• 1 марта, 2023
  • 178

ПРОТИВ МОШЕННИКОВ — НА ВСЕХ УРОВНЯХ

Уфимцев Евгений

Президент ВСС

ПРОТИВ МОШЕННИКОВ — НА ВСЕХ УРОВНЯХ

Для хорошего скачка к снижению уровня мошенничества необходимо развитие электронных сервисов и доступ страховщиков к камерам видеонаблюдения. Также, по мнению президента ВСС Евгения Уфимцева, в вопросе противодействия недобросовестным практикам необходимо на всех уровнях власти выступать слаженно и единообразно.

Современные страховые технологии: Как Вы оцениваете текущий уровень страхового мошенничества?

Евгений Уфимцев

Евгений Уфимцев
Президент ВСС

Евгений Уфимцев: Страховое мошен­ничество стало одним из самых массовых видов правонарушений, не воспринима­емым обществом как преступление. При этом на протяжении длительного времени на долю ОСАГО приходится до 90 % от об­щего объема мошенничества в страховой сфере.

Несколько последних лет уровень стра­хового мошенничества снижался, и сейчас мы находимся на плато. Но следующего качественного улучшения ситуации пока не происходит. Поэтому сейчас нельзя расслабляться и удовлетвориться получен­ными результатами.

ССТ: Какими ресурсами располагают страховщики, чтобы добиться качествен­ного улучшения ситуации?

Е. У.: У страховщиков есть две важные инициативы, которые помогли бы нам про­должить нашу борьбу за снижение уровня мошенничества.

Так, мы многократно говорили, что для организации работы по электронному урегулированию страховщикам нужна информация из госорганов и организаций различного уровня — данные по объемам проведенного лечения, административные материалы по ДТП, видеоматериалы, дан­ные системы ГЛОНАСС и т. п. Сейчас нам приносят бумажный документ: проверить его, получить подтверждение, выделить ситуацию с подозрением на мошенниче­ство крайне сложно. Если страховщику будет приходить формализованный ответ с электронной подписью от государствен­ных структур, то мошенничеств будет меньше, а гарантий справедливой выпла­ты — больше.

Вторая инициатива связана с исполь­зованием информации с камер наблю­дения — «Безопасный город», «Поток», «Паутина» и другие. Одна из причин, почему мы не можем увеличить количе­ство подаваемых в правоохрану заявлений по страховому мошенничеству, заключа­ется в том, что у нас очень мало подтверж­дающих документов. Данные с городских камер очень помогут с доказательной ба­зой. Сейчас у нас есть отдельные пилотные проекты по организации такого доступа в разных городах.

ССТ: Доступ к государственным базам данных может полностью исключить мошенничество?

Е. У.: К сожалению, не сможет. Кроме подделки документов, мошенничество может быть выражено в других формах. Человек, многократно застраховавший свое здоровье в нескольких компаниях, полу­чает страховую выплату по одной справке от несчастного случая. От государственной базы данных мы получим данные о том, что перелом действительно был, и лечение человек получал. Но государство не может контролировать, что человек застраховал­ся в 10 компаниях за день до заявления страхового случая. Это реальный случай с врачом-травматологом из Курска!

Нам нужно, чтобы порядок предоставле­ния информации страховщикам был четко прописан на уровне постановления прави­тельства. Сейчас вопрос обмена информа­цией отдан на откуп регионам, и дело даже не в том, что они бюрократы или не хотят бороться с мошенничеством. У них мо­жет не хватать средств на автоматизацию, в каждом регионе существует своя позиция юридических департаментов и т. д. Нужно в центре один раз решить вопрос для всех.

ССТ: Когда можно ожидать такой доку­мент?

Е. У.: В рамках законопроекта об элек­тронном урегулировании убытков и кон­цепции внедрения открытого API, которую реализует Банк России, мы дали предло­жения по обеспечению доступа к инфор­мации для страховщиков. Наш список включает порядка 40 сервисов. К 15 июля 2023 года, когда начнет применяться элек­тронное урегулирование, мы бы хотели уже часть своих предложений реализовать.

Внедрение открытого API требует отдель­ного обсуждения. Это дорога двухсторон­няя: страховщики открывают свою инфор­мацию, а в обмен на это информацию для страховщиков открывают госорганы. Оба эти проекта идут под руководством Банка России. Никаких противоречий для реше­ния этих задач мы не видим.

ССТ: Помогают ли вам в противодей­ствии мошенничеству власти на местах?

