• 2 сентября, 2017
  • 125

ВСС ПРОЛОЖИТ РЕЛЬСЫ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Юргенс Игорь

Президент Всероссийского союза страховщиков

Мир переживает этап дигитализации: экономика переходит на «цифровые рельсы». Одним из направлений цифровой экономики является интеллектуальное управление глобальными социальными и экономическими рисками страны. России нужно предложить миру конкурентоспособный проект цифровой экономики, который нивелирует ключевые конкурентные преимущества Запада: контроль за мировыми финансами, технологиями и стандартами.

Качественное развитие страховой отрасли и общественная значимость страховой услуги находятся в плоскости управления возможными возникающими рисками.

Индустрии необходимо развивать навыки и компетенции в части работы с рисками на опережение, заниматься выявлением слабых мест и потенциальных зон возникновения риска с целью его предотвращения и минимизации.

Одной из основных задач цифровой экономики является снижение транзакционных издержек. Например, раньше авиабилеты продавались только в кассах. Соответственно, в их стоимость была заложена соответствующая комиссия: расходы на зарплату кассира, аренду помещения и так далее. В настоящее время до 80 % авиабилетов продается через Интернет, что исключает эти расходы.

Главная функция страхования — финансовое планирование. Этот подход позволяет в случае ущерба, независимо от каких-либо обстоятельств, не понести дополнительные расходы. Страховщику для грамотного финансового планирования необходимо оценивать риски и вероятность материального ущерба от влияния внешних природных и прочих факторов. Грамотный подход в этом направлении, например, на крупном производстве с привлечением крупного оборотного капитала, позволит снизить объем ресурсов.


Экономические последствия недооценки рисков (по оценкам ВВС на основе данных открытых источников) — затраты* на компенсацию потерь от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за последние 5 лет:

12 трлн руб. — восстановление инфраструктуры

0,1 трлн руб. — выплаты компенсаций гражданам


* Суммы складываются из прямых расходов бюджетов разных уровней, недополученных сумм и дозакупок за рубежом.

ВСС анонсировал проект создания риск-офиса. Собирая данные из глобальной системы, мы готовы изучать сущность риска как вероятность возникновения убытков. На основании полученной из всех доступных баз информации и статистики появится возможность сформулировать прогноз по объекту страхования. Снижая неопределенность, мы сможем управлять второй сущностью риска — ущербом, т. е. проводить предиктивные мероприятия, которые снизят риск наступления страхового случая. Этот процесс позволит компаниям сокращать капиталоемкость бизнес-процессов и технологических цепочек, уменьшать оборотный капитал на производство продукции.

Страхование как риск-менеджмент в парадигме цифровой экономики работает со всеми сущностями риска (неопределенность, ущерб и возможность). На основании предиктивных аналитических моделей это позволяет нам купировать зону риска, снижать потребность в оборотном капитале, повышать капитализацию всей экономики.

Свидетельства о растущем бремени незастрахованных потерь от природных катастроф в 1970–2015 гг., в млрд $

Страховому сообществу предстоит стать частью глобальной цифровой экосистемы. Анализируя статистику, страховые компании смогут моделировать возможные риски, проводить предупредительные мероприятия по их минимизации, что в результате повысит капитализацию застрахованных объектов. Механизм управления рисками с помощью страховых компаний будет встроен во все производственно-экономические цепочки.

Роль страхования в такой глобальной экосистеме, как цифровая экономика заключается в управлении не рисками объекта страхования, а рисками всей производственной цепочки.

Преимущества от реализации проекта «ВСС — глобальный офис по управлению рисками для всей страны»:
  • Страховщики становятся настоящими риск-менеджерами, то есть выполняют свою настоящую функцию в экономике страны.
  • Повышается страховая емкость.
  • Граждане получают снижение страховых тарифов и повышение страховых сумм, как следствие оптимизации рисков.
  • Страховщик четко понимает, какие риски характерны для объекта страхования.
  • На основании данных статистики облегчается планирование региональных бюджетов.
  • Средства налогоплательщиков расходуются более эффективно.
  • Экономика становится более прозрачной, повышается капитализация всей страны.

Задача ВСС в данной системе как глобального риск-офиса состоит в определении правил, стандартов и инструментария, которые будут помогать всей отрасли выполнять функцию риск-менеджера.

Объективная оценка и работа с рисками позволит гармонизировать законодательство, качественно формировать бюджетные фонды всех уровней, направленные на профилактику негативных явлений и компенсацию потерь в случае их реализации. Например, если мы понимаем, что регион подвержен негативным природным явлениям, то наличие рассчитанных рисков поможет сформировать достаточный региональный бюджет помощи при ЧС, часть рисков передать страховщикам, а часть — оставить на ответственности граждан и хозяйствующих субъектов.

