• 18 декабря, 2023
  • 99

Перспективы страхования в логистике обсудили на первой специализированной конференции

У страховых компаний есть все шансы значимо увеличить проникновение услуг в сегменте перевозок. Помешать могут продолжающееся макроэкономическое давление и внутренние инфраструктурные проблемы перевозчиков: нехватка транспорта и персонала, дефицит запчастей и оборудования и др. Цифровые инструменты и межотраслевая кооперация способны преодолеть эти вызовы. О перспективах страхования в логистике, состоянии рынка логистических услуг и цифровизации процессов страхования говорили на первой специализированной конференции «InnoConf Логистика: Кейсы. Партнеры. Решения», прошедшей в ноябре в Центре событий РБК.

Свой взгляд на текущую ситуацию представили страховые и логистические компании и независимые аналитики. По данным исследовательского агентства MA Research, в ближайшие три года рост российского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) продолжится. В 2023 году его объем увеличится на 17,8% и составит 5,5 трлн рублей против 4,7 трлн в 2022-м. Сегмент автомобильных перевозок вырастет на треть — до 1,7 трлн с 1,3 трлн рублей годом ранее. При прогнозируемом среднегодовом темпе роста 12% к концу 2026 года совокупный объем отрасли достигнет 2,4 трлн рублей.

Рост рынка в 2022 и 2023 годах связан с усилением роли импортозамещения, появлением новых инвестпроектов в области инфраструктуры и энергетики, обрабатывающей и оборонной промышленности, отметила Людмила Симонова, управляющий партнер исследовательского агентства MA Research. В то же время эксперты подчеркивают возросшие отраслевые риски, реализация которых может препятствовать росту: волатильность валют, высокую ключевую ставку, резкие колебания тарифов и арендных ставок, нехватку транспортных средств и персонала, дефицит запчастей и оборудования.

В сегменте внутристрановых автоперевозок наблюдаются усложнение цепочек поставок и повышенный спрос. Как следствие, растут тарифы. С повышением стоимости клиенты ожидают улучшения сервиса, сокращения сроков и расширения географии доставки. Это заставляет транспортные компании искать возможности изменить модель ведения бизнеса с помощью инструментов цифровизации и оптимизации бизнес-процессов. Часть возникающих рисков могут нивелировать страховые компании, поэтому роль страховщиков в грузоперевозках становится все более значимой.

Объем рынка страхования грузоперевозок по итогам 2023 года может вырасти на 20,8% и достичь 38,2 млрд против 31,6 млрд рублей в прошлом году. Потенциальная емкость сегмента и вовсе оценивается экспертами в 70–80 млрд рублей. В перспективе до 2030 года она может увеличиться до 120–150 млрд.

Реализовать этот потенциал поможет новый инструментарий — цифровые решения для сопровождения процесса страхования грузоперевозок и ответственности, комбинированные полисы и другие сервисы, доступные на всех этапах логистики. Такие страховые продукты подразумевают улучшенную межотраслевую кооперацию и оптимизацию бизнес-процессов между страховщиками и транспортными компаниями —потоковое страхование. Данный вид страхования уже применяют крупнейшие страховщики России, в том числе «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование», СПАО «Ингосстрах» и т. д.

По словам Галины Владельщиковой, заместителя директора по корпоративному бизнесу филиала СПАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге, потоковое страхование существенно упрощает и удешевляет процессы, через автоматизацию увеличивает скорость урегулирования, что повышает удовлетворенность и лояльность страхователей. К преимуществам этого метода грузоперевозчики относят автоматическое формирование страховых документов, продвинутую аналитику, динамическое ценообразование, формирование индивидуальных условий страхования для приоритетных сегментов.

Потоковое страхование также обеспечивает прозрачность условий и расчета выплат, оперативность и простоту связи. По данным опроса платформы сопровождения страхования грузоперевозок «Цунами», эти критерии являются наиболее значимыми при страховании для грузовладельцев. Такими результатами поделился Артем Ефимов, генеральный директор ИТ-компании «Инносети» — разработчика «Цунами».

Директор по маркетингу «Деловых Линий» Артем Кошелев заявил, что страхование становится не просто способом передачи рисков, но и помогает обеспечить качественное предоставление базовой услуги логистической компании, удержать клиентов и повысить NPS. Кроме того, Артем отметил, что страховые компании работают с четкими методиками резервирования и перестрахования, поэтому передача процесса на сторону профессиональных страховщиков помогает логистическим компаниям избежать финансовых рисков. Например, уже традиционных для логистов издержек из-за большого объема выплат по претензиям за прошедший высокий сезон и низкого числа грузоперевозок в начале следующего года.

Крупнейшие игроки отрасли выходят на тот уровень развития, когда начинают конкурировать не столько ценой, сколько качеством сервиса, разнообразием и удобством цифровых продуктов, подтвердил директор по продукту «Грузы» платформы цифровой логистики Monopoly.Online Дмитрий Дедов. Он отметил, что необходимость улучшения клиентского опыта заставляет логистов трансформироваться и предлагать более удобные инструменты, например, страхование в один клик в контуре цифровой платформы.

Генеральный директор АО «Траффик» Михаил Петров подчеркнул значимость разработки и внедрения современных страховых решений для защиты интересов грузоперевозчиков и представил новый цифровой продукт, который позволяет учитывать актуальные риски и защищает всех участников процесса перевозки.

Другие логистические компании из числа участников конференции, в частности, «Грузовичкоф», ожидают продолжения роста доли застрахованных заказов в 2024 году и дальнейшего укрепления позиционирования для грузовладельцев услуги страхования как способа повышения качества сервиса. При этом перевозчикам предстоит адаптировать и сделать более гибкими операционные процессы именно за счет современных InsurTech-решений.

Результаты конференции «InnoConf Логистика» показали, что сектор логистического страхования в России переживает период роста. Несмотря на возникающие проблемы и продолжающуюся перестройку транспортно-логистической отрасли, крепнет кооперация между всеми игроками рынка, а цифровизация и проникновение технологий потокового страхования способствуют ее дальнейшей трансформации. В перспективе нескольких лет это открывает страховым компаниям новые возможности для снижения отраслевых рисков и улучшения качества обслуживания.

Похожие статьи

Совкомбанк Страхование выплатила 43 млн руб. за пожар на…

Совкомбанк Страхование урегулировала убыток по договору страхования грузов, выплатив 43 млн рублей за повреждения, вызванные пожаром на складе временного хранения в…

ТРАНЗИТ продолжает развивать прямые железнодорожные перевозки из Китая

Развитие железнодорожных перевозок грузов становится важным фактором роста товарооборота между Россией и Китаем.

Страхование чаще оформляют на запчасти, оборудование и документы

По итогам первых трех месяцев 2025 года 16% от всех застрахованных грузов, зарегистрированных с помощью цифровой платформы сопровождения страхования Zunami, составили…