• 30 июня, 2025

Работу системы ОСАГО положительно оценили 44% автомобилистов

1 ноября 2025 года в России начнут выявлять автомобили без действующего полиса ОСАГО с помощью системы камер видеонаблюдения. Владельцам таких машин будут выписываться штрафы. По данным РСА, из почти 40 миллионов водителей полис ОСАГО не имеют от 2 до 3 миллионов. Эксперты страхового брокера Mains узнали, что российские автомобилисты думают об этом нововведении и как они относятся к ОСАГО.[1]

Водительский стаж участников опроса различается. Менее года за рулем 11,3% из них, от 1 до 3 лет – 28,3%, 3-10 лет – 33,3% и более 10 лет водят машину 27,1%.

Больше половины респондентов – 53,5% – имеют собственный автомобиль, 42,3% водят машину, собственником которой является кто-то из членов семьи, и 4,2% пользуются только каршеринговыми авто.У всех, кто водит личный или принадлежащий члену семьи автомобиль, имеется действующий полис ОСАГО. 52,9% из них говорят, что следят за сроком действия страховки, 47,1% не следят.[2]

Москвичи следят за тем, когда истекает срок действия их полиса ОСАГО, заметно чаще петербуржцев – в 58,3% случаев против 52,1%. Среди автомобилистов из других городов наиболее ответственными оказались жители Воронежа (там сроки отслеживают 66,7% респондентов), Тюмени (62,5%) и Омска (60%), а реже всего смотрят на даты в Екатеринбурге (43,3%), Красноярске (42,1%) и Волгограде (39,5%).

Большинство автовладельцев – 60,6% – считают существующий размер штрафа за отсутствие полиса ОСАГО (800 рублей за первое нарушение) справедливым, в необходимости увеличения штрафа как минимум до 5000 рублей уверены 29% респондентов и 10,4% говорят, что за управление транспортным средством без страховки нужно вообще лишать прав на год.

Среди жителей Санкт-Петербурга сторонников увеличения штрафа за езду без ОСАГО примерно на треть больше, чем среди москвичей – 38,8% против 28,9%. В других городах больше всего голосов за увеличение штрафа в Самаре (37,8%), Казани (34,7%) и Волгограде (34,2%), меньше всего – в Краснодаре (15,7%), Перми (12,9%) и Тюмени (12,5%).

О предстоящем запуске автоматической видеофиксации автомобилей без ОСАГО знают только 14,5% участников опроса. 41,3% признались, что что-то слышали, но не знают подробностей, и 44,2% вообще не знают об этом нововведении.

Петербуржцы чаще москвичей говорят, что не знают о нововведении – 45,5% против 39,2%. Выше 50% доля неинформированных автомобилистов в Волгограде (57,9%), Нижнем Новгороде (55,6%), Ростове-на-Дону (55,1%), Екатеринбурге (51,9%) и Челябинске (50%). Меньше всего тех, кто не знает, в Самаре (41,1%), Омске (33,8%), Краснодаре (31,4%), Тюмени (29,2%) и Воронеже (16,7%).

43,5% автомобилистов отнеслись к этой мере положительно, по их мнению, это повысит безопасность на дорогах. Об отрицательном отношении заявили только 14,7% и 41,8% сказали, что им все равно.

В северной столице к нововведению относятся более позитивно, чем в Москве: 47,9% положительных оценок против 36,3%. Выше всего доля положительных оценок в Казани (55,8%), Самаре (54,4%) и Новосибирске (53,6%), ниже всего – в Воронеже и Тюмени (по 33,3%), Краснодаре (31,4%) и Уфе (31%).

Почти две трети респондентов – 62,8% – ожидают, что после начала видеофиксации число машин без полиса ОСАГО снизится: 34,8% думают, что снижение будет существенным, а 28% – что оно окажется незначительным. 22,9% предположили, что изменений не последует, 7,4% – что ситуация станет только хуже, и 6,9% затруднились с ответом.

Москвичи ожидают существенного снижения числа машин без страховки в полтора раза чаще петербуржцев – в 45,1% случаев против 30,6%. Чаще всего о надежде на такой эффект говорят в Краснодаре (45,1%), Челябинске (43,5%) и Ростове-на-Дону (42,9%), реже всего – в Уфе (24,1%), Новосибирске (22,7%) и Красноярске (15,8%).

Отвечая на вопрос о том, что нужно сделать перед запуском системы видеоконтроля наличия полиса ОСАГО, 31,2% упомянули усовершенствование работы камер, 21,4% – введение «переходного периода» с фиксацией, но без штрафов и 13,3% – проведение информационно-разъяснительной кампании. 12,6% отметили, что нужно обеспечить доступность ОСАГО и простоту приобретения полисов, а 21,5% считают, что не нужно делать ничего.

По мнению участников опроса, автоматически фиксироваться камерами должны и другие нарушения, такие, как превышение скорости (его упомянули 46%), выезд на встречную полосу (38,9%), нарушение разметки (37,8%), проезд на красный свет (31,2%) и разговоры по телефону за рулем (19,1%).[3]

В целом работу системы ОСАГО положительно оценили 43,7% респондентов, нейтральную оценку дали 45,8% и отрицательно о ней отозвались 10,5%.

Доли положительных оценок ОСАГО в столицах почти одинаковы – 44,1% в Москве и 42,1% в Санкт-Петербурге. В масштабах России в тройке лидеров по доле позитивных оценок Уфа (62,1%), Тюмень (58,3%) и Краснодар (52,9%), а меньше всего тех, кто хорошо относится к системе ОСАГО, в Перми (35,5%), Новосибирске (31,8%) и Волгограде (31,6%).

Те, кто негативно оценил ОСАГО, назвали в качестве минусов этого вида страхования высокую стоимость полисов (54%), долгое ожидание выплаты или ремонта (41,3%), частые споры по выплатам (27%), заниженную оценку стоимости ремонта (23%), неудобное оформление полиса (22,2%), низкие лимиты покрытия ущерба здоровью и имуществу (20,6%), недоверие к страховым компаниям (16,7%) и ограниченное покрытие убытков (13,5%).[4]

По словам автомобилистов, чтобы мотивировать их на покупку ОСАГО, страховщики могли бы: снизить стоимость полисов (29,4%), ввести бонусы или кэшбэк (27%), сделать условия страхования более прозрачными (8,4%), упростить подачу документов (4,2%) и сделать возможным автоматическое продление договора страхования (3,5%). В то же время более четверти (27,5%) респондентов сказали, что им мотивация не нужна, т. к. они и так всегда оформляют ОСАГО вовремя.

[1] В опросе приняли участие 1249 совершеннолетних респондентов, имеющих водительские права категории В, из 17 городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Красноярска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Тюмени, Уфы и Челябинска.

[2] На этот и все последующие вопросы отвечали только респонденты, которые водят собственный или принадлежащий другому члену семьи автомобиль.

[3] При ответе на этот вопрос респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

[4] При ответе на этот вопрос респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Похожие статьи

Цены на запчасти для китайских автомобилей продолжают снижаться

Российский Союз Автостраховщиков (РСА) обновил справочники средней стоимости автозапчастей.
Начали действовать новые справочники запчастей

Начали действовать новые справочники запчастей

Стоимость запчастей в справочнике средней стоимости запчастей, вступившем в силу 19 сентября 2025 года, осталась практически неизменной в среднем по сравнению…

Расходы на замену деталей за год выросли на 25,1%

Лето — период отпусков и активных автомобильных путешествий, как внутри регионов, так и на большие расстояния, например, к морю.