- 12 сентября, 2019
- 148
ТЕХОСМОТР БЕЗ ПОПУЛИЗМА
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков, заместитель исполнительного директора Российского Союза Автостраховщиков Сергей Ефремов считает современные требования по проведению техосмотра справедливыми, а сам техосмотр — совершенно необходимой мерой, без которой не удастся обеспечить ни безопасность на дорогах, ни соблюдение экологических норм. Однако в РСА ожидают большие сложности при обеспечении новых требований по аккредитации пунктов ТО.
Современные страховые технологии: Какие задачи призваны решить изменения в закон «О техосмотре транспортных средств»?
Сергей Ефремов: С 2012 года по настоящее время техническим осмотром занимался непосредственно Российский Союз Автостраховщиков. На РСА лежали две основные функции — аккредитация станций технического обслуживания и контроль за проведением ТО. В соответствии с новым законом, который вступает в силу через год, эти функции разделили — теперь в сфере технического осмотра появились два игрока.
Прежде всего, усилился государственный контроль за счет передачи этого права и функции Госавтоинспекции. ГИБДД будет следить за правилами проведения технического осмотра, в том числе — общественного транспорта, автобусов. РСА продолжит заниматься аккредитацией, мониторингом и контролем нарушений при аккредитации.
ССТ: Почему эти поправки стали актуальны именно сейчас?
С. Е.: В 2012 году закон № 170-ФЗ вывел техосмотр из-под государственного контроля. Технический осмотр превратился в бизнес, им стали заниматься коммерческие структуры. Два года спустя мы увидели проблемы, которые стали нарастать. Появились посредники, которые стали предлагать получение диагностической карты без приезда на пункт технического осмотра. Эта система разрасталась до колоссальных масштабов.
ССТ: Почему РСА не мог контролировать и систему прохождения технического осмотра, и выдачу диагностических карт?
С. Е.: Закон построен таким образом, что для проведения выездной проверки должна была поступить жалоба. Проводить плановые проверки РСА было запрещено законом. При аккредитации мы видели, что пункт ТО есть, оборудование на нем есть, эксперты тоже присутствуют. А через неделю после аккредитации ушлые «предприниматели» оборудование оттуда увозили, сам пункт закрывали и начинали торговать диагностическими картами.
Когда поступала жалоба, у нас возникали основания для выездной проверки. Но кто будет жаловаться?! Автовладелец, покупающий в интернете диагностическую карту, не пойдет жаловаться — он в курсе, что ему не провели техосмотр. То есть граждане не жалуются, потому что им такой «серый» бизнес удобен. Поэтому и появились все эти посредники — со стороны автолюбителей был спрос на этот удобный им «сервис».
С другой стороны, цена технического осмотра была настолько низка, что многим операторам было невыгодно заниматься этой деятельностью по-честному. Такая ситуация сохраняется и сейчас.
Третий фактор, способствующий расцвету формального техосмотра, заключается в том, что сам закон построен таким образом, что нарушения можно совершать достаточно спокойно. И те изменения, которые сейчас внесены в закон о техосмотре, предусматривают нормы и положения, исключающие возможность выдачи диагностических карт без проведения реального техосмотра.