• 13 марта, 2019
  • 121

ПЕРЕВОЗЧИК, КОТОРОГО НЕТ

Швагерус Станислав

Руководитель центра компетенций «Международного Евразийского форума ТАКСИ»

Такси как вид транспорта получает все большее и большее распространение в городах и селах России. В то же время, широкое развитие этого вида транспорта — необходимость серьезно решать возникающие вопросы обеспечения защищенности жизни и здоровья пассажиров такси. Руководитель центра компетенций «Международного Евразийского форума ТАКСИ» Станислав Швагерус помог разобраться, в чем разница договора фрахта и перевозки, а также почему так сложно застраховать пассажира такси.

Современные страховые технологии: Какой уровень безопасности пассажиров обеспечивается сейчас в такси? Кто отвечает за безопасность пассажиров?

Станислав Швагерус: Пассажир любого такси застрахован в рамках имеющейся у водителя страховки ОСАГО. Соответственно, сумма выплат составляет полмиллиона рублей на всех пострадавших в ДТП. Но проблема в том, что страхование ОСАГО для такси в 2–2,5 раза дороже, чем для обычного авто. Кроме того, во многих субъектах РФ страховые компании принципиально не страхуют такси по ОСАГО, заявляя, что это слишком убыточный для них сегмент клиентов. Действительно, статистика аварийности такси гораздо выше, чем у обычных автовладельцев. Это связанно с большей эксплуатацией автомобиля и резким падением профессионализма водителей такси. Так что здесь страховщиков можно понять. Хотя ОСАГО — это обязательное страхование, и страховщики все же обязаны страховать такси по закону.

Учитывая все эти обстоятельства, подавляющая часть владельцев разрешений при страховании ответственности по ОСАГО старается скрывать факт работы в такси и оформлять обычную страховку. Если такси не застраховано надлежащим образом, то страховые компании отказывают в выплатах, и в результате при наступлении страхового случая у нас пассажир до недавнего времени не получал даже ту компенсацию ущерба, которая предусмотрена по ОСАГО.

Однако в прошлом году состоялся Пленум Верховного Суда, постановивший, что в таких случаях выплаты пострадавшим осуществляет РСА, а затем взыскивает с владельца такси сумму выплат в порядке регресса.

ССТ: То есть существует неравенство в обеспечении защищенности пассажиров такси по сравнению с другими видами общественного транспорта?

С. Ш.: Да, на все виды транспорта, кроме такси и метрополитена, распространяется закон об обязательном страховании ответственности перевозчика (ОСГОП).

ССТ: Но в отношении метрополитена есть оговорка: он должен самостоятельно выплатить компенсацию пострадавшему пассажиру в размере, предусмотренном законом. А что с такси?

С. Ш.: Для такси в силу определенных правовых особенностей этого вида транспорта таких требований нет. Дело в том, что такси — это договор фрахтования, а не перевозки, причем договор в устной форме. Перевозчик заключает договор перевозки и обязуется перевезти пассажира. А фрахтовщик, заключая договор фрахтования, обязуется предоставить транспортное средство для перевозки пассажира. Получается, что закон говорит об ответственности перевозчиков, а фрахтовщиком может являться любое лицо, не владеющее транспортным средством и не имеющее к нему никакого отношения.

В более чем в 15 субъектах РФ нет ни одной страховой компании, страхующей такси по ОСАГО.

ССТ: Кто в случае такси может считаться перевозчиком?

С. Ш.: Перевозчика в такси как такового нет юридически вообще. Перевозку осуществляет водитель такси, а не перевозчик. Особенность такси во всем мире заключается в том, что применяется устный договор фрахтования. Договор перевозки согласно закону — это билет, по которому вы садитесь в любой вид транспорта. Таким образом, во время поездки у вас на руках есть договор перевозки. Устный договор фрахтования — это уникальная вещь, которой больше нет нигде, ни на каких видах транспорта. Например, вы «поймали» машину на улице, путем переговоров с водителем договорились о том, куда он вас повезет и за сколько. Это и есть устный договор фрахтования. Возникает ситуация, когда при наступлении страхового случая в процессе перевозки нет никакого доказательства, что пассажир является пассажиром.

ССТ: Исторически страхования пассажиров такси ведь не было. Может быть, эта проблема не очень значима для нашего общества?

С. Ш.: Если брать советский опыт, страхования пассажиров, действительно, не было, но и такси не было так распространено. Это был элитный вид транспорта, дорогостоящий и доступный не всем. Мы все знаем фразу из фильма: «Наши люди в булочную на такси не ездят». Дороговизна услуги обеспечивала и заботу о безопасности и профессиональный отбор водителей. Аварийность была низкая — существенно ниже, чем на личном транспорте. Сейчас такси — основной элемент транспортной мобильности населения не только в мегаполисах, но и в сельских поселениях, в малых городах. Иногда у нас главы местных администраций, мэры городов любят рассказать, какое у них замечательное дешевое такси: машина приезжает за три минуты и стоит копейки. На самом деле, это первый признак того, что основная нагрузка по перевозке населения с обычного общественного транспорта смещается на такси. А ведь пассажир такси не застрахован на 2 млн рублей, как пассажир прочего общественного транспорта!

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

20 ЛЕТ С ЗАБОТОЙ О КЛИЕНТЕ

20 ЛЕТ С ЗАБОТОЙ О КЛИЕНТЕ

Генеральный директор СК «МАКС-Жизнь» Андрей Мартьянов в своем интервью рассказал об основных результатах, которых достигла компания за два десятилетия, и об…
ЖИЗНЬ ПО-НОВОМУ

ЖИЗНЬ ПО-НОВОМУ

В 2024 году рынку страхования жизни предстоит подготовиться к внедрению нового продукта с 2025 года и обязательному тестированию для неквалифицированных инвесторов…
СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

Старость — неизбежный этап жизни любого человека, и каждый должен иметь возможность прожить его достойно. Директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ…