- 6 мая, 2024
- 73
ВАЖНО, ЧТОБЫ КЛИЕНТУ БЫЛО УДОБНО
Более 2 млн объектов недвижимости по всей России защищено сегодня полисом Росгосстраха. Почему клиенты выбирают эту компанию и передают договоры страхования буквально по наследству, рассказала в своем интервью начальник Управления андеррайтинга имущества физических лиц ПАО СК «Росгосстрах» Юлия Горелик.
ССТ: Какой сейчас портфель у компании по страхованию жилья?
Юлия Горелик: За 2023 год в «Росгосстрахе» заключено более 2 млн договоров по страхованию жилья, не считая страхования ипотеки. В эти 2 млн включены также продажи коробочных продуктов, доля которых постепенно растет, и в настоящий момент превышает 10 % от нашего портфеля.
Квартир в нашем портфеле немного, около 15–16 %. Львиную долю портфеля составляют договоры страхования именно строений. В эту категорию входят и дорогие коттеджи (15–20 %), и достаточно скромные деревенские дома и дачи.
До пандемии коронавируса количество договоров было ближе к 3 млн, затем произошел определенный спад по объемам. Последние три года количество договоров держится на уровне около 2 млн. Уровень пролонгации у нас достигает порядка 90 %. При пролонгации договора агенты всегда консультируют наших клиентов относительно добавления в договор страхования новых построек или каких-то новых объектов недвижимости. При стабильном количестве договоров страхования объем собранных взносов у нас растет.
ССТ: Есть ли какие-то региональные особенности с точки зрения приверженности людей к страхованию?
Ю. Г.: Конечно, у нас есть лидеры по количеству заключенных договоров и по объему премии. Прежде всего, это Москва и Московская область. Я это связываю не с большим риском стихийных бедствий, а с более развитой культурой страхования. Среди лидеров и такие регионы, как Татарстан, Нижегородская, Вологодская области, Башкортостан, Кировская и Владимирская области, Республика Чувашия. Даже Санкт-Петербург с Ленинградской областью ниже этих регионов в нашем рэнкинге.
Достаточно большой портфель у нас в республике Мордовия. Здесь очень высокий уровень проникновения: несколько лет назад он уже оценивался в 80–90 %. Наш филиал в этом регионе занимает лидирующие позиции.
ССТ: Влияет ли на формирование портфеля историческое прошлое «Росгосстраха»?
Ю. Г.: Да, конечно! В регионах, в основном, страхуют строения в небольших населенных пунктах. Многие наши агенты живут в деревнях, и всю свою деревню страхуют. И такой порядок сложился благодаря историческому наследию Госстраха.
Происходит передача договора страхования из поколения в поколение. Старики уходят, их дети становятся собственниками домов и продолжают их страховать у нас. Сложились целые династии страховых агентов, которые тоже продолжают работать с нами. Мы этим очень дорожим.
ССТ: Какие объекты гражданам нужно защищать прежде всего?
Ю. Г.: Прежде всего, нужно заботиться о страховании конструктива: стены, крыши, фундамент. Также мы очень рекомендуем страховать внутреннюю отделку и инженерное оборудование. Это более полный подход к страхованию объекта недвижимости.
Основной риск по страхованию строений, особенно деревянных, конечно, пожар. А пожар в таком случае, как правило, это полная гибель здания. Но если жилье застраховано, причем не по коробочному, а по полноценному страховому продукту на адекватную страховую стоимость, то у семьи будет возможность либо купить другое жилье, либо восстановить сгоревшее строение.
ССТ: А в многоквартирных домах есть необходимость страховать конструктив?
Ю. Г.: Безусловно, для квартир основной объект страхования — это внутренняя отделка и домашнее имущество. При этом в договор также включается страхование конструктивных элементов. Во многих домах установлены газовые плиты, и мы с вами периодически слышим о разрушении конструктива дома в результате взрыва бытового газа. Бывает, что рушатся целые подъезды.
Кроме того, для квартиры я бы рекомендовала обязательно страховать гражданскую ответственность. Если соседи сделали дорогостоящий ремонт, который испортился в результате вашего залива, то финансовые последствия могут быть крайне серьезными. В этом случае страховой полис окажет хорошую поддержку.
ССТ: Стоит ли экономить на страховании жилья?
Ю. Г.: Конечно, денег у населения немного. Но мы всегда говорим агентам, что не нужно страховать жилье на неполную стоимость. Такая экономия может выйти для владельца недвижимости боком.
Средний тариф для деревянного дома составляет сегодня 0,7 % от страховой суммы. Если дом оценивается в 1 млн руб., то годовая страховая премия составит 7 тыс. руб. Если страховать строение на 300 тыс. руб., то страховая премия составит 2 тыс. руб. То есть разница стоимости страхового полиса будет всего 5 тыс. руб. в год, а разница в компенсации — 700 тыс. Так стоит ли экономить?
