- 20 августа, 2024
- 24
Зарплаты водителей грузовиков показали самый высокий годовой прирост на рынке труда
Водители грузовых автомобилей оказались лидерами по темпам роста зарплат в первом полугодии: за январь-июнь 2024 года медианный уровень оплаты их труда увеличился на 74% год к году, тогда как темпы роста зарплат в остальных профессиях выросли максимум на 60%, сообщается в исследовании ассоциации «АвтоГрузЭкс» ПЭК и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, подготовленном совместно с «Байкал-Сервис ТК», Delko, «МТЭК Логистик» и ГЛТ. Бизнес прогнозирует дальнейший рост зарплат водителей грузовиков на 10-30% на фоне растущего дефицита этой категории сотрудников.
В этом году медианная зарплата водителей грузовиков составила 131 тыс. руб. — по уровню оплаты труда данная категория сотрудников заняла 23 место среди 174 специальностей в России, выяснили платформа онлайн-рекрутинга hh.ru, «АвтоГрузЭкс» и ПЭК, проанализировав показатели за январь-июнь 2023 и 2024 годов.
Для сравнения: в топ-5 самых высокооплачиваемых специальностей вошли DevOps-инженер (250 тыс. руб.), руководители группы разработки (214 тыс. руб.) и специалисты по работе с данными (197 тыс. руб.), коммерческие директора (184 тыс. руб.) и системные аналитики (180 тыс. руб.). При этом уровень оплаты свыше 100 тыс. руб. в первой половине года предлагали в 44 категориях из 178.
«АвтоГрузЭкс», ПЭК и hh.ru также провели опрос, который показал, что зарплатные ожидания большинства водителей грузовиков соответствуют предлагаемому уровню оплаты труда либо превышают его.
Большинство опрошенных соискателей хотели бы зарабатывать более 100 тыс. руб.: 48% работников планируют получать 150-200 тыс. руб., 29% — 101-150 тыс. руб., 11% — от 200 тыс. руб.
Самые высокие ожидания по уровню оплаты труда у водителей грузовиков в возрасте от 25 до 44 лет. Из числа респондентов в возрасте от 35 до 44 лет зарплату свыше 100 тыс. руб. хотели бы получать 89% опрошенных, в том числе 54% — 150-200 тыс. руб. и 13% — свыше 200 тыс. руб. Среди участников опроса в возрасте от 25 до 34 лет на оплату труда выше 100 тыс. руб. рассчитывают 72%, в том числе 41% — 150-200 тыс. руб. и 8% — свыше 200 тыс. руб.
На доход свыше 100 тыс. руб. ориентируются преимущественно жители Москвы и Санкт-Петербурга (91% и 87% соответственно). Среди жителей прочих регионов таких работников меньше — 73%.
За два года уровень дохода почти половины опрошенных (46%) увеличился: у каждого третьего — в пределах 50%. О более высоком приросте рассказал каждый восьмой опрошенный (13%). У 35% участников опроса уровень дохода остался прежним, тогда как каждый пятый (19%) сообщил о его снижении.
Чаще других об увеличении уровня дохода говорили респонденты в возрасте от 25 до 34 лет (58%) и от 35 до 44 лет (54%), среди работников постарше таковых меньше — 40% из числа участников опроса в возрасте от 45 до 54 лет и 20% из числа опрошенных старше 55 лет.
До конца года уровень оплаты труда водителей грузовиков может увеличиться на 10-30%, так как дефицит этой категории сотрудников обостряется, прогнозирует Вадим Филатов, президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов».
Согласно данным «АвтоГрузЭкс», в январе-июне 2024 года наиболее острая нехватка работников наблюдалась в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Новосибирске.
Как сообщил Александр Зарецкий, первый заместитель генерального директора ООО «Байкал Сервис ТК», с начала года средний срок закрытия одной вакансии в этой категории увеличился на 35%. Затраты на подбор кандидатов выросли на 15% год к году, добавил Евгений Симаков, коммерческий директор «МТЭК-Логистик».
