- 6 мая, 2024
- 72
СТРАХОВАНИЕ НАДЕЖДЫ
Изменившиеся экономические условия диктуют новые подходы, в том числе — к страхованию от задержки сдачи строящегося объекта в эксплуатацию (DSU). Проблемы этого вида страхования находятся сегодня в фокусе внимания инвесторов, страхователей и страховщиков. Начальник управления перестрахования строительно-монтажных, буровых и оффшорных рисков РНПК Алексей Гусев рассказал в своем интервью, почему сегодня рынок находится в точке, где недопустим «местечковый волюнтаризм».
ССТ: Почему сейчас актуальна тема страхования рисков, связанных с задержкой ввода в эксплуатацию объектов?
Алексей Гусев: Инвестиционные проекты, которые в настоящее время осуществляются в России, в основном, финансируются государством и банками с государственным участием: ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк и др. Эти банки трепетно относятся к вопросам страхования, и условия о наличии страхования от задержки сдачи строящегося объекта в эксплуатацию (DSU) являются обязательными. Ранее столь жестких требований не было, но их мотивация понятна.
ССТ: Если есть требования банка о необходимости страхования, то клиент заключает договор со страховщиком. В чем же проблема?
А. Г.: Риск задержки сдачи объекта в эксплуатацию не страхуется без строительно-монтажных рисков — СМР. Триггером страхуемой задержки ввода объекта в эксплуатацию должен выступать именно страховой случай по СМР. DSU не работает в случаях, связанных с проблемами финансирования, непоставкой оборудования и др. Например, если площадка готова, а оборудование не поставлено, то это не страховой случай.
Но рассмотрим иную ситуацию. Эксклюзивное импортное оборудование, допустим, западноевропейского производства, закуплено и доставлено в условиях менее жесткого, чем сейчас, санкционного режима, но уничтожено в результате аварии при пусконаладочных работах. Приобрести его заново невозможно. Поиск отечественных аналогов или аналогов, которые производятся в дружественных странах, приводит к серьезному усложнению логистической составляющей. Соответственно, задержка ввода в эксплуатацию увеличивается по сравнению с ситуацией, когда надлежащее оборудование приобреталось бы у изначального поставщика или производителя.
Таким образом, ситуация включает в себя как классически нестрахуемые, так и страхуемые задержки. Это одна из ключевых современных проблем, из-за которой данный вид страхования попадает в фокус особого внимания страховщика и перестраховщика.
ССТ: Страховщики более пристально смотрят на эти риски?
А. Г.: Сейчас мы находимся в начальной точке пути формирования модели перестрахования DSU в новых реалиях. Прорабатываются и обсуждаются самые разные варианты, которые позволят страховщикам разумно снизить экспозицию риска, и в то же время не брать на себя повышенных обязательств перед страхователем, которые впоследствии будет затруднительно исполнить. Все должно быть честно: нельзя страховать то, за что ты потом не сможешь заплатить.
ССТ: Какие варианты могут быть предложены?
А. Г.: Первое — это изменение подходов к андеррайтингу и финансовому моделированию. Ранее к задержке ввода в эксплуатацию относились как к экзотическому придатку полиса СМР, разрабатывать особые подходы к этой составляющей было нецелесообразно. Сейчас же она представляется существенным риском, заслуживающим весьма щепетильного отношения. Возникает необходимость внимательного изучения страховщиком финансовых моделей клиентов, в том числе, с привлечением на первых порах сторонних экспертов, например, из аудиторских компаний.
ССТ: В Вашем примере про поиск замены утраченному оборудованию — страховщик принимает участие в этом процессе?
А. Г.: Это должно быть двустороннее движение, совместная задача страхователя, страховщика и РНПК. Мы рассчитываем, что страхователи будут открыто обсуждать возможные аналоги в случае гибели основного оборудования. Мы сами всегда уточняем у страхователя, есть ли у него «план Б», если что-то случится с закупленным импортным оборудованием производства недружественных стран.
На отечественном рынке аналогов сейчас стало больше, однако, к сожалению, они применимы не для всего оборудования. Также в случае выбора отечественного производителя мы всегда можем провести экспертизу на производстве и сделать вывод, почему именно этим оборудованием можно заменить зарубежное. В то время как для китайских аналогов сформировать детальное понимание зачастую не представляется возможным. Хотя, в целом, я не могу сказать ничего плохого об их производстве.
