• 27 декабря, 2019

БОЛЬШЕ КРАСОК В СТРАХОВОЙ ПАЛИТРЕ!

Чуб Алексей

Старший вице-президент САО «ВСК»

Совместная работа страхового сообщества и государственных органов по подготовке Стратегии развития страхового рынка позволила объективно учесть интересы не только страховщиков, но и общества, потребителей финансовых услуг и государства. В Государственной Думе РФ сейчас находится ряд законопроектов, направленных на совершенствование страхового законодательства и реализацию задач, определенных Стратегией. О работе над этими законопроектами рассказал журналу старший вице-президент САО «ВСК» Алексей Чуб.

Современные страховые технологии: GR-комитет ВСС ведет работу по гармонизации законодательства в сфере страхования. Почему эта задача сейчас актуальна?

Алексей Чуб: И страховщики, и страхователи заинтересованы в развитии страхования в нашей стране. Это позволяет последовательно создавать все новые и новые, востребованные рынком страховые продукты. Проблема в том, что страховое законодательство, правовые институты, которые были сформированы еще в 1990-е годы, сейчас уже не в полной мере отражают сложившуюся деловую практику, не в полной мере защищают интересы страховых компаний и их клиентов.

В первую очередь, хотелось бы отметить, что остается актуальным вопрос изменения законодательства об ОСАГО. Основополагающими принципами таких изменений становятся доступность, справедливая цена, оперативность и качество урегулирования страховых случаев. В Совете Федерации и Государственной Думе РФ проведены парламентские слушания с участием страхового сообщества по новациям, направленным на дальнейшую индивидуализацию системы ОСАГО, с учетом индивидуальных особенностей каждого водителя и рисков, присущих отдельным категориям страхователей. Надеемся, что в ближайшее время Государственная Дума РФ рассмотрит и примет эти изменения.

Во-вторых, необходимо учитывать, что появляются принципиально новые риски, связанные, например, с цифровизацией экономики. Сейчас в законодательстве слишком много пробелов, на восполнение которых и направлен ряд законопроектов. Например, в части развития электронного страхования можно отметить два законопроекта, которые будут регулировать отношения по заключению сделок с финансовыми организациями с использованием электронной платформы, так называемый Маркетплейс.

Также важно отметить, что в настоящее время проводится активная работа по проекту Концепции реформирования главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ. Поскольку гражданское законодательство регулирует договорные обязательства, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, необходимо перенести в ГК РФ содержащиеся в Законе об организации страхового дела частно-правовые нормы, касающиеся договора страхования. В частности, своего законодательного закрепления на кодификационном уровне требуют нормы о страхователе, страховом риске и страховом случае, страховой сумме, страховой выплате и франшизе, а также об объектах страхования и абандоне. В свою очередь, особенности, касающиеся страхового посредничества, могут быть закреплены в соответствующих главах ГК РФ, регулирующих посреднические сделки.

ССТ: Важные изменения действующего законодательства требуют оценки регулирующего воздействия. Как участвуют страховщики в этом процессе?

А. Ч.: Как важный элемент конструктивного взаимодействия страхового сообщества и власти, в рамках страхования необходимо отметить активное использование механизма оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на этапе подготовки и проработки тех или иных законодательных инициатив. Оценка регулирующего воздействия позволяет сделать выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц или способствующих их введению. ОРВ также позволяет выявить положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц, а также о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.

Страховые компании имеют возможность принимать участие в обсуждении проектов нормативных актов, предлагать свое видение ситуации и выступать с критикой тех или иных предложений. Как показывает практика, если предложения бизнеса продуманы, взвешены и конструктивны, а интересы сфокусированы не только на получении прибыли, но и на решении социально-экономических проблем общества в целом, они поддерживаются и принимаются. Например, сейчас страховые компании и участники финансового рынка предложили Банку России, в рамках «регуляторной гильотины», отменить устаревшие нормы «антиотмывочного» законодательства. Профессиональные участники финансового рынка выявили более 20 норм, которые усложняют исполнение законодательства, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов. В рамках рабочей группы Банка России по оптимизации регуляторной нагрузки, в подгруппе по ПОД/ФТ проходят обсуждения поступивших предложений по «антиотмывочному» законодательству.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Ключ к эффективности

Ключ к эффективности

Страхование занимает особое место в наборе инструментов для управления рисками, связанными с применением ИИ. По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета…
НСИС наращивает компетенции

НСИС наращивает компетенции

Бесперебойная работа АИС страхования будет способствовать удовлетворенности рынка системой, надеется генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС) Николай Галушин. По…
Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Эволюция страхования в цифровую эпоху: цена, ценность, суперценность

Цифровая трансформация перекраивает страховую отрасль, выводя ее за рамки простой компенсации убытков. На наших глазах происходит фундаментальная переоценка страхового продукта: он…