- 8 сентября, 2022
- 213
ПОВЕСТКА ESG ДОЛЖНА СТАТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ
Социальная ответственность бизнеса, улучшение экологической ситуации, финансирование социально значимых проектов, в том числе в области экологии, по-прежнему остаются в повестке дня. По мнению председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии Сергея Алексеева, Россия сегодня должна строить свою собственную ESG-систему, исходя из государственных интересов.
Современные страховые технологии: Как сейчас трансформировалась дискуссия по теме ESG?
Сергей Алексеев: Сначала все считали, что эта тема вообще «умерла», но в мае началось оживление повестки. Конечно, мы не будем рассматривать ESG как необходимый инструмент получения западных денег, но это та парадигма, от которой мы не можем отказаться. ESG — это и социальная ответственность бизнеса, и улучшение экологической ситуации, и финансирование социально значимых проектов, в том числе в области экологии.
Члены межведомственной рабочей группы (МРГ), руководит которой советник, специальный представитель Президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев, уже говорят о том, что мы должны делать собственную климатическую повестку без оглядки на наших западных партнеров, исходя из наших собственных интересов.
За образец можно брать Китай, где выстроена своя собственная система. Правда, они ее делали вместе с немецкими коллегами, но если в Европе стоимость углеродной единицы составляет от 50 до 70 евро, то в Китае — от 1 до 10 долларов. В Индии в рамках ESG тоже идут своим путем. Там цены за углеродные единицы составляют 1–5 долларов, а не 50–70 евро. И предприятия, которые выполняют требования местного национального законодательства, по мнению правительства Индии, не обязаны доплачивать разницу между национальной стоимостью углеродной единицы и той, которую навязывает Европа.
ССТ: Получается, мы должны игнорировать западные стандарты и разрабатывать свои национальные?
С. А.: Россия — огромная страна. Мы не можем и не должны брать за пример маленькую Европу. У нас вообще все подходы должны быть разными в разных регионах. Наша задача — трансформировать ESG-проблематику в сугубо национальный проект, который впоследствии можно будет состыковать с тем, что будет сделано в Евросоюзе.
По аналогии давайте посмотрим на работу ISO — международной организации, занимающейся выпуском стандартов качества, безопасности, экологии и т. п. При распространении в России стандарты ISO заставили ответственных чиновников задуматься, как привести к единым нормам наш бизнес. Тот же принцип работает и в вопросах экологии.
Недавно я был на Первоуральском трубном заводе. Они в самом вредном цехе поставили новые системы оборотного водоснабжения российской разработки. У них сбросы вредных веществ минимальны: 80–85 % воды из цеха после очистки возвращается обратно на следующий цикл. Аналогичная система должна была быть построена на Байкальском ЦБК еще 20 лет назад, но почему-то этот проект не реализовали, поэтому там теперь большие проблемы. А ведь это все и есть элементы ESG!
ССТ: Какие практические проекты в области ESG сейчас нужны?
С. А.: Сегодня рассматривается проект подготовленного правительством документа о льготном финансировании предприятий, которые собираются делать карбоновые фермы. Это территории, на которых с помощью специальных технологий увеличивается поглощение углекислого газа и производятся так называемые углеродные единицы. Их в качестве компенсации выбросов парниковых газов в атмосферу должны будут покупать производства, неспособные перейти на углеродонейтральную продукцию. Да, еще нет толком углеродного регулирования, но проектами-то мы занимаемся!
Также важно запускать свои спутники для контроля леса. Контролировать состояние лесов можно только из космоса, а данных нам сейчас не дают.
ССТ: Такие проекты требуют мощного финансирования. Где искать деньги?
С. А.: Понятно, что экология как таковая не окупаема. Но надо понимать, что экология зачастую равна модернизации. Вот, например, сейчас в Братске в рамках нацпроекта «Чистая страна» за счет Фонда развития промышленности (ФРП) устанавливаются новые шлакоулавливающие фильтры. Это модернизация оборудования, но финансирование они получают по разделу «Экология», недавно введенном ФРП.
Сегодня кредитование модернизации производства возможно, только если технологии соответствуют справочникам НДТ — наилучших доступных технологий. Такие проекты могут получать льготное финансирование из бюджета под 5 % на 84 месяца. При этом окупаемость проекта будет достигаться в том числе и за счет уменьшения экологических платежей. Снижение платы за негативное воздействие поможет улучшить экономические показатели предприятия и направить часть выручки на погашение кредита.