«Новых кадров практически не появляется, поэтому зарплатная гонка за сотрудников продолжится», — подчеркнул Павел Горбунов, глава ГК ГЛТ.
Рост зарплат, устаревание профессии и возможные меры
Чтобы привлечь новых и удержать действующих водителей грузовиков, в первом полугодии 2024 года большинство опрошенных перевозчиков увеличили их зарплаты. Например, как рассказал Александр Зарецкий, с начала этого года ООО «Байкал-Сервис ТК» буквально в режиме онлайн пересматривает уровень оплаты труда и старается удержать его выше средних показателей на рынке.
При этом важно не только увеличивать ФОТ, но и улучшать условия труда водителей грузовиков, подчеркнул Евгений Симаков, коммерческий директор «МТЭК-Логистик». «Работникам, в одиночку управляющим автомобилями в напряженной дорожной обстановке, требуется более экологичное общение. Для этого “МТЭК-Логистик” запустила обучение диспетчеров, логистов и других сотрудников, которые взаимодействуют с водителями, “мягким навыкам”, а также перестроила модель коммуникации между работниками», — рассказал он.
GR-директор Delko Николай Киселев добавил, что перевозчик регулярно измеряет уровень лояльности сотрудников (eNPS), а затем, на основе полученных данных, улучшает условия труда водителей: совершенствует их график, перестраивает коммуникацию с другими отделениями компании, запускает розыгрыши ценных призов.
«Авто-ПЭК» отдельно оплачивает выполнение смежных функций (погрузка/разгрузка, растентовка и т.д.), заранее направляет водителям суточные и компенсирует простои машин, пояснил генеральный директор компании Дмитрий Иевлев. Для улучшения условий труда в рейсе перевозчик старается выстроить маршруты доставки через дома сотрудников, чтобы они успели провести несколько часов в кругу семьи. В этом году компания доработала и запустила программу страхования здоровья и жизни для водителей категории «СЕ», добавил он.
«Байкал-Сервис ТК» также планирует расширить социальный пакет для водителей: перевозчик разрабатывает для них отдельные полисы дополнительного медицинского страхования (ДМС), систему компенсации расходов и другие преференции.
ГЛТ расширяет перечень доплат для водителей, ориентируясь на категории грузов, вид топлива, протяженность рейса, для улучшения условий труда — сокращает время простоев техники при ремонте, рассказал Павел Горбунов.
Вадим Филатов:
«Перевозчики стараются привлечь новых и удержать действующих работников собственными силами, но этого недостаточно. За последние годы средний возраст водителя грузовика в России увеличился с 48 до 54 лет. Через пять лет, когда этот показатель окажется на предпенсионной отметке — 59 лет — большинство возрастных работников покинет профессию. В результате Россия столкнется с нехваткой транспортных средств для доставки грузов».
Он подчеркнул: компаниям совместно с государственными органами важно ускоренными темпами запустить новый проект, который поможет привлечь больше молодых людей в профессию и ускорить обучение будущих работников.
По словам Вадима Филатов, молодежь редко приходит в профессию не только из-за падения ее престижа, но и также из-за высокой стоимости обучения, которая составляет в среднем 150 тыс. руб., а также длительного срока подготовки — до 1,5 лет.
Согласно данным «АвтоГрузЭкс», не хватает и автошкол, которые обучают водителей категории «СЕ» — их подготовкой занимаются менее половины площадок по всей стране. Большая часть действующих площадок готовят учеников на устаревших тягачах с прицепами, не обучают навыкам управления современной техникой, заполнению документов, не дают знаний в области крепления грузов. «Поэтому в первую очередь важно обновить технику, затем — запустить в автошколах обучение основам профессии «водитель-экспедитор». Необходимо снизить срок подготовки этой категории сотрудников в шесть раз – до трех месяцев, внедрив в программу сквозные модули», — отметил Вадим Филатов.
«АвтоГрузЭкс» дорабатывает предложения для усовершенствования программы обучения водителей грузовиков и меры поддержки, которые помогут решить проблему дефицита водителей.