- 1 марта, 2023
- 171
ПРОТИВ МОШЕННИКОВ — НА ВСЕХ УРОВНЯХ
Для хорошего скачка к снижению уровня мошенничества необходимо развитие электронных сервисов и доступ страховщиков к камерам видеонаблюдения. Также, по мнению президента ВСС Евгения Уфимцева, в вопросе противодействия недобросовестным практикам необходимо на всех уровнях власти выступать слаженно и единообразно.
Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете текущий уровень страхового мошенничества?
Евгений Уфимцев: Страховое мошенничество стало одним из самых массовых видов правонарушений, не воспринимаемым обществом как преступление. При этом на протяжении длительного времени на долю ОСАГО приходится до 90 % от общего объема мошенничества в страховой сфере.
Несколько последних лет уровень страхового мошенничества снижался, и сейчас мы находимся на плато. Но следующего качественного улучшения ситуации пока не происходит. Поэтому сейчас нельзя расслабляться и удовлетвориться полученными результатами.
ССТ: Какими ресурсами располагают страховщики, чтобы добиться качественного улучшения ситуации?
Е. У.: У страховщиков есть две важные инициативы, которые помогли бы нам продолжить нашу борьбу за снижение уровня мошенничества.
Так, мы многократно говорили, что для организации работы по электронному урегулированию страховщикам нужна информация из госорганов и организаций различного уровня — данные по объемам проведенного лечения, административные материалы по ДТП, видеоматериалы, данные системы ГЛОНАСС и т. п. Сейчас нам приносят бумажный документ: проверить его, получить подтверждение, выделить ситуацию с подозрением на мошенничество крайне сложно. Если страховщику будет приходить формализованный ответ с электронной подписью от государственных структур, то мошенничеств будет меньше, а гарантий справедливой выплаты — больше.
Вторая инициатива связана с использованием информации с камер наблюдения — «Безопасный город», «Поток», «Паутина» и другие. Одна из причин, почему мы не можем увеличить количество подаваемых в правоохрану заявлений по страховому мошенничеству, заключается в том, что у нас очень мало подтверждающих документов. Данные с городских камер очень помогут с доказательной базой. Сейчас у нас есть отдельные пилотные проекты по организации такого доступа в разных городах.
ССТ: Доступ к государственным базам данных может полностью исключить мошенничество?
Е. У.: К сожалению, не сможет. Кроме подделки документов, мошенничество может быть выражено в других формах. Человек, многократно застраховавший свое здоровье в нескольких компаниях, получает страховую выплату по одной справке от несчастного случая. От государственной базы данных мы получим данные о том, что перелом действительно был, и лечение человек получал. Но государство не может контролировать, что человек застраховался в 10 компаниях за день до заявления страхового случая. Это реальный случай с врачом-травматологом из Курска!
Нам нужно, чтобы порядок предоставления информации страховщикам был четко прописан на уровне постановления правительства. Сейчас вопрос обмена информацией отдан на откуп регионам, и дело даже не в том, что они бюрократы или не хотят бороться с мошенничеством. У них может не хватать средств на автоматизацию, в каждом регионе существует своя позиция юридических департаментов и т. д. Нужно в центре один раз решить вопрос для всех.
ССТ: Когда можно ожидать такой документ?
Е. У.: В рамках законопроекта об электронном урегулировании убытков и концепции внедрения открытого API, которую реализует Банк России, мы дали предложения по обеспечению доступа к информации для страховщиков. Наш список включает порядка 40 сервисов. К 15 июля 2023 года, когда начнет применяться электронное урегулирование, мы бы хотели уже часть своих предложений реализовать.
Внедрение открытого API требует отдельного обсуждения. Это дорога двухсторонняя: страховщики открывают свою информацию, а в обмен на это информацию для страховщиков открывают госорганы. Оба эти проекта идут под руководством Банка России. Никаких противоречий для решения этих задач мы не видим.
