• 27 ноября, 2023
  • 56

Страховщики предлагают расширить права пациентов в действующем законе об ОМС

Страховщики предлагают расширить права пациентов в действующем законе об ОМС

Необходимая правовая и страховая защита в системе оказания медицинской помощи должна быть обеспечена и пациентам, и медицинским работникам. Об этом говорили участники Круглого стола «Институт защиты прав пациента: новые подходы и инструменты», который прошёл на площадке XIV Всероссийского конгресса пациентов.

Страховщики считают целесообразным внесение изменений в законодательство, которые бы наравне с механизмами защиты прав пациента предусматривали и страхование рисков медицинского работника в процессе оказания медпомощи, а также определили границы материального возмещения ущерба при наличии выявленных нарушений в нем.

«Медицина – это достаточно рисковая область деятельности. И закон, предполагающий страхование ответственности врача, в том числе тогда, когда он оказывает экстренную медицинскую помощь и риск ошибки достаточно велик, – просто необходим», – такую позицию озвучила Людмила Романенко, эксперт рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков.

В то же время, как выяснили эксперты исследовательского центра «Социальная механика» в ходе общероссийского комплексного социологического исследования «Оценка доступности и качества медицинских услуг по полису ОМС в РФ в 2023 году», большинство пациентов знают, куда обращаться, когда их права нарушаются. Страховая компания является второй по приоритетности инстанцией, куда граждане обращаются тогда, когда их что-то не устраивает в медицинском обслуживании. Так ответили почти 30 % респондентов. Чуть больше – 34 % пациентов идут к руководству медицинской организации. Другие инстанции для защиты своих прав пациенты рекомендуют заметно реже (от 2,7% до 21,5%).

Процент информированных о компетенциях СМО продолжает расти – в 2023 году прирост составил 5 п.п. (с 77% в 2022 году до 82% – в нынешнем).

В целом же по большинству исследуемых параметров показатели за 2 последних года существенно не изменились. Около 40% пациентов положительно воспринимают качество медицинской помощи, которую они получали в 2023 году по полису ОМС. Ситуация, по словам экспертов, держится на стабильно среднем уровне. Оценивая лояльность пациентов к коммерческой медицине, аналитики выяснили, что только 4 % респондентов ни за что бы не обратились к медикам за платными медуслугами (в 2022 году этот показатель составлял 4,5%).

«Отношение к платным медицинских услугам – это косвенный показатель того, насколько пациенты удовлетворены медицинской помощью по ОМС. Потому что люди идут в платную медицину, когда их что-то не устраивает в бесплатной. И мы выяснили, что граждане обращаются к платной медицине в условиях срочности, когда необходимо быстро получить медпомощь (22 %), а также из-за квалификации медицинских специалистов. И тогда, когда требуется получить медуслуги, которых нет в перечне видов программы госгарантий (20%)», – рассказала Татьяна Фомина, заместитель директора Центра социальных технологий и исследований «Социальная механика».

Председатель рабочей группы по методологии экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС Всероссийского союза страховщиков, профессор Алексей Старченко в своем выступлении проанализировал основные дефекты, которые допускают медицинские учреждения при оказании медпомощи пациентам с раковыми заболеваниями – основной фокус-группы для приоритетного сопровождения страховыми представителями. Правильно выбранные методика и режим введения противоопухолевых препаратов часто определяют успех лекарственной терапии. В то же время удлинение интервалов между курсами лечения является серьезной ошибкой, приводящей порой к необратимым последствиям для пациента.

Эксперт рассказал о том, что медицинские учреждения часто не соблюдают сроки начала очередного цикла химио- и таргетной терапии без объективных медицинских причин. Такая ситуация, по словам Алексея Старченко, опасна рисками упустить драгоценное время и спровоцировать рецидив. Если медучреждение откладывает проведение очередного цикла химиотерапии пациенту необходимо обратиться в страховую компанию, которая поможет восстановить лечение.

«Если пациенту предлагается смещение цикла химиотерапии, нельзя на это соглашаться. Почему? Терапия приостанавливается и возникает лекарственная опухолерезистентность. А если интервал увеличивается больше положенного, то опухоль начинает расти. И наши пациенты должны быть проинформированы о таких последствиях», – сказал Алексей Старченко.

В то же время эксперт обратил внимание на благоприятную тенденцию к снижению нарушений при оказании медицинской помощи онкопациентам в 2023 году. Из 2,7 млн. случаев, по которым были проведены экспертные мероприятия, дефекты выявлены в 7,7 %. В 2021 году – из 2,5 млн. проведенных экспертиз нарушения нашли в 8,7 % случаев оказанной онкопомощи.

Эксперт-методолог Всероссийского союза страховщиков, к.м.н. Сергей Шкитин отметил, что страховые компании при сопровождении пациентов с болезнями системы кровообращения (БСК) создают условия для снижения частоты тяжелых осложнений. Это достигается путем отслеживания страховыми представителями получения пациентами медикаментозной терапии и правильности их маршрутизации с целью проведения ангиографии.

Помимо этого, страховая компания изучает истории обращений пациентов с начальными признаками атеросклеротической болезни сердца, выявляя предикторы тяжёлого течения еще не случившегося инфаркта миокарда. В фокусе внимания оказываются больные с атеросклерозом, не получающие должного лечения дислипидемий, артериальной гипертензии и сердечной недостаточности.

Эксперт указал на наличие проблем с преемственностью кардиологической помощи в регионах как в отношении острого коронарного синдрома (непрофильные госпитализации), так и в отношении больных, нуждающихся в длительном диспансерном наблюдении (амбулаторном лечении и направлении на плановую ангиографию).

“Информационное сопровождение застрахованных и взаимодействие с медицинскими организациями на всех уровнях оказания медпомощи– важный функционал страховых представителей, направленный на то, чтобы ни со стороны пациента, ни со стороны медицинского работника не была допущена фатальная ошибка – необоснованный отказ от проведения необходимого лечения кардиологической патологии, – пояснил Сергей Шкитин, – такой отказ может быть обусловлен недостаточной информированностью пациента о важности хирургического лечения или, напротив, при нарушениях диагностики, региональных порядков маршрутизации, или при недостатке выделенных тарифной комиссией объемов такой помощи. Одна из ключевых задач службы страховых представителей – выяснить причины нарушений, чтобы прервать негативный вектор развития патологического процесса у конкретного пациента и достичь наилучших показателей Федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»”.

По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Дмитрия Кузнецова, страховые компании – это универсальный инструмент, который используется как пациентом для защиты его прав, так и государством в качестве индикатора в вопросах, касающихся сферы охраны здоровья. Они непременно отразят все болевые точки – там, где требуется приложить усилия для исправления ситуации. Погружение страховых принципов в существующую модель ОМС должно продолжаться с целью достижения результатов, обозначенных руководством страны.

Похожие статьи

СберСтрахование жизни перезапустило продукт по защите от онкозаболеваний

СберСтрахование жизни перезапустило программу «Горизонт здоровья», которая позволяет пройти чекап, получить второе медицинское экспертное мнение и лечение онкологических заболеваний у ведущих…
Состоялось заседание Президиума ВСС

Состоялось заседание Президиума ВСС

На прошедшем 23 апреля 2024 года заседании Президиума Всероссийского союза страховщиков (ВСС) был рассмотрен ряд вопросов, касающихся деятельности союза.

Всероссийский союз страховщиков отметил высшее руководство «Ингосстраха»

Ежегодно Всероссийский союз страховщиков (ВСС) награждает представителей отрасли за непосредственное содействие развития страхования в России.