- 30 октября, 2023
- 104
СТРАХОВАНИЕ — МОЯ ЖИЗНЬ!
18 сентября 2023 года Указом Президента РФ № 684 советник Генерального директора ПАО СК «Росгосстрах», председатель Комиссии по профессиональной этике ВСС Николай Галагуза награжден Орденом Дружбы за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. Мы поговорили с ветераном отечественного страхования, отдавшим отрасли более 53 лет. Николай Федосеевич прошел большой трудовой путь от рядового специалиста до заместителя председателя Правления Главгосстраха СССР. Большой профессионал страхового дела, он и сегодня продолжает заниматься любимым делом.
ССТ: Как Вы начали свою карьеру в «Росгосстрахе»?
Николай Галагуза: После института мне предложили остаться работать на кафедре в должности лаборанта. Меньше чем за год меня перевели сначала на должность старшего лаборанта, а затем младшего научного сотрудника. Впереди была хорошая перспектива посвятить себя научной и преподавательской работе. Но у меня в то время уже была семья, ребенок, и жили мы в коммуналке. Квартирный вопрос стоял очень остро, и мой завкафедрой об этом хорошо знал. Однажды он подошел ко мне и сказал: «Вижу, что ты быстро защитишь диссертацию, но институт получает одну квартиру в 2–3 года, а в очереди десятки нуждающихся. Если хочешь быстро получить жилье, иди работать в Госстрах».
Честно скажу, тогда я о Госстрахе практически ничего не знал, но последовал его совету, за что до сих пор ему безмерно благодарен. Через два года я не только получил прекрасное жилье, но и нашел свое место в жизни сродни своему характеру, о чем нисколько не жалею.
Все начиналось прозаически просто. Я пришел в отдел кадров областного управления Госстраха, сказал, что у меня высшее образование, и спросил, не нужны ли им работники. На мое счастье, в отделе имущественного страхования была вакансия, которую мне и предложили, притом с окладом 115 руб. — на 2 руб. 50 коп. больше, чем в институте. Не раздумывая, я согласился.
Мне дали резиновые сапоги, арифмометр и инструкцию № 386 по обязательному окладному страхованию в хозяйствах граждан, которую я несколько дней читал, но никак не мог разобраться в страховой терминологии. Тогда в первый же выходной я решил выучить ее наизусть. Потом получил несколько консультаций коллег из отдела и понял, что это не сложно, а даже интересно.
Мне было интересно решать и простые, и сложные задачи. Я чувствовал ответственность за те решения, которые принимал, а речь нередко шла об огромных суммах.
В мои функции входила организация и контроль путем подворного обхода правильности начисления инспекциями Госстраха платежей гражданам, имеющим строения на праве личной собственности, их уплаты и сбора недоимки.
Так я проработал около двух лет, а когда освободилось место моего начальника отдела имущественного страхования — заместителя начальника областного управления, мне предложили стать исполняющим обязанности руководителя. Тогда мне было чуть больше 25 лет.
НИКОЛАЙ ФЕДОСЕЕВИЧ ГАЛАГУЗА
Родился 16 августа 1947 года в Днепропетровской области. Окончил Днепропетровский сельскохозяйственный институт по специальностям «ученый агроном» и «экономист».
В 1970 году пришел на работу в Днепропетровское областное управление на должность старшего инспектора по обязательному окладному страхованию в хозяйствах граждан, а в 1988 году с должности первого заместителя начальника этого управления, переведен на должность заместителя Председателя Правления Главгосстраха СССР.
- 1992–1997 работал вице-президентом ОАО «Росгосстрах»
- 1997–2001 участвовал в создании страховой группы «НАСТА» и был ее главой
- 2001–2016 Председатель Совета директоров «Межотраслевого страхового центра» (МСЦ)
- 2016–2017 советник генерального директора СГ «УралСиб»
- с 2017 советник генерального директора ПАО СК «Росгосстрах»
НАГРАДЫ
Ветеран труда.
Заслуги Николая Федосеевича и его вклад в развитие отечественного страхования отмечены рядом государственных, ведомственных и региональных наград: почетным званием «Заслуженный экономист РФ», медалью «За трудовую доблесть», благодарностями Президента РФ, мэра Москвы, Почетной грамотой Министерства финансов СССР и ЦК Профсоюза работников госучреждений, Министерства финансов РФ, президента Всероссийского союза страховщиков.
