- 8 июля, 2020
- 149
В ПОИСКЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ
Пациентские организации в России находятся на этапе встраивания в систему принятия государственных решений. Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) рассказал, как сейчас организовано взаимодействие со страховыми медицинскими организациями и обеспечивается защита интересов пациентов.
Современные страховые технологии: В декабре 2019 года на Х Всероссийском конгрессе пациентов ВСП и Всероссийский союз страховщиков договорились объединить усилия для совершенствования и развития системы медицинского страхования — обязательного и добровольного. Что произошло с момента этой договоренности?
Ян Власов: Действительно, было решено объединить усилия для развития системы защиты прав пациентов, повышения эффективности контроля над деятельностью медицинских организаций и страховых медицинских организаций, а также содействия регулирования нашей организацией отношений между страховыми компаниями, застрахованными лицами и медицинскими организациями.
Между нашими организациями был подписан Меморандум о сотрудничестве. По сути, это стало своего рода актом взаимопризнания сторон. Сейчас мы выстраиваем конструктивный диалог и совместными усилиями планомерно продвигаемся к созданию пациент-ориентированного здравоохранения в России.
ССТ: Какова реакция пациентов на качество услуг медицинских страховых организаций?
Я. В.: Страховые компании мало о себе заявляли. Наблюдался дефицит информации о том, какие услуги они оказывают и в целом их роль в системе здравоохранения. Всероссийским союзом пациентов накануне Конгресса 2019 года было проведено исследование, которое показало, что всего лишь 8 % граждан в случае проблем с организацией медицинской помощи обращаются в страховые компании. Это означало, что вес страховщиков в защите прав пациентов, врачей и в контроле качества оказания медицинской помощи был недостаточно значительным.
Вместе с тем, именно страховые организации имеют возможность контролировать и способствовать повышению качества услуг, предоставляемых медицинскими организациями. Такая функция контроля предусмотрена в уставе страховых медицинских организаций.
ССТ: Как сейчас строится работа с медицинскими страховыми организациями?
Я. В.: Меморандум, подписанный со страховыми организациями, стал логичным продолжением нашей совместной деятельности, которая началась до этого. Совместный поиск решений по наиболее острым вопросам доступности и качества медицинской помощи в сфере ОМС, новый проект «Школа пациентов» — это только часть нашей работы, которая была формализована и получила дополнительный стимул развития после подписания Меморандума. После снятия карантина работа будет продолжена.
ССТ: Расскажите, пожалуйста, подробнее о Школе пациентов.
Я. В.: Проект призван рассказать об основных аспектах законодательства обязательного медицинского страхования, правах застрахованных в сфере ОМС, работе страховой медицинской организации в рамках защиты прав пациентов. Среди учеников — граждане, нуждающиеся в помощи и поддержке при получении медицинских услуг: пациенты с хроническими заболеваниями, пенсионеры.
Мы увидели, что для многих участников Школы пациентов предоставленная информация оказалась новой и, по оценкам самих слушателей, очень полезной. Присутствующих интересовали вопросы выбора и замены медицинской организации, вопросы записи на прием к врачам, порядок получения высокотехнологичной медицинской помощи, порядок прохождения профилактических мероприятий. Такая высокая активность участников говорит о том, что Школы пациентов