Е. У.: В каких-то регионах у нас сейчас развивается очень плодотворное сотруд­ничество, и результат сразу меняется в лучшую сторону: начинают открываться уголовные дела, пресекается деятельность страховых мошенников. Но в большинстве областей такое сотрудничество не нала­жено. А в Санкт-Петербурге случился неприятный прецедент: там было достиг­нуто соглашение о доступе страховщиков к городским камерам, но через некоторое время оно было отозвано.

На наш взгляд, в вопросе противодей­ствия недобросовестным практикам необ­ходимо на всех уровнях власти выступать слаженно и единообразно. Также необходи­мо вести просветительскую деятельность для изменения отношения граждан к само­му факту совершения действий, расценива­ющихся как страховое мошенничество.

В ряде субъектов, где органы испол­нительной власти прислушиваются к страховому сообществу и признают проблему страхового мошенничества, регулярно проводятся межведомственные совещания, на которых вырабатываются совместные планы по противодействию недобросовестным практикам. Необхо­димо распространить такую практику на каждый субъект РФ!


ЧТО В БОРЬБЕ СО СТРАХОВЫМ МОШЕННИЧЕСТВОМ ЗАВИСИТ ОТ СТРАХОВЩИКОВ?

  • Выявление признаков страхового мошен­ничества и эффективное расследование страховых событий.
  • Проведение превентивных мер, допол­нительных проверок по сдерживанию недобросовестных действий еще на этапе заключения договора страхования.
  • Качественная подготовка материалов при подаче заявлений в правоохранительные органы по выявленным фактам страхового мошенничества.
  • Формирование, обработка и анализ инфор­мации, полученной из различных информа­ционных систем по объектам и субъектам.
  • Выявление организованных преступных групп, осуществляющих мошеннические действия в страховании.
  • Обмен лучшими практиками по борьбе со страховым мошенничеством на различных площадках.
  • Взаимодействие с административными и правоохранительными органами.
  • Взаимодействие со СМИ.
  • Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности среди населе­ния.

ЧТО В БОРЬБЕ СО СТРАХОВЫМ МОШЕННИЧЕСТВОМ ЗАВИСИТ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР?

  • МВД — эффективность расследования преступления, ответственность при принятии процессуального решения по рассматриваемому заявлению, высо­кая возбуждаемость уголовных дел по признакам страхового мошенничества и доведение их до суда.
  • Прокуратура — контроль за правоохра­нительными органами в части принятия ими процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
  • Суды — справедливое рассмотрение дел.
  • Банк России — оказание содействия страховщикам.
  • Финансовый уполномоченный — выяв­ление недобросовестных посредников и практик при обращении в службу.

ССТ: Важно ли активное взаимодей­ствие страховщиков с госорганами на местах или достаточно обмениваться информацией на федеральном уровне?

Е. У.: Если брать розничное страхование, то мошенники здесь обычно специализи­руются на серийных преступлениях. Тут особенно важна деятельность рабочих групп, которые позволяют обмениваться информацией и опытом на уровне ре­гиона, выявлять мошеннические схемы, характерные именно для этого региона. Такую работу нельзя сделать из центра, для этого нужно знать местную специфи­ку, нужно координировать работу стра­ховщиков в каждом конкретном субъекте. Это позволяет вычислять организованные группы и серии противоправных действий на местном уровне.

ЗАДАЧИ ВСС В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТРАХОВОМУ МОШЕННИЧЕСТВУ ДО КОНЦА 2023 ГОДА

Существует масса положительных примеров, когда активность рабочей группы привела к существенному улуч­шению ситуации с уровнем мошенниче­ства в конкретном регионе. Например, в Краснодарском крае, который много лет был для страховщиков в «красной» зоне, неоднократно проводились встре­чи рабочих групп, но ситуация долго не менялась. На очередном совещании с участием губернатора был приведен при­мер из судебной практики: судья за 1 час принял решения по 89 делам о страховых выплатах, каждый убыток — по 200 тыс. руб. Губернатор, юрист по образованию, был очень удивлен таким подходом к рас­смотрению судебных споров и поручил разобраться в ситуации. Сейчас положе­ние дел коренным образом изменилось в лучшую сторону.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Средняя премия по ОСАГО за октябрь 2024 г. составила…

Средняя премия по ОСАГО за октябрь 2024 года составила 7 638 рублей, что на 5,2% ниже, чем в январе 2024 года…

Пострадавшие пассажиры автобуса, попавшего в ДТП в Ленинградской области,…

«Пострадавшие пассажиры автобуса, попавшего в ДТП в Ленинградской области, имеют право на страховые выплаты в соответствии с законом об обязательном страховании…

РСА назвал регионы-лидеры по частоте страховых случаев по ОСАГО

Первое место по частоте страховых случаев по ОСАГО за период с 1 октября 2023 года по 30 сентября 2024 заняла Республика…