ССТ: Вам нравилось работать в «Госстрахе»?
Н. Г.: Нравилось абсолютно все! Помимо целого ряда видов деятельности в имущественном страховании пришлось заниматься и обязательным страхованием имущества колхозов и совхозов.
В этом мне очень помогли знания, которые я получил в институте по своей первой специальности. Я хорошо знал всю сельскохозяйственную документацию, понимал, как устроено сельхозпроизводство, мог правильно начислить страховые платежи и разобраться в причинах возникших убытков. Потому что неотъемлемой и важнейшей частью в нашей работе является не только получение страховой премии, но и своевременное и в полном объеме урегулирование убытков. Приходилось сталкиваться с самыми разными страховыми событиями, участвовать в расследовании их причин, производить расчет страховых выплат и др.
Мне было интересно решать и простые, и сложные задачи. Я чувствовал ответственность за те решения, которые принимал — ведь нередко речь шла об огромных суммах. И гордость за то, что Госстрах — очень надежная компания, которая всегда и в полном объеме выполняла свои обязательства.
Гордиться было чем! Только по накопительным видам страхования Госстрахом было заключено более 52 млн договоров. В среднем каждая семья имела 2,5 договора добровольного страхования. Были застрахованы все строения, принадлежащие гражданам, весь урожай, имущество и животные колхозов и совхозов. Доля собираемой страховой премии в ВВП страны составляла 3,5 %.
Накопленные резервы и запасные фонды были столь велики, что Госстрах не использовал перестрахование. В последние годы Советского Союза по Постановлению Верховного Совета СССР Госстрах часть этих резервов в размере более 2 млрд руб. ежегодно направлял на балансирование бюджетов союзных республик.
Огромные суммы Госстрах направлял на превентивные мероприятия: на эти деньги строили десятки пожарных депо, пожарных водоемов, проводили борьбу с эпизоотией животных, выделяли средства ГАИ для снижения аварийности.
При такой разносторонней деятельности постоянно приходилось находиться в эпицентре жизни: встречаться с интересными людьми, руководителями и специалистами министерств и ведомств, разных отраслей народного хозяйства, с представителями страховых компаний различных стран и др.
ССТ: Что изменилось после распада СССР?
Н. Г.: Для меня страхование никогда не было рутиной, никогда не было мысли бросить его и заняться чем-то другим, хотя поступали очень заманчивые предложения быстро, как говорят, «сколотить капитал».
Даже в «лихие» 90-е, когда все рушилось, я старался заниматься любимым делом. До сих пор я иду на работу с большим удовольствием, как в большую семью. Причем, для меня эта семья — сотрудники компании, члены их семей и клиенты, со всеми их заботами, проблемами, нуждами и жалобами.
Хорошо помню, как формировалось наше страховое законодательство, направленное на создание страхового рынка. Мне с моими коллегами пришлось принимать самое непосредственное участие в его разработке, изучать и обобщать опыт работы страховщиков как дальнего, так и ближнего зарубежья.
Конечно, были и очень сложные периоды. Например, когда в 90-х обесценились резервы, и наши клиенты потеряли свои накопления, когда областные управления Госстраха стали отдельными самостоятельными структурами и некоторые из них быстро оказались в сложном финансовом положении. Я продолжал работать в Росгосстрахе до 1997 года. Когда началась первая неудавшаяся его приватизация, написал заявление по собственному желанию — не хотел в этом участвовать.
ССТ: А почему Вы вернулись?
Н. Г.: Меня пригласил на работу Николаус Фрай, который тогда был генеральным директором Росгосстраха, и я согласился с огромным удовольствием — ведь я вернулся домой. У меня было такое впечатление, что я и не уходил из компании.
Я — страховщик, и потребность помогать людям была у меня внутри. Так жили в нашей семье, так жили в нашем поселке. Страхование дает возможность реализовать себя, помогая людям.
Страхование, я считаю, социальная функция, а не бизнес. Не благотворительность, конечно, но и не получение прибыли любой ценой. Каждая страховая компания всегда обязана выполнить принятые на себя обязательства и заплатить по случившимся убыткам те деньги, которые причитаются клиенту.
