- 10 июля, 2019
- 147
РОСТ ТРЕБУЕТ УСТОЙЧИВОСТИ
2018 год был успешным для страхового рынка. При этом в его регулировании произошли важные изменения, которые будут иметь долгосрочные последствия для всей системы страховых взаимоотношений в экономике и обществе. Мы обратились к директору Департамента страхового рынка Банка России Филиппу Габунии с просьбой оценить текущее состояние страховой отрасли и рассказать о приоритетах в регуляторных воздействиях со стороны ЦБ РФ.
Современные страховые технологии. Филипп Георгиевич, как Вы оцениваете текущее состояние страхового рынка? Что можно отметить как положительные изменения? Какие главные проблемы нужно выделить?
Филипп Габуния: Российский страховой рынок развивается. В прошлом году были зафиксированы рекордные за 6 лет темпы прироста страховых премий — 15,7 %, а объем премий приблизился к 1,5 трлн рублей. Начался рост рынка без учета страхования жизни — основного драйвера развития последних трех лет.
Все основные показатели, которые характеризуют страховую деятельность, также были в плюсе, капитал вырос почти на 12 %, страховые резервы более чем на четверть. Страховщики получили неплохую прибыль и отдачу на капитал. Это создает задел на будущее развитие.
В прошлом году сохранился тренд на концентрацию: на долю 20 крупнейших страховщиков приходится более 80 % всех собранных премий. При этом в 2018 и в текущем году динамика сокращения количества субъектов страхового дела замедлилась. Очень важно, что большая часть компаний уходит с рынка добровольно, то есть менеджмент и собственники переосмысливают свои возможности, понимают, что их бизнес-модель не укладывается в текущие реалии.
Не могу не сказать о важных событиях, которые произошли в прошлом году и в начале этого года, которые будут иметь долгосрочное влияние на развитие страхового рынка. Прежде всего, речь идет об ОСАГО. В 2018 году мы анонсировали реформу системы тарификации ОСАГО. Основная цель реформы — поэтапно перейти к индивидуальным тарифам для каждого водителя в зависимости от его опыта и качества управления транспортным средством.
Первый этап реформы стартовал в январе этого года: был расширен тарифный коридор, введена более детальная градация коэффициента «возраст — стаж», а с 1 апреля изменен порядок присвоения КБМ. Как результат конкуренции и возможности устанавливать более дифференцированные тарифы, мы видим, что средняя стоимость страховой премии по ОСАГО снижается, а доступность полисов повышается. При этом мы следим, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. На цену полиса влияет большое количество факторов и здесь важно отметить, что с 1 июня меняется порядок урегулирования споров по ОСАГО и начинает работать институт финансового омбудсмена. Рассчитываем, что это будет, с одной стороны, стимулировать страховщиков более качественно взаимодействовать с клиентами на этапе урегулирования убытков, с другой стороны — снизит число выплат, которые по факту идут в карман недобросовестным посредникам.
Итоги первого квартала 2019года показывают, что премии пострахованию жизни сократилисьвпервые за несколько лет. Скореевсего, сработали сразу несколькофакторов — часть потенциальныхклиентов могла выбрать депозиты,по которым были привлекательныеставки, часть — другиеинвестиционные продукты, на продажикоторых могли переориентироватьсябанковские сети.
В настоящее время готовятся поправки в законодательство, которые позволят компаниям самостоятельно устанавливать базовый тариф для каждого конкретного водителя. Надеемся, что в текущем году они будут приняты Государственной Думой.
Другая важная тема, которая была в нашем фокусе — это инвестиционное страхование жизни. В 2018 году мы фиксировали ежеквартальный рост жалоб на ИСЖ. При этом потребители жаловались на недостаточное информирование при заключении договора, завышенные доходности, продажу полисов ИСЖ под видом вкладов. Был принят внутренний стандарт ВСС по раскрытию информации при продаже полисов страхования жизни, который вступил в действие с января текущего года.
Но ряд важных для потребителей моментов, например, необходимость раскрытия размера комиссионного вознаграждения, не нашел отражения в стандартах ВСС. Агентские комиссии съедают часть доходности, поэтому информация о размере агентского вознаграждения, комиссионного вознаграждения и иных платежей должна доводиться до клиентов. Именно поэтому Банком России были установлены обязательные для всех страховщиков требования по информированию клиентов при продажах полисов страхования жизни, которые вступили в действие с апреля текущего года. Пока оценивать их влияние на продажи рано, но это для нас принципиально, чтобы клиент отчетливо понимал тот продукт, который он приобретает.
В новой модели планируется учитыватьриски концентрации, кредитные риски,риски изменения уровня процентныхставок, курсов валют, цен акций инедвижимости. Кроме того, изменениябудут учитывать ALM-подход —влияние процентного и валютногорисков на величину обязательствстраховщиков.
Итоги первого квартала 2019 года показывают, что премии по страхованию жизни сократились впервые за несколько лет. Скорее всего, сработали сразу несколько факторов — часть потенциальных клиентов могла выбрать депозиты, по которым были привлекательные ставки, часть — другие инвестиционные продукты, на продажи которых могли переориентироваться банковские сети, а они являются основным каналом дистрибуции. Хотелось бы рассчитывать, что часть клиентов стала более осознанно подходить к покупке полиса ИСЖ, поскольку им полностью раскрыли всю информацию о продукте. Но это не подтверждается нашей статистикой по жалобам, которые выросли за первый квартал почти в два раза.
Вместе с тем, несмотря на общее падение сборов по страхованию жизни и сокращение ИСЖ, мы видим рост по классическому накопительному страхованию жизни, и если эта тенденция закрепится, то это пойдет и на благо потребителей, и на благо развития страхового рынка. Но и при продаже этого продукта должны соблюдаться все условия по правильному информированию потребителя о его характеристиках. Что же касается ИСЖ, то, на мой взгляд, страховщикам очень важно так переконфигурировать продукт, чтобы он стал привлекательным для клиентов с точки зрения доходности, потому что пока результаты инвестирования по закончившимся договорам (а их порядка 6 %) особо не впечатляют, скорее даже разочаровывают. Компетенции у индустрии в этой области очень высокие, надо их грамотно использовать.