- 8 июля, 2020
- 163
ОМС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
РЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Прошло уже более четверти века с начала реализации страховой модели системы здравоохранения в Российской Федерации. За этот период произошли важные структурные изменения как в системе организации оказания медицинской помощи, так и в сфере обязательного медицинского страхования, основная задача которых состоит в обеспечении конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
В 2020 году система ОМС, как и вся отрасль отечественного здравоохранения, впервые столкнулась с пандемией очень опасного и коварного заболевания — новой коронавирусной инфекции COVID -19 с высокой степенью контагиозности, полиморфности механизмов передачи и, самое главное, высокими показателями летальности.
На первый план вышли задачи мобилизации в кратчайшие сроки всех ресурсов здравоохранения для борьбы с этим заболеванием.
Уже сейчас на фоне титанических усилий отрасли адекватно развернуться на коронавирусные вызовы, в реалии массовых без кавычек профессиональных подвигов медицинского персонала по всей стране, можно отметить определенное запаздывание нашей, когда-то передовой организационно-мобилизационной составляющей системы здравоохранения. Все эти аспекты еще будут проанализированы организаторами здравоохранения, а сейчас нас интересует вопрос о том, как отреагировала на эти новые для нее вызовы «молодая» часть отечественного здравоохранения система ОМС.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: БЫСТРЫЕ РЕШЕНИЯ
Смогла ли действующая экономическая модель финансирования медицинской помощи реализовать задачи системы здравоохранения в этих сложных условиях, является ли финансирование медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях проблемой ОМС и каковы возможные пути развития медицинского страхования в посткоронарный период?
Итак, для сохранения финансовой устойчивости системы здравоохранения, обеспечения своевременных расчетов Минздравом России и ФФОМС были оперативно внесены изменения в законодательные и нормативно-правовые акты в сфере ОМС, предусматривающие дополнительное финансирование мероприятий по борьбе с COVID-19 из средств федерального бюджета, компенсацию недополученных доходов медицинских организаций по причине сокращения объемов плановой медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС из-за особых условий работы. Своевременно Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 432 были определены условия реализации базовой программы ОМС, а в Правила ОМС внесены изменения, предусматривающие возможность увеличения размера авансов медицинским организациям до 100 % от среднемесячного объема финансового обеспечения.
И, наконец, в тарифных соглашениях субъектов Российской Федерации увеличены подушевые нормативы финансирования медицинских организаций, установлены отдельные тарифы на оплату диагностики и лечения коронавирусной инфекции, покрывающие затраты медицинских организаций на оказание медицинской помощи при данном заболевании. Все эти мероприятия были, прежде всего, направлены на обеспечение текущей деятельности медицинских организаций по оказанию медицинской помощи застрахованным гражданам в рамках договорных обязательств, как пациентам с коронавирусной инфекцией, так и по другим заболеваниям, помощь при которых гарантирована программой ОМС.