ВСС – глобальный офис по управлению рисками для всей страны

Сравнение характеристик баз данных, используемых на уровне бизнеса и государства

Современные технологии позволяют реализовать идею глобального риск-офиса. Фактически, на базе ВСС будет создан некий хаб, который собирает информацию о самых разных событиях, обрабатывает статистическую информацию, проводит предиктивный анализ и выдает сценарии развития отраслей, регионов, производств и так далее. То есть дает возможность прогнозировать возникновение рисков.

Успешные примеры внедрения таких подходов уже есть. Например, в Корее внедрена масштабная программа по управлению данными. Там Национальное Информационное Агентство (NIA) запустило специальный «Центр Развития Больших Данных», где в рамках института государственно-частного партнерства реализуется множество проектов:

  • по сбору данных из разных источников;
  • созданию эффективного механизма обработки данных;
  • использованию полученных данных для предсказания/выявления тех или иных феноменов.

Сейчас похожую модель запускает Китай. Есть подобный опыт и в США. Безусловно, полномасштабная реализация проекта потребует вовлечения в проект всех министерств и ведомств, которые занимаются сбором данных. Прежде всего это — МВД и МЧС, затем Минсельхоз, аккумулирующий статистику, связанную с потерями урожая, Росгидромет, Роскосмос — у них масса данных, которые дают космические снимки. В определенном объеме, безусловно, могут быть привлечены и региональные власти, и вузы, и исследовательские центры.

За несколько ближайших месяцев нам предстоит разработать верхнеуровневую стратегию развития проекта. В ней будет отражена «дорожная карта» перехода к новым принципам управления глобальными рисками страны. Иллюзий нет — предстоит огромная работа по продвижению страхования как инструмента риск-менеджмента, но она необходима.

БЕЗОПАСНОСТЬ – ОБЩЕЕ ДЕЛО

«ССТ» начал опрос глав регионов России о том, как построена работа с рисками в субъектах Российской Федерации. Публикуем первые ответы.

 

 САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ 

Один из ведущих российских промышленных регионов, где расположено около 800 крупных и средних предприятий, характеризуется многообразием отраслей промышленности. Обладает развитым сельским хозяйством, основу которого составляет растениеводство.

Меры региона по предупреждению и минимизации последствий ЧС.

Работа по предупреждению ЧС включает комплекс мер: мониторинг и прогнозирование, ведение паспорта безопасности территории области и муниципальных образований, надзор и контроль обеспечения безопасности, проведение инженерно-технических мероприятий, информирование и подготовка населения и др.

Постановлением Правительства Самарской области утверждена госпрограмма «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Самарской области на 2014–2019 гг.».

Территориальный центр мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС ГКУ Самарской области «Центр по делам ГО, ПБ и ЧС» анализирует информацию и готовит прогностические решения.

Главное управление МЧС России по Самарской области рассматривает планы мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, сведения о проведенных мероприятиях, осуществляет проверки. Также контроль выполняется комиссиями: по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, противопаводковыми, эвакуационными, противоэпизоотическими, а также комиссиями повышения устойчивости функционирования объектов экономики.

Для предупреждения и ликвидации последствий ЧС на территории области создан «Резервный фонд» и накоплены резервы материальных ресурсов на уровне региона и в муниципальных образованиях. Законом о бюджете Самарской области предусмотрено распределение бюджетных ассигнований до 351,5 млн руб. в 2017 г. на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий ЧС.

Информация предоставлена Департаментом информационной политики Администрации губернатора Самарской области

 

 ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 

«Развитие системы гражданской защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций — мы понимаем, что это те задачи, которые нужно решать в первую очередь всем органам власти».

 Воронежская область.

Регион входит в первую пятерку наиболее динамично развивающихся регионов РФ. Структура экономики области — индустриально-аграрная.

Риски региона.

В среднем в течение года на территории области происходит одна природная чрезвычайная ситуация, связанная с неблагоприятными погодными явлениями.

 

Меры региона по предупреждению и минимизации последствий ЧС.

Для ликвидации и минимизации последствий ЧС в Воронежской области на 2017 год создан финансовый резерв, который согласно закону Воронежской области от 02.05.2017 № 40-ОЗ об областном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. составляет 235,6 млн руб., в том числе 35 млн руб. — на мероприятия, связанные с предупреждением возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчением возможных последствий стихийных бедствий. Порядок выделения и использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Воронежской области определен постановлением правительства Воронежской области от 05.04.2010 г. № 254.

Финансовый резерв муниципальных образований составляет 78,3 млн руб.

Информация предоставлена Управлением по взаимодействию с административными и военными органами правительства Воронежской области

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над двумя проектами федерального закона № 155278-8 и № 155316-8.

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 1134126-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового…

Итоги взаимодействия ВСС, РСА и НССО с палатами ФС…

Продолжилась работа над проектом федерального закона № 63052-8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности…