- 18 декабря, 2023
- 52
Перспективы страхования в логистике обсудили на первой специализированной конференции
У страховых компаний есть все шансы значимо увеличить проникновение услуг в сегменте перевозок. Помешать могут продолжающееся макроэкономическое давление и внутренние инфраструктурные проблемы перевозчиков: нехватка транспорта и персонала, дефицит запчастей и оборудования и др. Цифровые инструменты и межотраслевая кооперация способны преодолеть эти вызовы. О перспективах страхования в логистике, состоянии рынка логистических услуг и цифровизации процессов страхования говорили на первой специализированной конференции «InnoConf Логистика: Кейсы. Партнеры. Решения», прошедшей в ноябре в Центре событий РБК.
Свой взгляд на текущую ситуацию представили страховые и логистические компании и независимые аналитики. По данным исследовательского агентства MA Research, в ближайшие три года рост российского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) продолжится. В 2023 году его объем увеличится на 17,8% и составит 5,5 трлн рублей против 4,7 трлн в 2022-м. Сегмент автомобильных перевозок вырастет на треть — до 1,7 трлн с 1,3 трлн рублей годом ранее. При прогнозируемом среднегодовом темпе роста 12% к концу 2026 года совокупный объем отрасли достигнет 2,4 трлн рублей.
Рост рынка в 2022 и 2023 годах связан с усилением роли импортозамещения, появлением новых инвестпроектов в области инфраструктуры и энергетики, обрабатывающей и оборонной промышленности, отметила Людмила Симонова, управляющий партнер исследовательского агентства MA Research. В то же время эксперты подчеркивают возросшие отраслевые риски, реализация которых может препятствовать росту: волатильность валют, высокую ключевую ставку, резкие колебания тарифов и арендных ставок, нехватку транспортных средств и персонала, дефицит запчастей и оборудования.
В сегменте внутристрановых автоперевозок наблюдаются усложнение цепочек поставок и повышенный спрос. Как следствие, растут тарифы. С повышением стоимости клиенты ожидают улучшения сервиса, сокращения сроков и расширения географии доставки. Это заставляет транспортные компании искать возможности изменить модель ведения бизнеса с помощью инструментов цифровизации и оптимизации бизнес-процессов. Часть возникающих рисков могут нивелировать страховые компании, поэтому роль страховщиков в грузоперевозках становится все более значимой.
Объем рынка страхования грузоперевозок по итогам 2023 года может вырасти на 20,8% и достичь 38,2 млрд против 31,6 млрд рублей в прошлом году. Потенциальная емкость сегмента и вовсе оценивается экспертами в 70–80 млрд рублей. В перспективе до 2030 года она может увеличиться до 120–150 млрд.
Реализовать этот потенциал поможет новый инструментарий — цифровые решения для сопровождения процесса страхования грузоперевозок и ответственности, комбинированные полисы и другие сервисы, доступные на всех этапах логистики. Такие страховые продукты подразумевают улучшенную межотраслевую кооперацию и оптимизацию бизнес-процессов между страховщиками и транспортными компаниями —потоковое страхование. Данный вид страхования уже применяют крупнейшие страховщики России, в том числе «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование», СПАО «Ингосстрах» и т. д.
По словам Галины Владельщиковой, заместителя директора по корпоративному бизнесу филиала СПАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге, потоковое страхование существенно упрощает и удешевляет процессы, через автоматизацию увеличивает скорость урегулирования, что повышает удовлетворенность и лояльность страхователей. К преимуществам этого метода грузоперевозчики относят автоматическое формирование страховых документов, продвинутую аналитику, динамическое ценообразование, формирование индивидуальных условий страхования для приоритетных сегментов.
Потоковое страхование также обеспечивает прозрачность условий и расчета выплат, оперативность и простоту связи. По данным опроса платформы сопровождения страхования грузоперевозок «Цунами», эти критерии являются наиболее значимыми при страховании для грузовладельцев. Такими результатами поделился Артем Ефимов, генеральный директор ИТ-компании «Инносети» — разработчика «Цунами».
Директор по маркетингу «Деловых Линий» Артем Кошелев заявил, что страхование становится не просто способом передачи рисков, но и помогает обеспечить качественное предоставление базовой услуги логистической компании, удержать клиентов и повысить NPS. Кроме того, Артем отметил, что страховые компании работают с четкими методиками резервирования и перестрахования, поэтому передача процесса на сторону профессиональных страховщиков помогает логистическим компаниям избежать финансовых рисков. Например, уже традиционных для логистов издержек из-за большого объема выплат по претензиям за прошедший высокий сезон и низкого числа грузоперевозок в начале следующего года.
Крупнейшие игроки отрасли выходят на тот уровень развития, когда начинают конкурировать не столько ценой, сколько качеством сервиса, разнообразием и удобством цифровых продуктов, подтвердил директор по продукту «Грузы» платформы цифровой логистики Monopoly.Online Дмитрий Дедов. Он отметил, что необходимость улучшения клиентского опыта заставляет логистов трансформироваться и предлагать более удобные инструменты, например, страхование в один клик в контуре цифровой платформы.
Генеральный директор АО «Траффик» Михаил Петров подчеркнул значимость разработки и внедрения современных страховых решений для защиты интересов грузоперевозчиков и представил новый цифровой продукт, который позволяет учитывать актуальные риски и защищает всех участников процесса перевозки.
Другие логистические компании из числа участников конференции, в частности, «Грузовичкоф», ожидают продолжения роста доли застрахованных заказов в 2024 году и дальнейшего укрепления позиционирования для грузовладельцев услуги страхования как способа повышения качества сервиса. При этом перевозчикам предстоит адаптировать и сделать более гибкими операционные процессы именно за счет современных InsurTech-решений.
Результаты конференции «InnoConf Логистика» показали, что сектор логистического страхования в России переживает период роста. Несмотря на возникающие проблемы и продолжающуюся перестройку транспортно-логистической отрасли, крепнет кооперация между всеми игроками рынка, а цифровизация и проникновение технологий потокового страхования способствуют ее дальнейшей трансформации. В перспективе нескольких лет это открывает страховым компаниям новые возможности для снижения отраслевых рисков и улучшения качества обслуживания.