- 30 июня, 2025
Работу системы ОСАГО положительно оценили 44% автомобилистов
1 ноября 2025 года в России начнут выявлять автомобили без действующего полиса ОСАГО с помощью системы камер видеонаблюдения. Владельцам таких машин будут выписываться штрафы. По данным РСА, из почти 40 миллионов водителей полис ОСАГО не имеют от 2 до 3 миллионов. Эксперты страхового брокера Mains узнали, что российские автомобилисты думают об этом нововведении и как они относятся к ОСАГО.[1]
Водительский стаж участников опроса различается. Менее года за рулем 11,3% из них, от 1 до 3 лет – 28,3%, 3-10 лет – 33,3% и более 10 лет водят машину 27,1%.
Больше половины респондентов – 53,5% – имеют собственный автомобиль, 42,3% водят машину, собственником которой является кто-то из членов семьи, и 4,2% пользуются только каршеринговыми авто.У всех, кто водит личный или принадлежащий члену семьи автомобиль, имеется действующий полис ОСАГО. 52,9% из них говорят, что следят за сроком действия страховки, 47,1% не следят.[2]
Москвичи следят за тем, когда истекает срок действия их полиса ОСАГО, заметно чаще петербуржцев – в 58,3% случаев против 52,1%. Среди автомобилистов из других городов наиболее ответственными оказались жители Воронежа (там сроки отслеживают 66,7% респондентов), Тюмени (62,5%) и Омска (60%), а реже всего смотрят на даты в Екатеринбурге (43,3%), Красноярске (42,1%) и Волгограде (39,5%).
Большинство автовладельцев – 60,6% – считают существующий размер штрафа за отсутствие полиса ОСАГО (800 рублей за первое нарушение) справедливым, в необходимости увеличения штрафа как минимум до 5000 рублей уверены 29% респондентов и 10,4% говорят, что за управление транспортным средством без страховки нужно вообще лишать прав на год.
Среди жителей Санкт-Петербурга сторонников увеличения штрафа за езду без ОСАГО примерно на треть больше, чем среди москвичей – 38,8% против 28,9%. В других городах больше всего голосов за увеличение штрафа в Самаре (37,8%), Казани (34,7%) и Волгограде (34,2%), меньше всего – в Краснодаре (15,7%), Перми (12,9%) и Тюмени (12,5%).
О предстоящем запуске автоматической видеофиксации автомобилей без ОСАГО знают только 14,5% участников опроса. 41,3% признались, что что-то слышали, но не знают подробностей, и 44,2% вообще не знают об этом нововведении.
Петербуржцы чаще москвичей говорят, что не знают о нововведении – 45,5% против 39,2%. Выше 50% доля неинформированных автомобилистов в Волгограде (57,9%), Нижнем Новгороде (55,6%), Ростове-на-Дону (55,1%), Екатеринбурге (51,9%) и Челябинске (50%). Меньше всего тех, кто не знает, в Самаре (41,1%), Омске (33,8%), Краснодаре (31,4%), Тюмени (29,2%) и Воронеже (16,7%).
43,5% автомобилистов отнеслись к этой мере положительно, по их мнению, это повысит безопасность на дорогах. Об отрицательном отношении заявили только 14,7% и 41,8% сказали, что им все равно.
В северной столице к нововведению относятся более позитивно, чем в Москве: 47,9% положительных оценок против 36,3%. Выше всего доля положительных оценок в Казани (55,8%), Самаре (54,4%) и Новосибирске (53,6%), ниже всего – в Воронеже и Тюмени (по 33,3%), Краснодаре (31,4%) и Уфе (31%).
Почти две трети респондентов – 62,8% – ожидают, что после начала видеофиксации число машин без полиса ОСАГО снизится: 34,8% думают, что снижение будет существенным, а 28% – что оно окажется незначительным. 22,9% предположили, что изменений не последует, 7,4% – что ситуация станет только хуже, и 6,9% затруднились с ответом.
Москвичи ожидают существенного снижения числа машин без страховки в полтора раза чаще петербуржцев – в 45,1% случаев против 30,6%. Чаще всего о надежде на такой эффект говорят в Краснодаре (45,1%), Челябинске (43,5%) и Ростове-на-Дону (42,9%), реже всего – в Уфе (24,1%), Новосибирске (22,7%) и Красноярске (15,8%).
Отвечая на вопрос о том, что нужно сделать перед запуском системы видеоконтроля наличия полиса ОСАГО, 31,2% упомянули усовершенствование работы камер, 21,4% – введение «переходного периода» с фиксацией, но без штрафов и 13,3% – проведение информационно-разъяснительной кампании. 12,6% отметили, что нужно обеспечить доступность ОСАГО и простоту приобретения полисов, а 21,5% считают, что не нужно делать ничего.
По мнению участников опроса, автоматически фиксироваться камерами должны и другие нарушения, такие, как превышение скорости (его упомянули 46%), выезд на встречную полосу (38,9%), нарушение разметки (37,8%), проезд на красный свет (31,2%) и разговоры по телефону за рулем (19,1%).[3]
В целом работу системы ОСАГО положительно оценили 43,7% респондентов, нейтральную оценку дали 45,8% и отрицательно о ней отозвались 10,5%.
Доли положительных оценок ОСАГО в столицах почти одинаковы – 44,1% в Москве и 42,1% в Санкт-Петербурге. В масштабах России в тройке лидеров по доле позитивных оценок Уфа (62,1%), Тюмень (58,3%) и Краснодар (52,9%), а меньше всего тех, кто хорошо относится к системе ОСАГО, в Перми (35,5%), Новосибирске (31,8%) и Волгограде (31,6%).
Те, кто негативно оценил ОСАГО, назвали в качестве минусов этого вида страхования высокую стоимость полисов (54%), долгое ожидание выплаты или ремонта (41,3%), частые споры по выплатам (27%), заниженную оценку стоимости ремонта (23%), неудобное оформление полиса (22,2%), низкие лимиты покрытия ущерба здоровью и имуществу (20,6%), недоверие к страховым компаниям (16,7%) и ограниченное покрытие убытков (13,5%).[4]
По словам автомобилистов, чтобы мотивировать их на покупку ОСАГО, страховщики могли бы: снизить стоимость полисов (29,4%), ввести бонусы или кэшбэк (27%), сделать условия страхования более прозрачными (8,4%), упростить подачу документов (4,2%) и сделать возможным автоматическое продление договора страхования (3,5%). В то же время более четверти (27,5%) респондентов сказали, что им мотивация не нужна, т. к. они и так всегда оформляют ОСАГО вовремя.
[1] В опросе приняли участие 1249 совершеннолетних респондентов, имеющих водительские права категории В, из 17 городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Тюмени, Уфы и Челябинска.
[2] На этот и все последующие вопросы отвечали только респонденты, которые водят собственный или принадлежащий другому члену семьи автомобиль.
[3] При ответе на этот вопрос респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
[4] При ответе на этот вопрос респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.