Страхованию нужен антифрод

В числе причин, приводящих к потере денежных средств и снижению доходности страхового бизнеса, мошенничество по-прежнему остается на первом месте. Противостоять растущему количеству, размаху и сложности финансовых преступлений помогут отраслевая методология, автоматизированные средства аналитики и сотрудничество. К такому выводу пришли участники бизнес-завтрака «Борьба с мошенничеством в страховых компаниях», организованного компанией SAS Россия/СНГ.

По факту, на фоне кризиса и технологического развития преступных групп, проблема мошенничества обостряется. Так, по данным Росгосстраха, в 2015 году было выявлено более 6,7 тысяч случаев страхового мошенничества на общую сумму 1,6 млрд рублей, что на 34% больше, чем годом ранее. По данным за 2014 год, страховой рынок России потерял в результате мошеннических операций более 50 млрд рублей, или 10% премий за период. Цифры за 2015 год еще не опубликованы, но эксперты единодушны в том, что они окажутся еще выше.

Подход SAS к выявлению разных видов страхового мошенничества представил Дмитрий Коновалов, руководитель направления противодействия мошенничеству SAS Россия/СНГ. Он подчеркнул важность инструментов сбора и обогащения данных, в том числе за счет информации из внешних источников, инструментов текстовой аналитики, предиктивной аналитики и поиска аномалий, а также средств для выявления мошеннических сетей.

Отсутствие в компаниях эффективных механизмов для противодействия мошенничеству негативно отражается на репутации страховой отрасли в целом. «В России до сих пор бытует расхожее мнение, активно поддерживаемое средствами массовой информации, что страховщики не хотят выплачивать компенсации, намеренно затягивают сроки рассмотрения заявок и занижают оценку ущерба. Это не так, но пока не будет четкой методологии и современных автоматизированных систем, очень много добросовестных клиентов находятся под угрозой попасть под подозрение и дольше ожидать выплаты. Аналитика позволяет рассчитывать вероятность, что заявленный убыток является мошенническим или, наоборот – что в нём отсутствуют признаки мошенничества, и проводить расследования точечно», – комментирует Дмитрий Коновалов.

В числе главных проблем при борьбе с мошенничеством участники мероприятия отметили как раз отсутствие взаимодействия с правоохранительными органами, недостаточный обмен информацией между страховщиками и отсутствие методологии. «По вопросам противодействия мошенничеству мы не конкуренты, а партнеры. Нам нужно обмениваться не только опытом, но и данными о недобросовестных клиентах, высокорисковых объектах страхования и страховых случаях. Естественно, в рамках законодательства о защите персональных данных. Нужно обсуждать новые схемы и подходы к выявлению фрода», – уверен Андрей Жуков, заместитель руководителя Департамента противодействия мошенничеству ВСК. В своем докладе он поделился с участниками опытом проведения предстраховой проверки автомобилей, в том числе анализа предоставляемых фотографий. «После введения обязательной предстраховой проверки транспортных средств, частота хищений автомашин снизилась примерно на 30%», – сообщил Жуков.

На встрече были подняты также вопросы конфликта интересов между продающими подразделениями и службой безопасности. Агенты и менеджеры по продажам получают свой процент от стоимости полисов. «Им выгоднее сейчас продать и получить свою комиссию с 50 тысяч, а то, что в перспективе это принесет миллионы рублей убытков, их не волнует», – поделился опытом один из участников. Эксперты пришли ко мнению, что необходимо пересматривать систему оценки эффективности сотрудников, занимающихся продажами, чтобы они напрямую были заинтересованы в качестве портфеля компании, а не в количестве проданных полисов. Разрешить этот конфликт интересов, по мнению, Дмитрия Коновалова, позволит интеграция решения для выявления мошенничества с приложениями клиентской аналитики. В России SAS уже выполняет такие проекты.

«Рынок сейчас лихорадит. Некоторые компании уходят, проходят поглощения, где-то – обыски. За последнее десятилетие накопились нерешенные проблемы противодействия мошенничеству в страховом секторе, а если брать шире, то в блоке защиты бизнеса в целом. Мошенники при этом на месте не стояли. Поэтому сейчас важно объединить усилия и активнее обмениваться уже наработанным опытом и новыми идеями. Я надеюсь, такие встречи станут регулярными»,- резюмирует Владимир Клеев, директор Дирекции информационного мониторинга Департамента противодействия мошенничеству ВСК.

О компании:

Компания SAS является крупнейшей в мире частной IT-компанией, специализирующейся на разработке и продаже решений и услуг в области бизнес-аналитики. Компания основана в 1976 году, и сегодня в ее офисах по всему миру работают более 13,8 тыс. сотрудников. В течение 40 лет годовой доход SAS постоянно возрастал и в 2015 г. достиг 3,16 млрд долларов. Клиентами SAS являются более 80 тысяч организаций в 138 странах мира. Среди них – 91 компания из первой сотни лидеров, включенных в список «2015 FORTUNE Global 500®». По данным IDC от 2015 года, SAS занимает более 33% мирового рынка углубленной аналитики. В России и странах СНГ компания SAS начала работу в 1996 году. Заказчикам компания SAS предлагает полный спектр решений и услуг в области бизнес-аналитики: консалтинг, внедрение, обучение и техническую поддержку. Клиентами SAS в России и СНГ являются все 10 крупнейших российских банков (Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк и др.), РЖД, «Аэрофлот», крупнейшие компании из страхового, телекоммуникационного и топливно-энергетического сектора, государственные организации.
 

Похожие статьи

Просоциальный мозг: почему нам необходимы связи и что происходит…

Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского…

Секрет кефира: как пробиотики и метабиотики оздоравливают микробиоту. Объясняет…

Дмитрий Геннадьевич Карпенко, кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии Института клинической медицины Пироговского Университета Минздрава России.
РСА считает, что меры ЦБ сделают тарифы ОСАГО более справедливыми

РСА считает, что меры ЦБ сделают тарифы ОСАГО более…

Банк России внес изменения в тарифы ОСАГО и актуализировал значения территориального коэффициента (КТ).