- 16 декабря, 2023
- 112
РНПК: МОНОПОЛИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЗРАЧНЫМИ
За последнее время из доминирующего игрока на рынке перестрахования РНПК стала фактическим монополистом. К каким изменениям парадигмы развития это привело, и какие стратегические задачи стоят сейчас перед компанией, в своем интервью рассказала Президент — Председатель Правления РНПК Наталья Карпова.
ССТ: Как изменилась роль РНПК на российском рынке?
Наталья Карпова: До недавнего времени страховщики могли обращаться за перестрахованием как к российскому, так и к зарубежному рынку. Сейчас фактически осталась одна РНПК. Ранее мы были свободны в принятии решений, в том числе по рискам, теперь такой подход практически невозможен. По сути, сначала у нас было доминирующее положение на рынке, а теперь оно стало монопольным.
В момент, когда рынок это осознал, мы получили предложение регламентировать все условия перестрахования и сделать их одинаковыми для всех. Идея правильная, однако имеет свои ограничения. Одинаковые условия по облигаторам страховщикам, у которых абсолютно разные портфели, давать невозможно.
ССТ: Как сейчас разрешается это противоречие?
Н. К.: В рамках факультативного перестрахования для всех страховщиков мы даем одинаковые условия покрытия. Это всегда оценка конкретного риска, например, торгового центра или складского комплекса. По конкретному объекту не может быть разных условий для разных компаний.
Конкуренция на страховом рынке происходит в основном за счет облигаторного перестрахования. У всех страховщиков в портфелях находятся разные совокупности рисков: у кого-то больше энергетических объектов, у кого-то — жилые комплексы, склады, трубопроводы и др. Поэтому каждый облигаторный договор индивидуален. При этом мы пытаемся вычленить элементы, которые можно регламентировать, и те, которые останутся индивидуальными. Страховой рынок согласился с таким подходом.
В момент, когда РНПК заняла монопольное положение, появилась необходимость в общих правилах. Например, уведомлять об изменениях (требованиях, оговорках, условиях) как минимум за 4 месяца, чтобы рынок мог дать обратную связь и адаптироваться под вводимые изменения.
ССТ: Когда вы прорабатываете изменения, вы советуетесь со страховщиками?
Н. К.: Конечно, мы всегда стараемся слушать всех, кому есть что сказать. Наша целевая аудитория не ограничивается только страховщиками. Внедряя новую концепцию, мы должны также думать о клиентах.
Иногда страховщики специально приглашают клиентов к нам, чтобы подробно обсудить риски и наши требования к ним. Есть другие случаи, когда клиенты обращаются к нам сами, чтобы разобраться в ситуации, перепроверить, насколько правдивую информацию предоставляет ему страховая компания.
Однако далеко не все страховщики одобряют такие контакты. В случае, когда клиент знает цену перестрахования, он абсолютно четко понимает, сколько добавляет к цене перестрахования прямой страховщик, и это может послужить основанием для дополнительного торга.
Мы сами никогда не инициируем встречи с клиентами, однако, если ему необходима наша консультация, мы ее предоставляем.
ССТ: Есть ли шанс застраховать свои риски у клиента, которого не хотят брать страховщики?
Н. К.: Когда у клиента плохой риск, нужно четко донести проблему до его понимания. Здесь необходимо отметить важность корректной работы риск-менеджеров самого предприятия: они должны понимать, о чем говорят страховщики, что влияет на стоимость договора и как лучше организовать страховую защиту.
В таких ситуациях РНПК, в первую очередь, выступает как эксперт. На мой взгляд, за эти два года нам удалось стать своего рода авторитетным третейским судьей для рынка и клиентов, к кому можно обратиться и получить исчерпывающую консультацию. Став монополистом, мы должны быть еще более прозрачными и объективными. Ни у кого не должно быть сомнений в том, что мы принимаем решения независимо, максимально дистанцируясь от поддержки интересов той или другой стороны.
ССТ: Учитывая, что перестрахование ранее в основном строилось на зарубежной юридической базе, могут ли при урегулировании убытков возникнуть расхождения в терминологии и подходах?
