снизилась с 1,6 млн руб. в начале 2021 года до 1,2 млн руб. в III квартале 2022 года. В ОСАГО ситуация также стала гораздо более стабильной, хотя и остается непростой.
При этом мы видим, что происходит миграция мошенников в область личного страхования.
ССТ: Чаще встречается бытовое мошенничество или действует организованная преступность?
И. Ф.: Оба этих явления присутствуют. Традиционно преобладает бытовое мошенничество, и здесь возможен дальнейший рост.
Причем страховые компании стали сталкиваться со случаями бытового мошенничества и в корпоративном сегменте. Хотя опыт показывает, что в периоды турбулентности это явление неизбежно. В такие моменты у предприятий не хватает ресурсов для полноценного обеспечения пожарной безопасности. Сначала это приводит к увеличению риска, а потом к подтасовке фактов для получения страховой выплаты. Особенно заметно повышается частота страховых случаев на складах, а также отмечается рост в размере затронутой пожаром площади и заявленной сумме убытка.
ССТ: Ранее эксперты много говорили о том, что недостаточно возбуждаемых уголовных дел, что страховщикам сложно собирать доказательную базу. Что-то изменилось?
И. Ф.: Если говорить об ОСАГО, во многих регионах по-прежнему фиксируются аномальные экономические показатели по этому виду страхования на фоне недостаточно эффективной совместной деятельности по пресечению мошенничества. Но в этом направлении есть заметные успехи. Нам удалось разработать методику, которая позволяет концентрировать усилия страховщиков и правоохранительных органов на случаях профессионального мошенничества, организованной преступности. Таким образом, ресурсы расходуются максимально эффективно и не рассредотачиваются на мелкие случаи бытового мошенничества.
Эта технология создана для страховщиков и позволяет им качественно готовить материал для работы правоохраны.
ССТ: Страховых компаний, которые занимаются ОСАГО, достаточно много. Как собрать общие данные, чтобы выявить организованное мошенничество?
И. Ф.: Прежде всего, работа ведется через страховые союзы — РСА и ВСС. Это позволяет агрегировать данные и постоянно улучшать нашу деятельность. Надеюсь, что получим новые ресурсы для этого после совершенствования АИС БСИ (Бюро страховых историй) под руководством Центрального Банка.
Кроме того, компании, которые больше всего пострадали от действий мошенников, координируют действия между собой. Как правило, несколько страховщиков одновременно передают заявления в правоохранительные органы, что позволяет объединить их в одно уголовное производство. Чаще всего мошенники действуют достаточно локализовано, их деятельность ограничивается территорией одного города или района. Поэтому синхронная подача заявлений дает хороший результат. В качестве яркого примера, который сегодня у всех на слуху, могу привести успех по пресечению мошенничества группы автоподставщиков, которые действовали в Москве на люксовых автомобилях.
3 000 000 000 руб. ущерба заявлено в МВД в I–III кварталах 2022 года
ССТ: Может ли страховой союз подать заявление о мошенничестве в правоохранительные органы?
И. Ф.: Нет, это невозможно в силу законодательных ограничений. Союз может обращаться в правоохрану только в рамках компенсационных выплат, когда он выступает плательщиком от имени ушедших с рынка страховых компаний.
ССТ: Какие существуют проблемы в борьбе с мошенничеством?
И. Ф.: Один из самых важных вопросов для страховщиков касается взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в части обмена информацией. Недавно были приняты изменения в ряд нормативных актов, которые позволяют Центральному Банку формировать требования к органам исполнительной власти по предоставлению информации страховщикам. Мы надеемся, что Банк России включит представителей страхового сообщества в состав рабочей группы, которая займется разработкой соответствующих механизмов обмена данными. Уверен, что реального прогресса в этом направлении можно добиться уже в первой половине этого года. Мегарегулятор прямо сейчас ведет работу с ФОИВами и формирует предложения.
Конечно, быстрый доступ к базам данных, в том числе и внешним, делает нашу борьбу гораздо эффективнее. Здесь речь и о Бюро страховых историй, и о базах данных лечебных учреждений и МВД, и о системе видеоконтроля. К сожалению, пока не во всех регионах удается достичь эффективной слаженной работы в этом направлении.
ССТ: Есть ли еще какие-то особенности работы в регионах? Комитет их учитывает?
И. Ф.: Конечно, в разных регионах степень накала проблемы может отличаться. На локальном уровне хорошо зарекомендовали себя региональные группы страховщиков, созданные по инициативе ВСС. Особенно успешна их деятельность там, где есть возможность оперативно выявлять мошеннические случаи при помощи внешних систем. Например, при содействии ЦБ и ВСС в некоторых областях страховщикам удалось договориться о взаимодействии в рамках базы «Безопасный город». Каждая новая база помогает более точно проверять страховые события с признаками неправомерных действий.
Вообще работе с регионами комитет уделяет много внимания. Большое значение имеет профилактическая работа, взаимодействие с прессой, формирование в обществе понимания негативных последствий мошенничества в страховании. Очень важно, чтобы нетерпимость к страховым мошенникам складывалась у местных администраций, и здесь большую роль играет работа страховых союзов.
ССТ: Работа с прессой ведется по какому-то общему регламенту? Как она финансируется?
И. Ф.: Поскольку это часть комплексной работы по борьбе со страховыми мошенниками, то и бюджет формируется централизованно, на уровне страхового союза. Кроме того, конечно, подобные расходы несет каждая страховая компания. Есть удачные примеры пиар-активностей, которые были реализованы в сотрудничестве с местными администрациями. Например, успешной стала кампания в Краснодарском крае, который находился в «красной» зоне по ситуации с мошенничеством в ОСАГО. В результате комплексной работы по информированию населения в регионе ситуация стабилизировалась, а опыт тиражируется и на другие районы.
ССТ: Какие задачи вы определяете как приоритетные на 2023 год?
И. Ф.: Повторюсь, что задача номер один — на государственном уровне получить доступ к внешним базам данным. В свете увеличения количества случаев страхового мошенничества в личных видах особенно важно иметь возможность получать информацию от ФОМС и лечебных учреждений. В основном этот диалог ведется с Минздравом.
РСА и ВСС продолжают успешно работать над подключением страховых компаний к сервисам видеонаблюдения. Сейчас этот проект реализован уже в 15 городах, хотя есть и проблемные регионы. Геоинформационные сервисы ГЛОНАСС дают новые возможности для проверки страховых событий. Работа с базами данных ФОИВов, например, ФТС, позволит проверять происхождение транспортных средств.
Дополнительно в этом году комитет запланировал обновление методик по работе с МВД при проведении расследований. Например, сейчас действуют методические рекомендации ФГКУ ВНИИ МВД России, прокуратуры Забайкалья, другие документы ЦБ РФ и ВСС. Но в связи с появлением новых способов мошенничества они уже устарели, к тому же рекомендации касаются в основном автострахования.
Не менее важно наладить между страховщиками обмен лучшими практиками по противодействию мошенничеству. На такое сотрудничество по уже выявленным случаям в сообществе большой запрос.
Конечно, комитет будет развивать работу в регионах — увеличивать количество локальных групп страховщиков, наращивать взаимодействие с административными и правоохранительными органами и усиливать работу со СМИ, особенно в удаленных регионах, где у людей недостаточный доступ к информации и знаниям в области финансовой грамотности.
Все возможности для существенного повышения эффективности противодействия страховому мошенничеству находятся в наших собственных руках и лежат в пределах страховых союзов. Объединяя усилия, обмениваясь опытом и выступая единым фронтом, мы уже многого добились и способны масштабировать достигнутые успехи.