ССТ: Помогают ли вам в противодействии мошенничеству власти на местах?
Е. У.: В каких-то регионах у нас сейчас развивается очень плодотворное сотрудничество, и результат сразу меняется в лучшую сторону: начинают открываться уголовные дела, пресекается деятельность страховых мошенников. Но в большинстве областей такое сотрудничество не налажено. А в Санкт-Петербурге случился неприятный прецедент: там было достигнуто соглашение о доступе страховщиков к городским камерам, но через некоторое время оно было отозвано.
На наш взгляд, в вопросе противодействия недобросовестным практикам необходимо на всех уровнях власти выступать слаженно и единообразно. Также необходимо вести просветительскую деятельность для изменения отношения граждан к самому факту совершения действий, расценивающихся как страховое мошенничество.
В ряде субъектов, где органы исполнительной власти прислушиваются к страховому сообществу и признают проблему страхового мошенничества, регулярно проводятся межведомственные совещания, на которых вырабатываются совместные планы по противодействию недобросовестным практикам. Необходимо распространить такую практику на каждый субъект РФ!
ЧТО В БОРЬБЕ СО СТРАХОВЫМ МОШЕННИЧЕСТВОМ ЗАВИСИТ ОТ СТРАХОВЩИКОВ?
- Выявление признаков страхового мошенничества и эффективное расследование страховых событий.
- Проведение превентивных мер, дополнительных проверок по сдерживанию недобросовестных действий еще на этапе заключения договора страхования.
- Качественная подготовка материалов при подаче заявлений в правоохранительные органы по выявленным фактам страхового мошенничества.
- Формирование, обработка и анализ информации, полученной из различных информационных систем по объектам и субъектам.
- Выявление организованных преступных групп, осуществляющих мошеннические действия в страховании.
- Обмен лучшими практиками по борьбе со страховым мошенничеством на различных площадках.
- Взаимодействие с административными и правоохранительными органами.
- Взаимодействие со СМИ.
- Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности среди населения.
ЧТО В БОРЬБЕ СО СТРАХОВЫМ МОШЕННИЧЕСТВОМ ЗАВИСИТ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР?
- МВД — эффективность расследования преступления, ответственность при принятии процессуального решения по рассматриваемому заявлению, высокая возбуждаемость уголовных дел по признакам страхового мошенничества и доведение их до суда.
- Прокуратура — контроль за правоохранительными органами в части принятия ими процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
- Суды — справедливое рассмотрение дел.
- Банк России — оказание содействия страховщикам.
- Финансовый уполномоченный — выявление недобросовестных посредников и практик при обращении в службу.
ССТ: Важно ли активное взаимодействие страховщиков с госорганами на местах или достаточно обмениваться информацией на федеральном уровне?
Е. У.: Если брать розничное страхование, то мошенники здесь обычно специализируются на серийных преступлениях. Тут особенно важна деятельность рабочих групп, которые позволяют обмениваться информацией и опытом на уровне региона, выявлять мошеннические схемы, характерные именно для этого региона. Такую работу нельзя сделать из центра, для этого нужно знать местную специфику, нужно координировать работу страховщиков в каждом конкретном субъекте. Это позволяет вычислять организованные группы и серии противоправных действий на местном уровне.
Существует масса положительных примеров, когда активность рабочей группы привела к существенному улучшению ситуации с уровнем мошенничества в конкретном регионе. Например, в Краснодарском крае, который много лет был для страховщиков в «красной» зоне, неоднократно проводились встречи рабочих групп, но ситуация долго не менялась. На очередном совещании с участием губернатора был приведен пример из судебной практики: судья за 1 час принял решения по 89 делам о страховых выплатах, каждый убыток — по 200 тыс. руб. Губернатор, юрист по образованию, был очень удивлен таким подходом к рассмотрению судебных споров и поручил разобраться в ситуации. Сейчас положение дел коренным образом изменилось в лучшую сторону.