• 27 декабря, 2019
  • 130

СУД ДА ДЕЛО

Мишин Андрей

Заместитель начальника судебно-претензионного отдела правового управления СПАО «РЕСО-Гарантия»

Страховщики ожидают, что Служба судебных приставов внимательно отнесется к потребностям страховой отрасли. Со своей стороны, страховые компании готовы оказывать поддержку приставам в их работе, ведь это в их интересах: чем эффективнее будет работать ФССП, тем проще страховым компаниям будет реализовывать свои предусмотренные законом права на регресс, суброгацию и иные законные требования по исходящим претензиям и искам. Заместитель начальника судебно-претензионного отдела правового управления СПАО «РЕСО-Гарантия» Андрей Мишин рассказал о том, как правильно выстроенное взаимодействие страховщиков и судебных приставов помогает в работе и тем, и другим.

Современные страховые технологии: Как строится взаимодействие страховой компании и судебных приставов?

Андрей Мишин: Прежде всего, это необходимость разделения подходов и методик по условно входящим и исходящим искам. Это абсолютно два разных сектора работы, они настроены абсолютно по-разному с учетом специфики каждого их них. Проблемные точки при этом есть во всех направлениях, просто в одном они больше, а в другом меньше.

ССТ: Давайте начнем с такой больной темы, как исполнительные производства по входящим искам категории ОСАГО, как самой массовой категории судебных дел, по которым в последующем возбуждаются исполнительные производства.

А. М.: Эту проблему для нашей компании частично удалось решить, но ее отголоски ощущаются до сих пор. Исполнительные производства идут по всей России. Любой пристав в любом городе, в любом отделе по какому-нибудь даже незначительному делу на сумму, к примеру 10 тыс. рублей, имеет право по искам к нашей компании не только списать сумму по исполнительному производству, но и одним щелчком наложить арест, например, на весь автопарк компании. Это действие объясняется необходимостью обеспечения погашения долга. Но при этом, даже если цена вопроса не превышает 1015 тыс. рублей, арест может быть наложен не на одну машину, а на весь автопарк.

ССТ: Почему так происходит?

А. М.: Предположим, есть конкретное решение суда на списание 50 тыс. рублей. Истец приходит с исполнительным листом в службу судебных приставов. Пристав возбуждает исполнительное производство. У него есть два возможных пути: списать требуемую сумму со счета компании либо направить постановление в компанию с требованием в течение 5 дней погасить долг. Помимо всего прочего пристав имеет в своем арсенале право, на всякий случай, наложить арест на имущество компании. Когда оплата произойдет, арест будет снят. Ключевой момент в том, что у крупной компании по такому массовому виду страхования, как ОСАГО, такие аресты происходили практически еженедельно по всей территории Российской Федерации. Конечно, арест быстро отменяется, но в течение нескольких дней, а в некоторых регионах – до недели, компания не может полноценно пользоваться и распоряжаться своим автопарком. То есть такие решения пристава блокируют работу компании и причиняют большие убытки.

ССТ: Насколько глобальна эта проблема для страхового рынка?

А. М.: Эта проблема существует не только в нашей компании, думаю, аналогичные проблемы имеются у большинства страховщиков. Не все судебные приставы пользуются обеспечительной мерой, но таких достаточно много. Экономического смысла в этом действии нет, так как в любой страховой компании достаточно средств на расчетных счетах. Я считаю, что эти действия связаны, в основном, с человеческим фактором конкретного пристава в том или ином отделе службы. Я не могу сказать, что это вымогательство или что-то с этим связанное (таких фактов не было ни одного). Это в какой-то степени злоупотребление правом со стороны далеко не всех, но некоторых сотрудников службы судебных приставов, это факт.

ССТ: Как удалось преодолеть эту проблему в Вашей компании?

А. М.: Год назад благодаря совместным усилиям Службой судебных приставов был вынесен приказ директора ФССП о том, что все исполнительные производства по нашей компании объединяются и должны вестись только в Чертановском отделении Службы, то есть по месту нашего фактического нахождения. Теперь, даже если истец приходит в нашу компанию, например, в Краснодаре, пристав должен переслать исполнительный лист в Чертановское отделение ФССП. А здесь у нас работа уже достаточно настроена. В итоге в настоящее время выигрывают все стороны – и кредитор, и должник, и Служба судебных приставов. Благодаря такому взаимодействию, а также слаженной работе, вопиющих сбоев у нас практически не стало. Каждое исполнительное производство быстро проверяется, отрабатывается, денежные средства по входящим исполнительным производствам максимально быстро выплачиваются, а необоснованные аресты на автопарк компании не накладываются.

Иногда по какой-то причине приставы в отдаленных регионах продолжают накладывать арест на имущество компании. В этом случае мы направляем жалобы.

Мы стараемся связаться с ним и напомнить о наличии соответствующего приказа. Конечно, ситуация нормализовалась не сразу. Нам потребовалось время для организации системной работы, пришлось увеличить штат сотрудников. Но дело того стоило: если до упомянутого приказа работа компании в этой части блокировалась регулярно и это не только проблемы с автопарком, но и необоснованные аресты на счета компании и прочее, – то сейчас все иначе. Встречаются исключения, но это уже исключения.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

СКОРОСТЬ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ

СКОРОСТЬ СЕГОДНЯ ВАЖНЕЕ

Президент ВСС Евгений Уфимцев, понимая всю сложность и широту проблемы, уверен, что вмененное страхование киберрисков нужно запускать как можно скорее: количество…
НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Общество сегодня сталкивается с различными киберугрозами, каждая из которых может иметь серьезные последствия для организаций, государства и граждан, а потому требует…
КИБЕРСТРАХОВАНИЕ: НА РАЗВИЛКЕ

КИБЕРСТРАХОВАНИЕ: НА РАЗВИЛКЕ

Пока направление развития рынка киберстрахования не определено до конца, но страховщики уже хорошо понимают, какие факторы необходимо учитывать, чтобы принимать на…