Но мы понимаем, что и эти 5 тыс. руб. для многих граждан — достаточно существенные деньги. Поэтому у нас есть механизм рассрочки.
ССТ: У вас большая линейка страховых продуктов. Какие из них пользуются спросом?
Ю. Г.: Наибольшим спросом пользуются два классических страховых продукта: один — для страхования домов, другой — для страхования квартир. Мы по нашей методике рассчитываем стоимость строения с учетом его местоположения, материалов, года постройки и т. д. Мало кто из компаний проводит такую детальную оценку, это большое конкурентное преимущество «Росгосстраха». Для клиента это, по сути, бесплатная оценка его недвижимости. Наши нормы стоимости мы периодически индексируем в связи с подорожанием стройматериалов.
ССТ: Оценка недвижимости проводится по остаточной стоимости или по восстановительной?
Ю. Г.: Стоимость недвижимости рассчитывается с учетом износа. По ГК РФ мы не можем страховать на сумму, превышающую действительную стоимость имущества. Но у нас есть опция при выплате страхового возмещения — выплачивать без учета износа. Это касается частичных повреждений. 5 лет назад мы не позиционировали эту возможность, но сейчас эту опцию можно включить в любой договор за небольшое повышение тарифа. Если нужен ремонт, то мы не вычитаем из суммы ущерба процент износа. Клиент получает вполне адекватную выплату и может в полной мере восстановить то, что у него повреждено.
Также у нас есть специальное расширение покрытия по пожару в результате нарушения нормативных сроков эксплуатации и обслуживания имущества, или физического износа конструкций, оборудования, материалов. Если пожар возникает, например, по причине изношенной электропроводки, то в стандартную защиту от пожара такой риск не входит. Именно для этого сделано специальное расширение: по нашей практике мы знаем, что старая проводка встречается очень часто.
В премиальные продукты страхования жилья включены такие дополнительные опции, как телемедицина, предоставление временного проживания в гостинице, такие расширения покрытия, как поломка имущества, которое работает от электросетей, в результате перепадов напряжения. Для более дешевых пакетов такой сервис можно купить дополнительно.
Еще востребована опция страхования гражданской ответственности на время проведения ремонтных работ в квартире. По умолчанию в полис страхования гражданской ответственности такой сервис не входит. Но у каждого нашего клиента есть возможность собрать для себя практически индивидуальную программу страховой защиты.
ССТ: Оказывает ли страховая компания юридическую поддержку клиентам при наступлении страхового случая?
Ю. Г.: При покупке нашего полиса клиент получает сервис юридических консультаций, включающий консультации в области жилищного, налогового права и прав потребителей. По этим направлениям можно задать вопрос в любой день действия страхового полиса, 24 часа в сутки, без выходных и праздников. Для этого достаточно позвонить в сервисную службу, платить за консультацию не нужно.
Также у нас в полис включаются услуги электриков, сантехников и слесарей. У компании заключены договорные отношения с сервисной службой, которая через своих субподрядчиков организует сервис на местах. Конечно, есть отдаленные регионы, которые не в полном объеме доступны для предоставления этого сервиса. Но в этих случаях человек может сам вызвать ремонтную бригаду, после чего его расходы на оплату работ данных специалистов будут компенсированы.
Эти услуги оказываются не только при страховом случае. Например, у нашего застрахованного перестала работать розетка. Неисправность может привести к пожару, поэтому страховщику выгодно, чтобы был вовремя проведен ремонт.
Также во все классические продукты включена услуга «уборка помещения после страхового случая». Клиент за это не платит.
0,7% от страховой суммы — средний тариф для деревянного дома.
ССТ: Как будет дальше развиваться продуктовая линейка?
Ю. Г.: Мы всегда думаем, как еще можно сделать продукт лучше. Но не нужно менять его каждые полгода. Агентская сеть должна хорошо знать те продукты, которые предлагает страховщик. Чаще мы разрабатываем новые продукты не для агентов, а для партнерских продаж, учитывая специфику и клиентскую базу этих партнеров.
С точки зрения развития мы идем в сторону повышения уровня клиентского сервиса, стараемся сделать общение клиента с компанией более удобным и быстрым. Также мы стремимся сокращать комплекты документов при урегулировании убытка, стараемся больше взаимодействовать с клиентом через электронные каналы связи. Но основные наши клиенты, живущие в небольших населенных пунктах, это люди старшего возраста, которые, может быть, не очень дружат с интернетом и даже с телефоном. Для них проще прийти в ближайший офис или к страховому агенту, и заниматься документами с его помощью. Поэтому для нас очень важно, чтобы нашему клиенту было удобно.