Н. К.: Частично эту проблему мы уже решаем, однако, полностью этот вопрос, скорее всего, решится не ранее 2025 года. Нам важно не только привести требования к российскому законодательству, но и договориться со страховщиками. Один из вариантов решения — полностью отойти от западных канонов и перейти на российское законодательство. Но есть опасения, что при возврате к международному перестрахованию мы не сможем перестроиться обратно. Кроме того, есть требования международных конвенций, которые базируются на зарубежном праве.
ССТ: Чем можно похвастаться по итогам этого года?
Н. К.: Рекордные убытки 2022 года показали страховому рынку, как нужно относиться к рискам. Особенно ярко это видно в страховании складского сегмента. Многие страховщики пересмотрели свое отношение к оценке объектов и понимают, каковы будут последствия, если принимать все на страхование без должной осмотрительности.
Все новации, внедренные нами для складских комплексов, в 2023 году дали свои плоды. Мы продвигаем качество оценки риска и ответственный, цивилизованный подход к страхованию. Не столь важно, сколько за этот риск нам заплатят премии, от крупного убытка никакая премия не спасет. Нам важнее качество риска и то, как к нему относятся клиенты.
ССТ: Какие задачи определены как перспективные на следующий год?
Н. К.: В этом году мы разрабатываем новую стратегию на 2024–2026 годы. Однако кардинальных перемен не будет: РНПК по-прежнему будет идти по пути прозрачности, систематизации и структурирования своих подходов к рынку.
Очевидно, что любое наше нововведение существенно влияет на рынок. Мы должны учитывать интересы клиентов, требования Центрального Банка и ФАС. Сегодня у нас есть понимание, как РНПК должна работать и выстраивать отношения со страховщиками.
Еще одной новацией станет наше решение о переходе на единую дату пролонгации облигаторных договоров для всех страховщиков. Допустим, с 1 января все пролонгируют облигатор по имуществу, с 1 мая — море, с 1 июля — авиация и др. Тогда любые наши изменения не будут столь болезненными для рынка.
Еще один важный аспект, который требует систематизации — это размер собственного удержания страховщика. Мы крайне заинтересованы в его увеличении у многих страховщиков. Этому будет посвящена часть наших усилий в 2024 году.
Также в следующем году мы начнем реализацию новой международной стратегии РНПК. Нам нужно заново оценить перспективы рынков дружественных стран.
Изоляция для страхования и перестрахования — не самый лучший вариант. Нам нужно международное распределение риска. Мы должны встроиться в общегосударственную стратегию взаимодействия с другими дружественными нам странами мира.
ССТ: Какие сложности в развитии международного сотрудничества?
Н. К.: Исходящее перестрахование от российских страховщиков наши зарубежные коллеги боятся брать из-за санкций. Даже дружественные страны не готовы массово перестраховывать наши риски. Есть и вторая причина — это расчеты. Как перевести деньги перестраховщику и получить их обратно в случае убытка — ответ на этот вопрос не всегда прост, и при этом непредсказуем. Ситуация постоянно меняется, так что гарантировать проведение расчетов практически невозможно. А перестрахование — это бизнес в долгую.
Дополнительная, кроме тех же санкций и расчетов, проблема входящего перестрахования связана с регулированием перестрахования. Дело в том, что для большинства зарубежных регуляторов перестраховщик без минимального международного рейтинга не очень надежен. Как результат — такое перестрахование либо не учитывается вовсе, либо требует дополнительного капитала. А из-за санкций Россия и российские компании свои международные рейтинги потеряли, так что иностранным коллегам проще отдать риск куда угодно.
ССТ: Может быть, нам достаточно внутреннего перестрахования?
Н. К.: Изоляция для страхования и перестрахования — не самый лучший вариант. Нам нужно международное распределение риска, мы должны встроиться в общегосударственную стратегию взаимодействия с другими дружественными нам странами мира. Россия вполне способна стать таким же мощным финансовым центром, как и западный перестраховочный рынок. Мы сможем работать с СНГ, сблизиться с Китаем и Индией, установить отношения с Африкой и Латинской Америкой, но эта задача требует времени, наработки практики и компетенций.