ССТ: Сложные медицинские операции уже часто проводят роботы. Кто в страховании должен взаимодействовать с клиентом — робот или человек?
Н. Г.: Да, робот может выполнять задачу на высоком уровне, но он действует по алгоритмам, которые ему прописал человек. Цели, задачи для робота устанавливает человек. В страховании есть и будут участки, где более эффективно работает искусственный интеллект, но без человеческого участия обойтись невозможно.
В страховании практически нет стандартных ситуаций. Полноценно разобраться в сложном страховом случае может только человек, понять и поддержать другого человека, когда у него случилась беда. Есть еще такое понятие, как справедливость: робот не может оценить, справедливо или несправедливо решение.
В страховании, и я не устаю об этом говорить, на первом месте — человеческие отношения. Даже в далеком будущем я не вижу абсолютную цифровизацию страхования. Люди должны работать с людьми.
ССТ: Что доставило Вам самую большую радость в вашей карьере?
Н. Г.: Маленькие и большие радости я испытывал очень часто.
Представляете, вымерзают виноградники на всей территории одной из южных республик — Госстрах из своих резервов, не беря никаких кредитов, оплачивает весь ущерб. Я тогда испытал чувство большой гордости за компанию, которая может решать такие серьезные вопросы.
Были тяжелые наводнения, пожары — страховщики с такими событиями сталкиваются каждый день, и не один раз. Но во всех масштабных страховых случаях в «Росгосстрахе» всегда было самое большое количество застрахованных, потому что наш 30-тысячный коллектив страховых агентов работает в любом уголке России, и мы всегда одними из первых справлялись с нашими убытками. Люди, у которых есть полис «Росгосстраха», абсолютно уверены, что они всегда надежно защищены.
С Росгосстрахом, которому в этом году исполнилось 102 года, связана вся моя жизнь. Я работаю в компании, которая является одним из родоначальников создания не только страхового, но и в целом финансового рынка. При ее участии были созданы первые коммерческие банки и страховые компании.
«Росгосстрах» — кузница кадров. Уникальность его состоит в том, что здесь работают десятки тысяч преданных своему делу людей, которым присущи доброта, милосердие, сострадание неравнодушие. У нас много семейных династий и ветеранов, которые отдали компании всю сознательную жизнь.
ССТ: Что Вы почувствовали, когда получали Орден Дружбы?
Н. Г.: Конечно, для меня большая честь получить такую высокую государственную награду. Но я считаю, что это оценка не только моего труда, но и всего нашего большого коллектива «Росгосстраха», и всех тех коллег и единомышленников, с которыми я работал, реализовывал проекты в течение долгих лет. Только благодаря нашей совместной работе удавалось получать результаты и решать задачи.
ССТ: Как Вы оцениваете отношение к страхованию в нашем обществе сейчас?
Н. Г.: Прямо скажу, оно недостаточно оценено. Я считаю, что страхование — это неотъемлемая часть рыночной экономики, всего нашего социума. Оно должно быть всегда рядом с человеком, сопровождать его, начиная с рождения, обязательно должно быть встроено во все экономические процессы. И руководитель предприятия, и обычный человек должны знать, что страхование — это и зонтик, который защитит от финансовых потерь, и фундамент, который обеспечит устойчивость развития предприятия.
«Росгосстрах» — кузница кадров. Уникальность его состоит в том, что здесь работают десятки тысяч преданных своему делу людей, которым присущи доброта, милосердие, сострадание, неравнодушие. У нас много семейных династий и ветеранов, которые отдали компании всю сознательную жизнь.
ССТ: А когда так будет?
Н. Г.: Очень хотелось бы, и я верю, что это случится еще при моей жизни. Чтобы я еще сам мог поработать в таких условиях.
Но здесь, конечно, очень многое зависит от всех нас. Мы, как страховое сообщество, должны действовать более дружно и целенаправленно, соблюдать этику конкуренции, нести в массы финансовую грамотность и повышать доверие граждан к институту страхования.
Мы должны сохранять и приумножать традиции страхования — и заложенные еще Госстрахом СССР, и сформированные страховым сообществом в современных условиях.