Именно поэтому я отметил важность встречного движения. Сторона, закупающая оборудование в надежде проработать на нем много лет, должна проводить определенные экспертизы. Мы, в свою очередь, тоже должны правильно оценить все возможные риски. Инженерный центр у нас есть, человеческие ресурсы позволяют.
Страхуя чистую прибыль, мы страхуем возлагаемые на проект надежды. В этом главное отличие от страхования перерывов производства (BI) в имуществе, где мы уже видим отчетность предприятия за несколько лет, или, если речь идет о новом предприятии, по крайней мере, готовую производственную мощность, способную генерировать доход.
ССТ: РНПК в этом направлении видит зону крупных убытков?
А. Г.: Мы не просто ее видим, мы уже находимся в ней. В конце прошлого года мы получили несколько крупных убытков на этапе пусконаладочных работ. Сумма каждого из них может составить десятки миллиардов рублей. Доля РНПК достаточно существенна.
Вызывает тревогу то, что убытки произошли кучно и однотипно, именно в тех условиях, которые мешают урегулированию убытка и напрямую увеличивают его размер. Я говорил выше о логистике и подобной проблематике.
ССТ: Как еще можно снизить степень риска?
А. Г.: Это всевозможные оговорки к условиям страхования, которые ограничивают объем ответственности страховщика. Первую оговорку, которая родилась в момент, когда мы столкнулись с новыми реалиями в 2022 году, мы так и назвали — оговорка об аналогах. Страховщик не будет платить за период простоя, в течение которого не производились активные поиски отечественного или дружественного иностранного аналога оборудования. То есть мы покрываем только те затраты, которые страхователь понес в связи с задержкой в условиях эффективного поиска и «подгонки» аналога под проект, монтажа отечественного или «дружественного» оборудования.
Есть и другие оговорки, например, ограничение периода возмещения. Мы понимаем, что, чем покрываемый период задержки продолжительнее, тем больше может быть вероятность наложения различных событий из-за задержек по другим причинам, и, значит, процесс расследования будет сложнее. Резерв заявленного убытка в таких случаях станет колоссальным. Мы будем стремиться переходить к меньшим периодам возмещения.
ССТ: Планируется ли как-то работать с составом возмещаемых затрат?
А. Г.: Страховая сумма по DSU обычно состоит из чистой прибыли и условно постоянных расходов: аренда, зарплата, налоги, расходы на обслуживание долга и т. д. Страхуя чистую прибыль, мы страхуем возлагаемые на проект надежды. В этом — главное отличие от страхования перерывов производства (BI) в имуществе, где мы уже видим отчетность предприятия за несколько лет или, если речь идет о новом предприятии, по крайней мере, готовую производственную мощность, способную генерировать доход.
При запуске строящего инвестпроекта у нас есть только финансовый план. Даже если финансовые модели обновляются каждый квартал (а именно так должно происходить до сдачи объекта в эксплуатацию), по прошествии очередного трехмесячного срока мы можем обнаружить, что финансовая модель изменилась коренным образом. Соответственно, это корректирует размер затрат и чистой прибыли, которую изначально предусматривал проект.
Повторю, что страхование DSU тесно связано со страховым случаем по СМР, за исключением страхования задержек, зависящих от трудностей финансирования проекта. Однако зачастую очень сложно понять, из-за воздействия какого фактора не получена чистая прибыль.
ССТ: Как можно разрешить эту ситуацию?
А. Г.: Мир изменился. Делать вид, что мы по-прежнему можем страховать риски DSU на тех же принципах, как делали раньше, невозможно.
Диалог на этот счет с банками нам еще только предстоит пройти. В текущей ситуации страхование видится идеальным вариантом хеджирования рисков. Однако мы не можем страховать все риски, закрыв глаза и любой ценой. Возможно, сейчас мы находимся в той точке, когда допустить местечковый волюнтаризм невозможно. Мы открыты для диалога и рассчитываем, что все обсуждения будут проходить на базе взаимного уважения интересов инвесторов, страхователей и страховщиков.
В текущей ситуации страхование видится идеальным вариантом хеджирования рисков. Однако мы не можем страховать все риски, закрыв глаза и любой ценой. Мы открыты для диалога и рассчитываем, что все обсуждения будут проходить на базе взаимного уважения интересов инвесторов, страхователей и страховщиков.